Денег нет и не будет
В прошлом году на 26 российских заводах было снято с производства около 80 лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), которые стоили меньше 50 рублей. Этот процесс будет продолжаться и дальше, потому что выпускать дешёвые препараты невыгодно, а обещанные правительством субсидии до производителей не доходят из года в год.
ЖНВЛП — это лекарства, цены на которые регулируются государством, чтобы обеспечить их доступность населению. Список каждый год обновляется и пересматривается. На 2016 год в нём 646 международных непатентованных наименований лекарств (внесли 43 препарата, исключили один). Перечень делится на три ценовых сегмента: лекарства дешевле 50 рублей, дороже 50 и дешевле 500 рублей и дороже 500. Именно от нижнего ценового сегмента постепенно отказываются производители. Цены в нём за год в среднем выросли на 2,8% (вдвое меньше, чем годом ранее). А из-за кризиса производство подорожало гораздо больше, что сделало выпуск таких лекарств нерентабельным.
О прекращении выпуска лекарств из списка ЖНВЛП стало известно в апреле. Во время прямой линии с гражданами президент России Владимир Путин дал распоряжение правительству до июня найти возможные пути поддержки фармпроизводителей, выпускающих дешевые ЖНВЛП.
В итоге правительство приняло решение субсидировать производителей. Несмотря на то, что Федеральная антимонопольная служба предлагала провести индексацию цен на препараты, предрекая в ином случае исчезновение с рынка более 300 отечественных жизненно необходимых препаратов.
МОСЛЕНТА попросила заместителя генерального директора компании STADA CIS Ивана Глушкова прокомментировать принятое правительством решение.
Собеседник нашего издания этим решением не удивлён и не ждёт от него ничего - ни хорошего, ни плохого:
Правительство каждый год это решает (поддержать производителей дешёвых препаратов - прим. ред.). И каждый раз ничего не делает. В прошлом году было принято такое же решение, которое не привело к каким-то конкретным действиям.
- То есть деньги не пришли? - интересуемся мы.
- Нет, конечно. Закон даже отдельный приняли. Но никаких действий за ним не последовало! - сетует собеседник.
- И как будут сохранять производство лекарств? - снова задаем ему вопрос.
- Никак. Каждый год происходит обострение. Какие-то препараты уходят с рынка. Медицинское сообщество и пациенты начинают кричать, правительство это слышит. Тут же собирает совещания, говорит: "Сейчас всё сделаем". Потом появляются новые приоритеты, вопрос с лекарствами уходит на второй план, наступает новый год, опять какие-то препараты уходят.
При этом Глушков сомневается, что вообще все дешёвые лекарства из списка ЖНВЛП перестанут производить. По крайней мере, это займёт очень много времени: «Дешёвых препаратов на рынке – около 50% в упаковках. Для Москвы это вообще неочевидно, но на самом деле в стране таких препаратов половина. В деньгах, конечно, гораздо меньше. Но надо понимать, что ещё десять лет назад доля дешёвых препаратов в упаковках была намного больше. То есть постепенно идёт уменьшение их количества».
Когда в правительстве ещё не решили, как в этом году поддерживать производителей, они в один голос высказывались о бессмысленности субсидий и говорили о необходимости отменить регулирование цен внутри сегментов. «Все считают, что субсидирование — это мёртвому припарка. Кого будут субсидировать? Компанию или конкретный препарат? У всех ситуация разная: у кого-то 20% ЖНВЛП в портфеле, у кого-то 90%. Поэтому эта мера, мы считаем, абсолютно не изменит ситуацию.
Единственный способ решить вопрос исчезновения дешёвых препаратов — отпустить цену внутри сегментов до 50 рублей, и, соответственно, рынок всё сам выстроит. У нас не было проблем до того, как начали регулировать, — рентабельность была нормальной, и пациенты не жаловались, что цены растут», - отметил директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев в майском интервью LiveJournal Media.
Отмена регулирования цен, о которой говорит Дмитриев, связана с тем, что стоимость препаратов из списка ЖНВЛП регулируются не только по сегментам. Внутри каждого из них для каждого лекарства задаётся максимально разрешённая отпускная цена, то есть лекарства из нижнего сегмента могут стоить 30 или 40 рублей. Каждый раз это регулируется отдельно. Чтобы дистрибьюторы и аптечные сети могли покрывать расходы, в первую очередь логистические, им разрешено делать наценку, размер которой тоже строго регулируется. Её устанавливают в процентах от цены, что и делает дешёвые лекарства неинтересными для закупщиков.
Сумму выделенных предприятиям в этом году субсидий оперативно уточнить не удалось, но в феврале этого года, заявляя о планах поддержки фармпроизводства, занимающегося дешёвыми ЖНВЛП, министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев называл цифру в 4 млрд рублей. «В плане есть позиция, связанная с обеспечением дешевыми лекарствами, которая касается выделения суммы до 4 млрд рублей на поддержку производителей лекарственных препаратов из этой категории», - сообщил Улюкаев Интерфаксу 18 февраля по итогам заседания кабинета министров.