«Повышение цен уже наблюдается»
На прошлой неделе аэропорт «Домодедово» повысил сборы с авиакомпаний, работающих с хабом. 1 апреля его примеру последует «Шереметьево». Повышение в среднем составило 20%. Эксперты и участники рынка опасаются, что это приведет к удорожанию билетов. МОСЛЕНТА выяснила, чего стоит ждать пассажирам в ближайшее время.
В чем суть
Повышение аэропортовых сборов стало возможным после того, как в ноябре прошло года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отказалась от государственного регулирования в этой области и фактически разрешила аэропортам московского узла самим решать, какие тарифы устанавливать.
21 февраля приказ ведомства вступил в силу. Стоит отметить, что повысить сборы решили не все московские аэропорты - «Внуково» сохранило цены на прежнем уровне.
В результате, с 1 апреля компаниям, летающим через «Шереметьево», придется платить на 12% больше за взлет-посадку, на 3% - за авиабезопасность и на 9% - за услуги аэровокзального комплекса.
Для клиентов «Домодедово» подорожание составило соответственно 15%, 30%, 27% (за пользование аэровокзальным комплексом на международных рейсах) и 43% (на внутренних).
Почему сборы выросли сейчас?
В пресс-службе «Шереметьево» МОСЛЕНТЕ объяснили, что повышение сборов связано с инфляцией, а не с отменой госрегулирования. «Незначительное повышение уровня тарифов является стандартной ежегодной процедурой для всех аэропортов в связи инфляцией и повышающимися затратами. Указанное увеличение почти в два раза меньше текущего уровня инфляции», - рассказали в аэропорту, добавив, что о повышении тарифов все компании были проинформированы заранее.
В «Домодедово» в числе причин называют также рост доходов перевозчиков и необходимость финансировать собственную программу развития. «Доходы, полученные от иностранных авиакомпаний, сборы для которых номинированы в долларах и существенно превышают сборы для российских компаний, во многом помогали «Домодедово» сдерживать ставки сборов для отечественных перевозчиков. Однако в 2015 году пассажиропоток иностранных авиакомпаний снизился на 17%», - отметили там.
Между тем, к «Домодедово» уже есть претензии у ФАС. «Есть тема с «Домодедово». Там тариф вырос выше, чем составляет уровень инфляции. Мы этот вопрос внимательнейшим образом разбираем», - заявил глава ведомства Игорь Артемьев.
В аэропорту на это отвечают, что подорожание в пересчете на одного пассажира не превысит 50 рублей. То же самое говорят и в «Шереметьево»: «По данным наших аналитиков, это повышение фактически не может привести к росту цен на билеты, потому что рост этого сегмента в конкретном билете существенно мал».
Что об этом думают авиакомпании?
Совсем другие прогнозы у совладелицы S7 Airlines Натальи Филевой. «В «Домодедово» повышение на 20%. Пассажир не может этого оплатить, это ляжет на авиакомпанию. Потом мы обанкротимся, и все эти дыры будет оплачивать государство, как платит сейчас после ухода «Трансаэро», то есть не пассажир, а все пострадают», - заявила она в интервью ТАСС. По словам предпринимательницы, отмена госрегулирования главным образом препятствует реальной конкуренции между аэропортами.
В самой ФАС МОСЛЕНТЕ рассказали, что не разделяют мнение Филевой. «Члены правления рассмотрели результаты анализа состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг МАУ [Московского авиационного узла], которые свидетельствуют о наличии условий конкуренции между аэропортами «Домодедово», «Внуково» и «Шереметьево»», - отметили в ведомстве.
Там считают, что в каждом из столичных аэропортов есть как минимум два альтернативных поставщика услуг, за которые взимаются сборы. «В МАУ сформировались условия для экономически оправданного перехода из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка», - подчеркивают в ФАС.
Что прогнозируют эксперты?
Большинство опрошенных МОСЛЕНТОЙ авиакомпаний настроены оптимистично или вовсе не задумывалось о том, что делать дальше. В Red Wings заявили, что пока не получали официальных уведомлений от аэропортов о повышении сборов и поэтому не знают, как будут реагировать на изменения.
«Пока у нас нет окончательного понимания, что происходит и что в связи с этим предпринимать. Мы просчитываем варианты и пытаемся разобраться», - говорит представитель «Уральских авиалиний» Сергей Антонов.
Директор российского филиала Emirates Егор Плахов отмечает, что «пока не в курсе ситуации». «Мои коллеги в Дубае, которые ведают всеми делами компании, в том числе и касающимися ценообразования, наверняка уже осведомлены обо всех деталях. Но я еще не знаю, что конкретно повысили аэропорты, когда и на сколько процентов», - отмечает он.
«Аэропортовый сбор не имеет прямого отношения к ценообразованию, хотя, конечно, включается в окончательную стоимость билета. Перевозчики собирают его с пассажиров при оплате билета, а затем перечисляют аэропортам, - говорит генеральный представитель Delta Airlines в России Леонид Тарасов. – Эти сборы есть во всех аэропортах мира, и устанавливают их сами же аэропорты при согласовании с государственными институтами или международными авиационными организациями».
По его словам, цена авиабилета формируется из нескольких составляющих. Авиакомпания устанавливает только базовый тариф, который фактически является платой за ее услуги. «Мы, как авиакомпания, не можем ни уменьшить, ни увеличить аэропортовые сборы. Нам остается только принять новые реалии. И я не думаю, что повышение сборов сильно повлияет на спрос. Он может упасть только на ближнемагистральных маршрутах – там, где величина сборов имеет большой удельный вес в структуре цены билета», - отмечает Тарасов.
Президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун, напротив, считает, что ничего хорошего нововведения не принесут. «Эти изменения могут привести к тому, что права аэропортов ничем не будут ограничены. Нигде не сказано, как часто они смогут повышать сборы, за сколько времени будут обязаны предупреждать перевозчиков, - говорит он. – Вот сейчас Домодедово и Шереметьево изменили ставки, а компании-то уже продают билеты.
И что им теперь, изменять условия для пассажиров, уже купивших свой билет? Значит, они будут компенсировать свои расходы за счет новых клиентов. Ведь пассажир – единственный источник, на который перевозчик может рассчитывать. И многие будут оставаться в убытке».
Но самое главное, считает руководитель АЭВТ, заключается в том, что приказ ФАС противоречит постановлению правительства от 2008 года. Согласно ему, аэропорты и сборы, которые они устанавливают, являются сферой регулирования со стороны государства. Документ не был отменен, а значит, до сих пор имеет силу. «С юридической точки зрения новое решение ФАС незаконно. Мы писали письмо главе агентства Игорю Артемьеву. Он не ответил. Но зато потом отчитался, что его инициатива прошла обсуждение и не встретила замечаний», - сетует Тасун.
Вместо этого, полагает он, властям следует отменить НДС для внутренних рейсов. Сейчас ставка налога составляет 10%. Для международных маршрутов этот показатель равняется нулю.
Глава ФАС Артемьев считает такие настроения «истерическими». По его мнению, перевозчики таким образом просто готовят общественное мнение к собственному банкротству.
«Ничего в этом хорошего нет. Но, в принципе, это логично. Московский авиаузел должен развиваться, а для этого нужны деньги. Когда во время приватизации 1990-х годов делили авиационное хозяйство, никто не предполагал, что будут такие пассажиропотоки и что это все надо будет не только эксплуатировать, но и обустраивать», - рассуждает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
По его словам, существует два источника инвестиций в развитие аэропортов: дотации со стороны государства и сборы, которые в конечном итоге ложатся на пассажиров. Власти готовы тратить на это средства бюджета, но из-за особенностей структуры собственности могут вкладывать только в ту часть аэропорта, которая принадлежит государству.
В другую – частную – ее владельцы не спешат инвестировать самостоятельно, и в итоге для нормального развития авиаузла средств не хватает. В этой ситуации правительству не остается ничего, кроме как позволить аэропортам больше собирать с потребителей.
«К сожалению, в этой ситуации мало что можно сделать. Если государство решит, что развитие транспорта важнее, чем экономическая эффективность, наверное, будет как-то субсидировать, несмотря на юридические помехи. Если нет – нас ждет как минимум стагнация уровня пассажирских перевозок», - говорит Адамидов.
В качестве примера он приводит третий аэропорт Москвы – «Внуково». Он нуждается в дополнительных средствах меньше остальных. «В свое время правительство Москвы потратило немало денег на реконструкцию «Внуково». Сейчас перед ним не стоит такой проблемы», - считает эксперт.
Владимир Тасун считает, что руководство «Внуково» не стало повышать сборы из-за боязни потерять и без того немногочисленных перевозчиков: «По «Внуково» сильно ударило банкротство «Трансаэро». Если они сейчас станут собирать больше, от них и вовсе все разбегутся».
Что думает государство?
В Антимонопольной службе напоминают: аэропорты, даже получив свободу при установлении сборов, сохраняют за собой статус субъекта естественной монополии. «Они будут обязаны до введения новых тарифов уведомлять об этом ФАС, что позволит антимонопольному органу принять оперативные меры реагирования в случае ограничения конкуренции», - говорят в ведомстве.
Его глава Игорь Артемьев обещает разобраться с аэропортами, которые «выйдут за определенную черту». «Мы немедленно заведем антимонопольное дело, назначим им оборотный штраф, подадим на дисквалификацию генеральных директоров». Впрочем, о возвращении к госрегулированию, подчеркивает он, речи не идет.
А какие прогнозы у продавцов билетов?
Агенты, занимающиеся продажей авиабилетов, спокойны. Они ожидают роста цен, но рассчитывают, что он будет умеренным. «Я представляю по сути посредников между авиакомпаниями и пассажирами. Люди, живущие в деревнях где-нибудь в Хабаровском крае, не имеют доступа к услугам перевозчиков напрямую – только через нас. Конечно, повышение цен уже наблюдается. Но пока терпимое», - говорит генеральный директор Ассоциации агентств воздушного транспорта (ААВТ) Сергей Демиденко.
Директор по развитию онлайн-сервиса путешествий OneTwoTrip Аркадий Гинес утверждает, что опасаться надо отнюдь не высоких сборов: «С учетом средней загрузки самолетов, повышение сборов не должно серьезно отразиться на цене авиабилетов для пассажиров – по нашим расчетам, рост составит не более 100 рублей на один билет. Сильнее на цене билетов скажется рост тарифов авиакомпаний в летний период».