Культура и отдых
Спроси любого, что нужно в парке? Ответят – аттракционы. Как только они там появятся, все решат, что аттракционы совершенно не нужны, нужен пруд с уточками, альпийская горка или кафе-мороженое. Начнется реконструкция – все немедленно возмутятся: расчистку валежника будут воспринимать, как покушение на «зеленые легкие» и прямую угрозу счастью и благоденствию.
Между тем, большинство московских парков уже преобразилось, заповедным уголкам запустения и разрухи тоже осталось недолго радовать глаз руинами и буреломами. МОСЛЕНТА встретилась с директором ГКУ «Объединенная дирекция «Мосгорпарк» Мариной Люльчук и из первых рук получила информацию о настоящем и ближайшем будущем паркового хозяйства столицы, а также рассмотрела три новых проекта.
Сколько можно и сколько нужно?
- Вопрос из разряда «для тех, кто к нам только что присоединился». Наверняка отвечали тысячу раз, но все же: сколько в Москве парков, как мы смотримся на фоне других столиц?
- Москва сегодня самый зеленый мегаполис мира, зеленых насаждений у нас больше 54% от общей площади. Если сравнивать с другими столицами мирового класса, в Лондоне – около 38%, в Берлине и Нью-Йорке - меньше 20%. На сегодняшний день в Москве около 400 парков, 100 из них – парки, подведомственные Департаменту культуры города Москвы, которые мы курируем.
- А остальные 300?
- Лесопарки, парки по месту жительства, бульвары и скверы.
- Лосиный остров, Битцевский парк?
- Да, Битцевский парк, Лосиный остров, Тропарево – одни из крупнейших лесопарков.
- Они как-то к вам в ведение будут переходить, хотя бы частями?
- Нет, это лесопарковые территории, у них статус особо охраняемых природных территорий. В наших парках много разной инфраструктуры и активного отдыха: мы регулярно проводим концерты, театральные показы, фестивали. А в лесопарки люди приходят для спокойной прогулки, тихого отдыха, их не нужно наполнять инфраструктурой, не нужно делать сцены, спортивные и танцевальные площадки.
- Точно не нужно?
- Точно.
Новый проект №1 - Ходынское поле
Проект разработан архитектурным бюро Kleinewelt Architekten. Парк будет построен на месте пустого поля, на котором раньше располагался аэродром. Территорию разделят на пять зон: главную площадь со сценой и амфитеатром, коворкингом и батутным центром, зону тихого отдыха с городским садом, в котором высадят кустарники и крупные деревья, зону спорта и детских площадок, зону пешеходного бульвара и транзитную зону у новой станции метро, которую планируют открыть к концу 2016 года. Появятся пункты проката и кафе, будут сделаны искусственные холмы. Зимой в парке планируют заливать каток.
Как утилизировать листву?
- Допустим. Но семья выбралась в лес. А как детей утилизировать? В смысле, чем их занять: в пампасы, лазать по деревьям?
- Детям можно показать, как деревья растут, вместе белочек покормить.
- То есть каких-то выгородок, условно говоря, площадок молодняка не планируется, не нужно?
- Не могу ответить: лесопарки не наши. За деталями можно обратиться к департаменту природопользования и охраны окружающей среды.
- В общем, делим: здесь у нас дикая природа с дятлами, а здесь у нас…
- ...общественное пространство, где можно погулять, посидеть на траве, заняться спортом, поиграть с детьми на детской площадке, поучаствовать в мероприятиях. В общем, получить качественную инфраструктуру и услуги для отдыха.
- Раз уж заговорили, уборка листвы. Москвичи все время переживают – то надо убирать, то не надо. В культурных парках ее надо убирать? Потому что все очень переживают, что нарушается баланс, апеллируют к теориям, доказывают на практике…
- Если у нас парковая территория со статусом особо охраняемой территории, то по нормативам листву убирать из парка нельзя, она должна оставаться, чтобы подпитывать почву деревьев.
Дорожно-тропиночная сеть
- По поводу того, что должно быть в парке. Аттракционы в парках нужны?
- Не во всех.
- И как разделить – где надо, где не надо?
- Когда мы разрабатываем концепции комплексного благоустройства парков, мы не делаем это по принципу «ну давай там поставим». Мы анализируем, спрашиваем у жителей, что они хотят видеть. Это касается и аттракционов. Есть территории, где они неуместны. Например, Сиреневый сад — уникальный сирингарий с самой внушительной коллекцией сирени в городе. Он для прогулок и спокойного отдыха, в нем не уместны ни аттракционы, ни торговля.
- Вы основываетесь на опросах москвичей в данном случае, исходите из их потребностей?
- У нас рациональный подход, мы оцениваем реальную необходимость тех или иных объектов в парках. Даже если жители говорят «Да, мы очень хотим!» - это могут быть необдуманные решения. Если это так, мы вступаем в диалог, объясняем, почему не стоит этого делать. Право голоса все равно остается за городом.
- По поводу опросов. Бывает так, что люди в принципе не знают, чего хотят, но им элементарно не нравится все, что им предлагают специалисты?
- Такое иногда бывает. В этих случаях мы рисуем на генплане базовую инфраструктуру и обсуждаем с жителями.
- Поясните, что это за база? Условно говоря, минимальный комплект?
- Можно и так сказать. Во-первых, это качественная дорожно-тропиночная сеть, чтобы мы ноги не ломали в парках. Во-вторых, освещение и система безопасности — то, без чего нормальный парк жить не может. Это детские, спортивные и танцевальные площадки, кафе, где можно выпить кофе и перекусить.
Новый проект №2 - Таганский детский парк
Проект разработало архитектурное бюро Kleinewelt Architekten. В парке появится много детских объектов: многофункциональный детский центр со спортивным залом и студиями для развивающих занятий, детская водная площадка для игры с песком и водой, игровые площадки. Будет установлена сцена для проведения мероприятий, обустроены спортивная площадка, светомузыкальный пешеходный фонтан и павильон «Обитаемый забор», в котором расположатся лекторий, кафе, туалеты, пункты проката.
Посетитель парка - кто он?
- Посетитель парка – какого он возраста? Есть же какая-то выборка. Условно говоря, вы делаете парки для семей с детьми, для пар или для пожилых людей? Или вы вообще не рассматриваете их в смысле возрастной категории?
- Мы стараемся не делать ограничений — этот парк только для молодежи, и больше не приходите никто. Когда мы разрабатываем концепцию и делаем зонирование, мы учитываем посетителей всех возрастов: детей, молодежь, людей старшего возраста. Есть парки, где исторически сложилась тематика. Например, этим летом мы откроем парк Олимпийской деревни. Он строился к Олимпиаде-80, и мы сохранили его спортивную направленность. В нем будет необходимая базовая инфраструктура, но основной акцент сделан на спорт. Или парк Садовники на проспекте Андропова, который мы благоустроили в 2014 году - он тоже по сути получился спортивным.
- Вот туда, кажется, старикам не соваться – собьют...
- Ну почему? Там все разделено, никто никого не собьет. Спорт отдельно, люди старшего возраста отдельно. Но основная инфраструктура про спорт: мы сделали уникальный скейтпарк, многофункцинальные спортивные площадки, площадку для волейбола, поставили столы для пинг-понга. В этом году мы планируем благоустроить Таганский детский парк. Он с 30-х годов был детским парком, и сейчас акцент будет на детей: детские площадки, в том числе первая в городе водная, детский клуб.
- А соцопрос никакой не проводили вы тем не менее? Условно говоря, средний возраст посетителей московского парка – это…
- Проводили. Средний возраст наших посетителей от 15 до 35.
За основу брали Америку, цены равняли с Россией
- Вы ориентируетесь на европейский опыт, или у нас достаточно специалистов, которые способны и сами что-то сгенерировать, придумать?
- Года четыре назад мы ориентировались на зарубежный опыт, потому что в России индустрия не развивалась. Мы посетили много стран и городов, встречались со специалистами в области создания и развития общественных пространств, перенимали зарубежный опыт. Во многом ориентировались на опыт США: Нью-Йорка, Чикаго. Но сегодня уже и в Москве появились свои профессионалы.
- Есть ощущение, что пока вы крутите педали, этот велосипед едет. Как только вы крутить педали перестанете, он грохнется. Это касается даже такой элементарной вещи, как финансирование этих всех побочных активностей. Оно насколько запланировано, забюджетировано?
- Парки развиваются и финансируются согласно государственной программе Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы». Мэр Москвы развитие парков поставил для себя в один из приоритетов. Раньше в них ничего не было, сегодня наши парки наполнены инфраструктурой, в них регулярно проводятся мероприятия. Они интересны спонсорам, которые приносят в них деньги.
- И сколько на себя берут спонсоры?
- Около 30%.
- Тогда вопрос о коммерции, но бытового уровня. Ценообразование в парках на продукцию, которая там продается…
- Цены у нас среднерыночные.
- Ну как же, заходишь в парк, и вода там стоит 200 рублей. Ты выходишь из парка, там стоит такой же ларек или палатка, и вода там стоит уже 50 рублей.
- Когда-то так было.
- Сейчас это тоже где-то продолжается. В центральных, крупных парках.
- Система так работает: парки сами не торгуют, они заключают договор с арендаторами, которые побеждают на аукционе. Если вода через забор стоит 100 рублей, а оператор продает за 200, мы готовим обращение к оператору с просьбой это устранить.
- Следите.
- Обязательно.
- И каков конечный механизм воздействия? То есть если вы делаете несколько замечаний, человек понимает, что в следующем году, возможно, его уже здесь не будет?
- Конечно.
Новый проект №3 - Красногвардейские пруды
Проект разработало архитектурное бюро Wowhaus. Красногвардейские пруды объединятся в единую рекреационную зону с парком «Красная Пресня». Будут обустроены зоны отдыха у воды: появятся две лодочные станции, деревянный настил с лежаками и зонтиками, раздевалки и душевые, 5 амфитеатров, сцена на воде. Появятся детский городок с игровыми площадками, спортивные площадки для игры в стритбол, пинг-понг и настольный футбол, площадка воркаут с уличными тренажерами, кафе и пункты проката.
Кто пользуется парком, как трибуной
- Вернемся к цифрам. Из ста парков сейчас какое количество развивается? То есть сколько на разных стадиях развития, сколько пребывает в своем исконном состоянии?
- На сегодняшний день из 100 парковых территорий свыше 60 уже благоустроены, имеют всю необходимую инфраструктуру. До конца 2018 года мы благоустроим остальные территории.
- Получается, что к 2018 году парками образцового содержания будут все московские парки?
- Именно.
- А гайд-парки? Думали, кажется, даже отдельно создать некую сущность? Это ведь целое направление, мощная социально-политическая функция…
- Скажем, в Сокольниках осталась такая площадка для выражения общественного мнения, но горожане собираются там не каждые выходные.
- Буйных мало стало, вот и нету вожаков?
- Просто у парков востребованы другие функции — рекреационные и культурные.