Город

«Ягуар» и другие животные

С 1 мая вступил в силу запрет на продажу алкоэнергетиков

© Вячеслав Прокофьев / ТАСС

В Москве вступает в силу запрет на продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков. Банки с алкоэнергетиками должны исчезнуть с полок 1 мая 2015 года. МОСЛЕНТА выяснила, почему это сделано и как оно работает в других странах и регионах.

В Москве вступает в силу запрет на продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков. Банки с алкоэнергетиками должны исчезнуть с полок с 1 мая 2015 года. МОСЛЕНТА выяснила, почему это сделано и как работает в других странах и регионах.

Инициатива законопроекта принадлежит бывшему руководителю отделения «Молодой гвардии» (общественно-политической молодежной организации партии «Единая Россия») в ЦАО Москвы Кириллу Щитову. Сейчас 29-летний депутат Мосгордумы возглавляет в столичном парламенте комиссию по физкультуре, спорту и молодежной политике. О готовящемся законе Щитов объявил осенью прошлого года, а 25 февраля 2015 года документ уже рассмотрели в первом чтении.

Согласно первоначальному тексту, под слабоалкогольными тонизирующими напитками (именно так алкоэнергетики названы в документе) понимаются «слабоалкогольные напитки специального назначения с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9 процентов объема готовой продукции, содержащие кофеин более 0,151 мг/куб. см и(или) другие тонизирующие компоненты». Ко второму чтению внесли поправку и запретили напитки с содержанием алкоголя от 0,5 процентов и убрали упоминание точного количества кофеина, чтобы «не оставить недобросовестным продавцам лазеек», как пояснил Щитов. Нарушителям грозит ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) — от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц (то есть продавцов) и от 50 до 100 тысяч — для юридических (владельцев магазина или торговой точки).

© Александр Рюмин / ТАСС

В пояснительной записке авторы закона используют формулировки «учеными доказано» и «по мнению экспертов», однако не ссылаются на какие-либо конкретные исследования. Отмечается, что «таурин и кофеин возбуждают и стимулируют нервную систему, углекислота усиливает эйфорию, этиловый спирт, заглушенный ароматизаторами, оказывает токсическое воздействие». Сторонники запрета алкоэнергетиков подчеркивают, что напиток действует на его потребителя моментально, эффект сохраняется в течение нескольких часов, и в это время человек не способен адекватно оценить свое состояние. Кроме того, такие напитки увеличивают риск микроинсультов, болезни Паркинсона и слабоумия. Ежегодно регистрируется 1-2 смертельных случая вследствие употребления слабоалкогольных энергетиков.

«Как любое психоактивное вещество, алкогольные энергетические напитки вызывают привыкание и зависимость. Они, кстати, гораздо вреднее обычного алкоголя, так как в них одновременно содержится несколько веществ, в том числе кофеин и таурин. При употреблении алкогольных энергетиков в организме человека начинается множество процессов, целая биохимическая буря: растет уровень адреналина, повышаются давление, тревога, появляется перевозбуждение, случаются даже психозы», — описывает действие напитков с алкоголем и кофеином главный нарколог Минздрава России Евгений Брюн.

Главная опасность в случае с энергетиками в том, что имеет место позитивная подача этих напитков как способа самореализации для молодежи, создания привлекательного образа.

Одновременно с Москвой запрет на алкоэнергетики вступит в силу в Московской области. В сентябре 2014 года ряд депутатов Госдумы пытались инициировать запрет на продажу этого вида продукции на федеральном уровне, но в итоге оставили этот вопрос в ведении регионов. Сейчас слабоалкогольные энергетики запрещены к продаже в нескольких регионах России: в Санкт-Петербурге, Курганской области, Ростове, Краснодаре, в Чечне и на Чукотке. Главный лоббист запрета — МГЕР и другие проправительственные молодежные организации. Согласно проведенному порталом «Активный гражданин» опросу, вывод алкоэнергетков из продажи поддерживают 80 процентов москвичей (в опросе приняли участие около 280 тысяч человек).

Впрочем, запреты и ограничения на продажу алкогольно-кофеиновых напитков — не российская новация. В 2010 году Центр по контролю и профилактике заболеваний США провел ряд исследований и выяснил, что алкоэнергетики регулярно употребляет 31 процент подростков в возрасте от 12 до 17 лет и 34 процента молодых людей от 18 до 24 лет. Была выявлена особенность действия слабоалкогольных напитков, содержащих кофеин и другие тонизирующие вещества: их «бодрящий» эффект создает иллюзию относительной трезвости, и в итоге потребитель алкоголя выпивает больше, чем может без последствий вынести его организм. Отсюда — отравления, неконтролируемое поведение и потери сознания.

© Владимир Смирнов / ТАСС

После нескольких случаев массовых студенческих отравлений, о которых написали серьезные издания, в том числе The New York Times, запрет на алкоэнергетики ввели несколько штатов: Вашингтон, Нью-Йорк, Юта, Оклахома, Мичиган.

17 ноября 2010 года американское агентство FDA (Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарств) разослало производителям слабоалкогольных энергетиков уведомления, в которых указало, что кофеиновые добавки в них «не могут считаться безопасными», и предписало исключить из состава либо кофеин, либо алкоголь, а также в 15-дневный срок оповестить агентство о принятых мерах.

Московские депутаты намеревались ввести запрет с 1 апреля, но в итоге решили дать розничным продавцам больше времени на подготовку к нововведению, — запрет вступит в силу с 1 мая. На алкоэнергетики в клубах и барах он пока не распространяется, речь идет только о баночных и бутылочных напитках вроде Jaguar, Red Devil, Strike и им подобных. По оценке Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), в 2014 году в Москве было продано около 20 миллионов литров слабоалкогольных напитков (всего по России — около 217 миллионов литров). Это 40 миллионов банок, примерно по 50 рублей каждая, — то есть 2 миллиарда рублей, подсчитывает директор ЦИФРРА Владимир Дробиз, при этом доля алкоэнергетиков на этом рынке — около 30 процентов.

«Для меня как нарколога очевидно, что любое позитивное позиционирование наркотика, в том числе и алкоголя, — это плохо. Мало того, что наливать кофе и алкоголь в один стакан просто вредно. Главная опасность в случае с энергетиками в том, что имеет место позитивная подача этих напитков как способа самореализации для молодежи, создания привлекательного образа. При этом очевидно, что алкоголесодержащие энергетики можно безболезненно изъять из оборота и вообще прекратить продавать, не спровоцировав при этом перехода на какие-то суррогаты или подпольное их изготовление», — считает директор общественного Института наркологического здоровья нации Олег Зыков. — «Есть, конечно, опасность, что часть молодежи, потребляющей алкоэнергетики, перейдет на обычный алкоголь. А часть может, например, заменить их на обычные энергетики, где речь идет лишь о повышенной дозе кофеина, и опасность для здоровья просто несравнима».

И хотя эксперты не ставят знака равенства между алкогольными и безалкогольными энергетиками, депутаты хотят ограничить и распространение последних. Так, в Подмосковье с 1 мая нельзя будет продавать энергетики несовершеннолетним, а также в детских, образовательных, медицинских организациях, вблизи спортивных объектов и в местах культурно-массовых мероприятий.

Елена Шмараева