Московские артефакты
Масштабные работы по благоустройству улиц в этом году позволили археологам сделать тысячи интересных находок. Заместитель руководителя Департамента культурного наследия, главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев рассказал, благодаря каким артефактам можно будет доказать, что Москва была крупным городом уже в XIII веке, где может появиться археологический театр, и покажут ли тайные комнаты Китайгородской стены и колодец XIX века. Кроме того, Леонид Кондрашев сообщил, что планируется создать 3D-карту артефактов, обнаруженных в Москве, а также издать научно-популярную книгу о последних археологических находках в городе.
— Леонид Викторович, программа «Моя улица» сейчас в самом разгаре. Вы начали археологический мониторинг еще весной. Расскажите, сколько артефактов удалось найти?
Речь пока можно вести только о приблизительной цифре, так как археологи еще работают. Но в целом можно сказать, что сделано около 5 тысяч находок. Все они будут зарегистрированы, войдут в специальные описи, а после их передадут в музеи.
— В прошлом году говорили о тысяче артефактов. В нынешнем — их в пять раз больше. С чем это связано?
Читайте также
В 2017 году в программу благоустройства вошло больше улиц. На территориях, которые мы исследуем в этот сезон, велась бойкая торговля. Я говорю в первую очередь о районах, прилегающих к Зарядью.
Но хочу подчеркнуть, что, ведя мониторинг, археологи не охотятся за количеством вещей, речь не идет о спортивном интересе. Специалисты стараются объективно изучить места, где проводят работы. Находки тщательно собираются, изучаются, сортируются, фиксируются.
— Какие находки, которые были сделаны во время благоустройства, вы считаете самыми важными?
Моя улица» - уникальная программа для археологов. Идет благоустройство сразу большой территории, мы получаем протяженный разрез культурного слоя на определенной глубине, что позволяет приоткрыть завесу над тем, как жили москвичи в разные периоды. И находок, благодаря этому, очень много.
Сложно сказать, что важнее, артефакты каменного века, такие, как резец эпохи неолита или топоры бронзового века. Подобные находки крайне редки.
Также важны многочисленные иностранные торговые пломбы — один из немногих источников, который объективно свидетельствует об уровне зарубежной торговли, например, в XVI веке.
На самом деле, за время благоустройства по программе «Моя улица» наука о прошлом Москвы получила такой массив новых данных, что будет еще долго «переваривать» его.
На Биржевой площади мы обнаружили то, что я считаю научной сенсацией. Мы нашли слой XII-XIII веков, который показывает, что Москва уже в ранний период своего существования была крупным городом, можно сказать, «мегаполисом».
— Есть ли находки, которые помогут переосмыслить историю города?
На Биржевой площади мы обнаружили то, что я считаю научной сенсацией. Мы нашли слой XII-XIII веков, который показывает, что Москва уже в ранний период своего существования была крупным городом, можно сказать, «мегаполисом».
Читайте также
Есть хрестоматийное мнение историков, которое сложилось еще до революции, что Москва XII-XIII веков была небольшим городом, примерно в границах нынешней Кремлевской стены с заходом на территорию современного Зарядья. Город развивался постепенно, концентрически. Однако сейчас археологический материал XII – XIII веков уже найден на территории Манежной площади, под зданием Манежа, также его неоднократно находили в Китай-городе вплоть до линии Биржевой площади. То есть если сложить все эти территории вместе с территорией Кремля, можно сказать, что Москва XII-XIII века была как минимум на треть шире, чем считается.
— По каким артефактам вы это определили?
Например, на Биржевой площади были обнаружены десять браслетов из витых стеклянных бусин фиолетового и синего цвета, а также фрагменты керамики — черепки горшков и сосудов для воды, характерные для XII-XIII веков. В XIII веке глину еще не умели обжигать достаточно хорошо, поэтому посуда из керамики была двух цветов: серая — та, что получила недостаточный обжиг, и красная — та, которую передержали на огне. Так мы делаем предварительный вывод о периоде, к которому относятся артефакты.
Что касается браслетов, то похожие украшения находят не впервые. Они хорошо известны археологам. Такие браслеты были очень популярны у жительниц русских городов в 30-е годы XIII столетия. Все эти артефакты относятся к периоду до нашествия монголов на Русь (1237-1240 годы). По ним мы можем представить, как жила Москва в первые 100-150 лет после основания Юрием Долгоруким.
Браслеты киевских мастеров могли носить москвички только в первые три десятилетия XIII века. Артефакты «до монгольского» периода сами по себе интересны историкам и археологам. Но те, что нашли на Биржевой, могут изменить представление ученых о размерах Москвы в XIII веке
Уникальность браслетов – в том, что именно синие и фиолетовые украшения из витых стеклянных нитей умели делать мастера в Киеве. Эти браслеты считались одними из самых красивых и дорогих. После нашествия монголов на Русь их изготовление прекратилось. Технология и традиция были утрачены. То есть браслеты киевских мастеров могли носить москвички только в первые три десятилетия XIII века. Артефакты «до монгольского» периода сами по себе интересны историкам и археологам. Но те, что нашли на Биржевой, могут изменить представление ученых о размерах Москвы в XII-XIII веке.
— Будет ли выпущена научная работа с доказательствами?
Да, но это дело не быстрое. Археологи – ученые, поэтому они должны подтвердить каждую свою мысль, каждое слово, обобщить и перепроверить данные.
— Какие еще артефакты обнаружили на Биржевой площади?
Читайте также
Уже почти месяц на Биржевой площади ведутся раскопки и они продлятся до конца лета. Археологи работают на участке в 100 квадратных метров. Ранее эта городская территория не была подробно изучена, так как Биржевая площадь практически не застраивалась. Раскопки мы запланировали год назад, при создании проектов работ по замене инженерных коммуникаций и благоустройству площади по программе «Моя улица». Предполагали найти следы Храма Благовещенья подворья Иосифо-Волоцкого монастыря. Он был построен в XVI веке, а в XVIII веке его разрушили. Однако с самого начала раскопок стало понятно, что находок будет больше. На Биржевой площади сохранились культурные горизонты с XII по XVIII века. У археологов достаточно времени на изучение находок. Московские власти прекрасно понимают важность работы ученых, и никто не подгоняет их. Все строительные работы на участке раскопок приостановлены.
Найдено множество артефактов, связанных с бытом горожан тех времен. Это и элементы одежды, и посуда, и монеты. Есть образцы старинного оружия и даже украшения. Например, совсем недавно на Биржевой площади обнаружили замок пищали XVI - XVII века. Пищаль — вещь достаточно дорогая, подобное оружие редко оставалось в культурном слое. Такие находки мы делаем редко. К тому же, пищаль — еще одно свидетельство, связанное с военной историей Москвы.
Мы предполагаем, что на Биржевой площади располагалась или оружейная мастерская, или оружейный склад XVI-XVII века. Дело в том, около десяти лет назад, когда в этом же месте прокладывались коммуникации, были обнаружены детали нескольких замковых досок, где был механизм пищали. Так что это уже не первая «оружейная» находка на Биржевой площади.
А в культурных слоях XV века, мы нашли сооружение, которое, скорее всего, погибло при пожаре 1408 года во время набега татар. И там же обнаружена мастерская медника. Мы нашли многочисленные тигли – сосуды, в которых плавили медные составы, а также разнообразные обломки медных изделий.
Кстати, Биржевая площадь долгое время называлась Карунинской — по фамилии купца Карунина, у которого здесь в XVIII веке была латунная фабрика. Поэтому остатки мастерских, которые мы находим на Биржевой площади, говорят о том, что это место традиционно использовалось как производственная площадка.
Каждая новая подобная находка важна для изучения московского ремесла ранних периодов.
— Это дает возможность четче понять, чем занимались москвичи в разное время и как выглядел город в тот или иной период. Появится ли карта, где можно будет все это увидеть?
Да, Департамент культурного наследия как раз сейчас думает о создании карты, и не простой, а мультимедийной, в формате 3D, чтобы показать, на какой глубине были сделаны различные находки. Мы нанесем на нее не только артефакты, которые мы отправили в музеи, но и сооружения, оставшиеся под землей и законсервированные. Скорее всего, сделаем их анимированными.
Но это титанический труд, поэтому такая карта будет создаваться постепенно, по районам, за несколько лет.
Было бы прекрасно, если оригинальный участок Китайгородской стены экспонировался в «Зарядье». Все желающие смогли бы тогда увидеть два «слуха» XVI века.
— Давайте вернемся к военной истории Москвы. За время создания парка «Зарядье» и благоустройства территории вокруг него, скорее всего, удалось намного лучше изучить Китайгородскую стену XVI века, которая в свое время защищала горожан от набегов крымских татар.
Естественно, хотя Китайгородская стена разбиралась уже в советское время, и есть записи архитектора Николая Виноградова, который фиксировал многие элементы стены. Но мы также зафиксировали различные ее участки в разных местах. И это очень важно. Было бы прекрасно, если оригинальный участок Китайгородской стены экспонировался в «Зарядье». Все желающие смогли бы тогда увидеть два «слуха» XVI века.
«Слух» — подземная тайная комната, которая помогала защитникам Москвы подслушивать, не ведет ли подкоп неприятель по ту сторону крепостного сооружения. Площадь каждого сооружения составляет 12 квадратных метров, глубина — не менее двух метров. — Можно попасть внутрь «cлуха»?
Нет, но посетители смогли бы рассмотреть, как устроены подземные «слухи». Их можно оборудовать подсветкой, и накрыть стеклом для защиты от влаги. Участок стены находится вдоль Китайгородского проезда, недалеко от здания филармонии, которая сейчас строится в парке «Зарядье».
— Раньше вы говорили, что за время археологического мониторинга было найдено семь таких «слухов».
Да, на расстоянии 200–300 метров друг от друга, в том числе на Новой площади, Варварке и на Москворецкой набережной. Но мы выбрали именно «слухи» на территории «Зарядья», так как их расположение наиболее удобно для создания экспозиции с учетом электрификации парка и возможностей для гидроизоляции. Другие тайные комнаты были законсервированы под землей.
— Когда москвичи смогут увидеть тайные комнаты?
К сентябрю мы их отреставрируем. Очень хочется, чтобы такая экспозиция стала возможной.
Москвичи смогут увидеть саму стену Белого города. Ее сейчас реставрируют, после чего покроют специальным защитным составом. Также сейчас на Хохловской площади заканчивается строительство амфитеатра.
— Какие еще находки могли бы быть музеефицированы?
Этот год будет богат на такие объекты. Но особенно хочется рассказать про Хохловскую площадь. История с ней длилась десять лет. Там планировалось сделать подземный паркинг, но строительство остановили из-за важной археологической находки. Там нашли фрагмент стены Белого города XVI века.
Город принял решение засыпать недостроенный паркинг и сделать там археологический театр.
Москвичи смогут увидеть саму стену Белого города. Ее сейчас реставрируют, после чего покроют специальным защитным составом.
Также сейчас на Хохловской площади заканчивается строительство амфитеатра. Мы надеемся, что городские культурные учреждения будут использовать эту площадку для своих мероприятий.
Мы хотели бы открыть для москвичей очень интересный объект — колодец Мытищинского водопровода начала XIX века, в районе Сретенки, на Сухаревской площади
Кроме того, мы рассчитываем показать участок стены Белого города на Пречистенской набережной, около Кремля. И еще мы хотели бы открыть для москвичей очень интересный объект – колодец Мытищинского водопровода начала XIX века, в районе Сретенки, на Сухаревской площади.
— А как его покажут?
Читайте также
Можно поднять его верхнюю часть на поверхность. Заглянуть в колодец не получится, он, скорее всего, будет закрыт оригинальным железным люком, который мы нашли вместе с колодцем.
Также в «Зарядье» мы нашли место — около подземного перехода под Москворецкой набережной — где можно показать элементы Китайгородской стены под землей, не поднимая их на поверхность. Там будет археологический музей.
В некоторых местах, например, на Варварке, Петровке, Тверской и Сретенке, сохранилось историческое мощение. Его тоже можно было бы показать горожанам.
— Вы говорили о пяти тысяч артефактов на «Моей улице». А сколько было найдено сооружений, которые вы обнаружили и оставили под землей, законсервировали?
Мы обнаружили около сотни сооружений — от остатков деревянных мостовых до фундаментов зданий, храмов. Например, на Биржевой площади нашли Храм Благовещения Иосифо-Волоцкого монастырского подворья, который относят к XVI веку, и неизвестное городское здание XVIII века. От храмовой постройки сохранилась лишь кладка фундамента из красного кирпича и белого камня XVI, XVII, XVIII веков — она неоднократно ремонтировалась.
— Некоторые москвичи волнуются, что во время благоустройства нарушается культурный слой и древние сооружения разрушаются.
Беспокойство людей о наследии прошлого вызывает уважение. Однако археология — это наука, которая имеет дело с объектами в толще культурного слоя. Чтобы убедиться в их наличии, чтобы изучить их, мы должны территорию раскопать.
Раскапывая, естественно, мы вынимаем многие находки, разбираем культурный слой, то есть физически изменяем реальность. Другого пути изучения прошлого пока нет.
На «Моей улице» работает порядка 100 профессиональных археологов.
Благодаря археологическим методикам, мы получаем уникальную информацию о городе, которой иначе не было бы.
Опыт всех городов, расположенных в исторических местах, показывает, что город не может не осуществлять хозяйственную деятельность, не менять коммуникации. Они ветшают, требуют ремонта. Поэтому земляные работы будут проводиться постоянно, это неизбежно. Чем крупнее город — тем их больше.
Важно при этом провести археологические исследования и выбрать правильную методику. Там, где проходят коммуникации, мы ведем археологическое наблюдение, на свободных территориях – например, на Биржевой площади между коллекторами — идут более длительные раскопки.
Чтобы строители были готовы к археологическим работам, информация о возможных находках закладывалась в проекты.
На «Моей улице» работает порядка 100 профессиональных археологов, в первую очередь специалистов по московскому региону, которые контролируют процесс.
За время благоустройства по программе «Моя улица» наука о прошлом Москвы получила такой массив новых данных, что будет еще долго «переваривать» его.
— Когда артефакты, которые нашли археологи, попадут в музей?
Закон требует передать артефакты в государственный музей в течение трех лет. Но, учитывая интерес москвичей к этим находкам, мы просим археологов по возможности ускорить процесс.
Поэтому часть артефактов этого года — около сотни — передадут в музей Москвы на выставку, которая совместно с Департаментом культурного наследия будет открыта уже 15 августа.
— В итоге все пять тысяч находок вы передадите столичным музеям?
Да, ведь это требование закона. Тысячу прошлогодних артефактов мы уже отдали музею Москвы. Большинство из них находится в фондах музея, постепенно артефакты будут выставлять.
— В прошлом году в Вознесенском переулке нашли клад.
Он тоже в музее Москвы, пока не экспонируется, но со временем его, конечно, покажут горожанам.
— Вы сказали, что «Моя улица» дала огромный массив данных, которые нужно осмыслить. Планируется ли выпустить книгу по этой тематике?
Несомненно. Скажу по секрету, мы хотим выпустить книгу, пока научно-популярную, уже в этом году. В ней мы обобщим информацию о находках последних лет. Мы получаем много обращений от москвичей с просьбой рассказать подробнее об артефактах и их значении. В оперативном режиме мы делаем это через портал mos.ru. И в этом году, я надеюсь, выйдет книга, в которой мы расскажем о находках подробнее и тоже популярным языком.
Помимо крупных сооружений, среди артефактов есть множество предметов быта, которые помогают более точно воспроизвести повседневную жизнь горожан. Поэтому книга будет о Москве и москвичах, мы надеемся, что она заинтересует широкий круг читателей.