Город

Что ждет столичные библиотеки

Воспитывать вкус или потакать дурновкусию

© Артем Геодакян / ТАСС

Больше платных услуг, никаких бестселлеров и периодики — сразу несколько тревожных новостей прозвучали на заседании совета директоров столичных библиотек. МОСЛЕНТА попыталась разобраться, насколько серьезны грядущие перемены.

Больше платных услуг, никаких бестселлеров и периодики — сразу несколько тревожных новостей прозвучали на заседании совета директоров столичных библиотек. МОСЛЕНТА попыталась разобраться, насколько серьезны грядущие перемены.

Изменить уставы библиотек, чтобы дать им возможность зарабатывать, — первое, что решил совет. «Одним из ключевых направлений является расширение приносящей доход деятельности, — объясняет директор Централизованной библиотечной системы (ЦБС) ЮЗАО Вадим Таланов. — Среди главных источников дохода — работа клубных формирований, кружков и художественно-прикладных студий. Но не у всех библиотек в уставе предусмотрена такая деятельность, поэтому уставы нужно менять».

Согласно его словам, собственный доход библиотек ЮЗАО в 2014 году составил 20 миллионов рублей, или восемь процентов от их общего бюджета. Это лучшая цифра в городе. Доход библиотек ЗАО, например, составил четыре процента от общего бюджета. А есть округа, по словам главы департамента культуры Александра Кибовского, где зарабатывают один-два процента.

На деньги ЮЗАО удалось отремонтировать шесть библиотек, а в тринадцати — обновить оборудование. Заработанные деньги также идут на стимулирующие выплаты сотрудникам и покупку специализированной литературы. Так, библиотека №193 имени А.А. Ахматовой в ЗАО купила несколько свежих книг об Ахматовой.

В библиотеке имени Ф.М. Достоевского много лекций и мастер-классов, но пока они бесплатные

© Александр Корольков / ТАСС

Как бы сильно ни расширяли перечень платных услуг, всерьез повысить доход не получится, считает издатель и бывший глава Московского государственного библиотечного центра Борис Куприянов. «Во всем мире доход библиотек составляет не больше десяти процентов, — говорит Куприянов, — даже если у них платный абонемент».

Мне говорят: «К нам не будут ходить!», но пусть лучше придет один человек и возьмет Достоевского, чем придут десять человек и возьмут сомнительного рода литературу

Кроме того, повышать его в ущерб библиотечной деятельности никто не собирается, уверена исполнительный секретарь совета директоров и директор ЦБС ЗАО Ольга Орлова. «Если в небольшой библиотеке нет помещения для оказания платных услуг, — говорит она, — никто не будет закрывать ради этого зал художественной литературы».

Среди библиотек ЮЗАО, по словам Таланова, больше всего зарабатывают в Северном и Южном Бутове: на оба района приходится только один Дом культуры и одна музыкальная школа, поэтому у библиотечных кружков нет конкурентов. Но даже в Бутове, как выяснилось, нет и не предвидится засилья платных услуг.

«С 2007 года у нас постоянно действуют три платных кружка, — рассказывает и.о. заведующей библиотеки №195 в Южном Бутове Татьяна Шелепнева. — Это подготовка к школе, английский язык и художественная студия «Палитра». Осенью откроются давно востребованные жителями логопедический кружок для дошкольников и курсы игры на гитаре».

Вопрос, вызвавший самое живое обсуждение сначала на совете, а потом в СМИ — закупки литературы и предложение Кибовского отказаться от приобретения бестселлеров вроде книг Донцовой. «Мы работаем не для того, чтобы потакать дурновкусию, а для того, чтобы воспитывать вкус, — заявил чиновник. — Мне говорят: «К нам не будут ходить!», но пусть лучше придет один человек и возьмет Достоевского, чем придут десять человек и возьмут сомнительного рода литературу».

Библиотекари считают: на полках не место «Голому завтраку» Берроуза и «Притворяясь мертвым» Стефана Касты

© Максим Блинов / РИА Новости

Библиотекари, хоть и промолчали на совете, с этим не согласны. Если на Рубину, Прилепина и Роя идут читатели, их книги нужно покупать, считает Ольга Орлова. Произведения Донцовой, правда, библиотеки обычно не покупают: их приносят сами читатели, купив и прочитав. «Художественная литература — не только Достоевский, — объясняет Татьяна Шелепнева. — Если человек пришел за книгой попроще, путь возьмет ее, потом, может, и до Достоевского дойдет».

Зоя Исаева, директор детской библиотеки №46 имени И.З. Сурикова, даже тестирует на знакомых читателях новые книги перед закупками: хорошо идут у детей книги Анники Тор — она делает заявку, не понравилась «Смерть мертвым душам!» Жвалевского и Пастернак — закупать не стала.

Библиотека — единственное место, куда пожилые люди могут прийти и спокойно почитать газеты и журналы. Для них это не просто ритуал, а жизненная практика

Проблема закупок на самом деле в другом. По словам директора ЦБС ЮАО Татьяны Красновой, 40 процентов закупаемой литературы сегодня не востребованы читателями. Более того, некоторые новинки — с ненормативной лексикой или рассказами о наркотиках — библиотекари даже не показывают читателям. Их не очень много, но все-таки есть: так, в библиотеке №195 семь книг библиотекари решили не давать детям (названий и.о. директора не сказала).

И все эти книги библиотеки не заказывают: в ЮАО лишь 25 процентов пришедших в 2014 году книг удовлетворяли их заявки. Так происходит потому, что система закупок очень неповоротлива, объясняет Орлова. Пока городской библиотечный центр соберет все заявки, пока закажет, проходит не один месяц. В издательствах за это время меняется ассортимент, поэтому приходится брать не то, что хочется, а то, что есть.

Кибовский предложил пересмотреть систему закупок таким образом, чтобы в библиотеки больше не приходили книги, которых не заказывали. Как это будет сделано, пока не ясно, но, возможно, с помощью «Московского дома книги».

Кроме того, Кибовский предложил отказаться от закупки периодических изданий: «Может, нам лучше перебросить эти деньги на книжный контент, а не размениваться на то, что у большинства читателей давно есть в интернете?». Однако в ближайшее время этого не случится: библиотеки уже заказали газеты и журналы на 2016 год.

По словам Куприянова, поначалу у него была подобная идея, но со временем он был вынужден согласиться с библиотекарями, закупающими периодику. «В некоторых библиотеках до 80 процентов читателей — люди пожилого возраста, и они не могут читать газеты в электронном виде. Библиотека — единственное место, куда они могут прийти и спокойно почитать газеты и журналы. Для них это не просто ритуал, а жизненная практика. Если библиотеки должны выполнять социальную функцию, то печатные СМИ нужно продолжать закупать».