Молоко и печенье в награду за кровь
14 июня отмечают Всемирный день донора. МОСЛЕНТА пообщалась с почетными донорами Москвы и России и выяснила, почему они это делают, как вознаграждают доноров и полезно ли это для здоровья.
Тамара Плотникова, 94 года, почетный донор СССР, личный секретарь полярного летчика Героя Советского Союза Водопьянова
Я стала донором во время войны. Я была совсем молодая, и мы с девчонками были готовы на все, чтобы спасти раненых. Привозили новых раненых — и мы тут же бежали сдавать кровь. Всего сдавала более ста раз и спасла жизни 800 людям. Многих из них я знала прекрасно, поскольку во время войны часто требовалось прямое переливание крови.
Конечно, ни о каком вознаграждении в то время и речи идти не могло. Однако те, кому наша кровь спасла жизни, часто нас находили, привозили нам сгущенное молоко или печенье в качестве благодарности. Ах, какое это было богатство в то время! Иногда для раненых, которым мы помогали, мы устраивали танцы. И хотя это была война, мы были очень молоды и время на радость все равно находили. А однажды мне подарили шелковую блузку!
Не вредно ли это? А вы посмотрите на меня! Мне уже скоро 95 лет, а фигура 17-летней девочки и я всегда на каблучках не ниже 9 сантиметров.
Я всегда сдавала по 500 миллилитров вместо обычных 300 и чувствовала себя прекрасно. Сдавала раз в месяц. Не вредно ли это? А вы посмотрите на меня! Мне уже скоро 95 лет, а фигура 17-летней девочки, и я всегда на каблучках не ниже девяти сантиметров. И я, кстати, все еще работаю! Прожила столько лет, а знать не знаю, что такое врачи, кабинеты, лекарства… Вот такое у меня здоровье!
Я прекратила сдавать кровь примерно через десять лет после окончания войны. С тех пор прошло уже 70 лет. Сейчас у меня как у донора есть льготы и прибавка к пенсии. За ЖКХ и электричество плачу с 50-процентной скидкой. Но вообще государство мало поддерживает, а просить я уже не буду. Не для того я войну прошла, чтобы кого-то сейчас о чем-то просить. Это унизительно! Но я не унываю. Вот такая у меня жизнь.
Татьяна Кондратьева, 68 лет, почетный донор РФ и СССР
Впервые я сдала кровь в 1971 году, когда работала в школе и ребенку понадобилась кровь. С тех пор я донорствовала 42 года подряд, пока мне не исполнилось 65 лет. Сегодня людям старше этого возраста сдавать уже нельзя.
Всего я сдала кровь 300 раз. Обычно приходила на станцию переливания крови сдавать кровь раз в два месяца, а плазму чаще — ее можно раз в две недели.
Те, у кого есть здоровье и кто хочет его сберечь – надо обязательно сдавать кровь. Помимо того, что это доброе дело, так и вы всегда находитесь под контролем врачей. Это важно в наше время.
Но мне это было совсем несложно — это же помощь другим людям. Да и для донора это полезно. Я вообще считаю, что те, у кого есть здоровье и кто хочет его сберечь, обязательно должны сдавать кровь. Помимо того что это доброе дело, так и вы всегда находитесь под контролем врачей. Это важно в наше время.
Будучи почетным донором России с 1994 года, я получаю некоторые льготы. Например, плачу лишь 50 процентов от стоимости услуг ЖКХ и за электричество, также у меня есть возможность пользоваться протезированием за полцены и на лекарства тоже скидка. Кроме того, прибавка к пенсии составляет две тысячи рублей. Хотя раньше поддержка доноров была больше.
Хочу пожелать всем молодым людям здоровья, и чтобы они не боялись становиться донорами. Это хорошее дело, важное для общества и для них самих.
С помощью программ поддержки доноров Москвы в целом потребности города в компонентах донорской крови удовлетворяются по запросам лечебных учреждений. В 2014 году в Москве донорами крови стали более 78 тысяч человек. Было осуществлено около 170 тысяч донаций крови или ее компонентов. В среднем в Москве за год переливается до 50 тысяч литров компонентов донорской крови.
Илья Карпюк, 28 лет, почетный донор Москвы
Я начал сдавать кровь через несколько месяцев после совершеннолетия, то есть десять лет назад. Тогда я регулярно читал блог врачей, которые работают в Российской детской клинической больнице. Они писали в том числе и о том, какое важное дело делают доноры. Так что как только я смог, я пошел с другом в ближайшую больницу, и мы сдали кровь. Мне понравилось.
С самого начала я решил сдавать цельную кровь — это занимает меньше всего времени. Ее можно сдавать раз в два месяца, но не более пяти раз в год. Я стараюсь следовать этому графику, хотя и не всегда получается из-за занятости. К настоящему моменту я сдал кровь около 35 раз.
Я сразу знал, что буду сдавать кровь безвозмездно. Да и, если честно, пара тысяч рублей раз в два месяца — не такая большая сумма. Когда я начинал, звания почетного донора Москвы за 20 кроводач не было. Его ввели только через несколько лет. А о значке почетного донора России за 40 кроводач я тогда и не задумывался.
Когда же я получил звание почетного донора Москвы, первым делом я пошел в ЕИРЦ (нынешний МФЦ) и Мосэнергосбыт. И там, и там мне дали положенные льготы — сейчас это около 650 рублей в месяц скидки на оплату электроэнергии и квартплаты. Как позже оказалось, меня ошибочно записали почетным донором России, но я не возражал. Дело в том, что звание почетного донора Москвы было введено в декабре 2008 года, а реальные льготы нам стали давать только летом 2014 года. Тогда в кассах метрополитена и Мосгортранса стали выдавать бесплатные трехдневные билеты. А до этого все официальные ведомства «отфутболивали» обращения почетных доноров Москвы. Только прокуратура города внесла в какой-то момент на рассмотрение Мосгордумы специальный законопроект. Официальных скидок на оплату коммуналки, насколько я знаю, почти никто не добился до сих пор.
Кровь нужно сдавать не за деньги или льготы, а ради помощи другим людям
Несмотря на все сложности, я уверен, что кровь нужно сдавать не за деньги или льготы, а ради помощи другим людям, поэтому я как могу агитирую друзей и знакомых за сдачу крови. В результате кровь сдает моя жена, а также один знакомый.
Я думаю, что для популяризации донорства нужно, во-первых, сделать работу пунктов приема крови более удобной — не только в будни и не только утром. Во-вторых, можно принимать кровь, например, в торговых центрах. В-третьих, и это важно, нужно вообще отменить платное донорство и убрать все льготы. В том числе и те, которыми я пользуюсь. Пока государство так или иначе платит за кровь, на донорские пункты не удастся привлечь людей, которым эта помощь не нужна. Сейчас они совершенно резонно уверены, что сдача крови — дело студентов, военных, нищих людей и других. На самом деле сдача крови — это дело людей, которые готовы безвозмездно помогать своим согражданам, а это одинаково почетно и для бедных, и для миллионеров.