Город

Амфитеатр с видом на прошлое

Ландшафтный архитектор Ирен Джао-Ракитин о Москве и проекте Хохловской площади

© Изображение: КБ «Стрелка»

МОСЛЕНТА продолжает знакомиться с архитекторами и дизайнерами, которые изменяют облик Москвы в рамках «Моей улицы». В этот раз мы встретились с французским ландшафтным архитектором Ирен Джао-Ракитин, которая реализует один из самых заметных и необычных проектов – обновление Хохловской площади.

МОСЛЕНТА продолжает знакомиться с архитекторами и дизайнерами, которые изменяют облик Москвы в рамках программы «Моя улица». В этот раз мы встретились с французским ландшафтным архитектором Ирен Джао-Ракитин, чья студия находится в Англии. Она реализует, пожалуй, один из самых заметных и необычных проектов – обновление Хохловской площади. Архитектор рассказала, как в городской дизайн впишется основание стены Белого города XVI века, а также как удалось довести проект от эскиза до воплощения почти без изменений.

Как изменилась Москва за три десятилетия

— Вы не раз бывали в Москве. Когда это произошло впервые?

Впервые я побывала в Москве 1984 году. Я приехала, потому что у меня есть родственники в России, и тогда я встретилась с ними в первый раз. После этого я вернулась сюда только в 1992 году. В начале 1990-х годов мой отец несколько лет прожил в России. После этого много-много лет не приезжала, наверное, между 1995-м и 2015-м. Подумать только, целых 20 лет, представляете?

— Каким перед вами предстал город в 1984-м и в 2015-м?

Если вы можете вспомнить, тогда Москва выглядела не очень счастливым городом. Она была достаточно мрачной, серой и выглядела не очень-то дружелюбной. Но, естественно, я говорю только о восприятии публичных мест. Русские люди же всегда были очень душевными.

Но город очень сильно изменился за это время! Изменились улицы, люди на улицах, и эти изменения действительно впечатляют.

Двухуровневая площадь

— Насколько мне известно, это ваш первый проект в России?

Да, это так.

— Насколько сложно работать в месте, часть которого занимает такой древний объект, как фундамент стены Белого города?

Вся идея, по которой создается площадь, сфокусирована именно на ней, на стене. Это действительно непростая задача, но вместе с тем я чувствую большое воодушевление, работая с настоящей частицей древнего города. Вообще, особенность этого места заключается в том, что здесь будет очень интенсивное пешеходное движение. Потому вместо обычного плоского пространства, наша площадь будет иметь два разных уровня.

© Изображение: КБ «Стрелка»

Выглядеть это будет как амфитеатр, образующий два полукруга. Верхний, находящийся в одной плоскости с улицей, по которому будет происходить пешеходное движение с бульвара, и нижний, в котором и находится основание стены Белого города. Когда вы спускаетесь вниз, вы как бы оказываетесь оторванными от суеты, творящейся наверху. Неожиданно оказываетесь в месте, где тихо и безопасно. Это довольно интересное ощущение.

На ступенях амфитеатра можно будет удобно расположиться прямо напротив Белой стены. То есть можно пройти по оживленному бульвару, спуститься вниз и полюбоваться таким древним, спокойным объектом.

Новые материалы и антивандальное покрытие

— На эскизах видно, что использован не газон или плитка, а покрытие, напоминающее гравий или гранитную крошку. Там не будет пыльно?

Совсем нет. Конечно, это абсолютно не типичное покрытие для тротуара. Здесь мы используем новый материал, эта технология называется Terraway. Нечто похожее уже можно увидеть в очень многих мировых мегаполисах, например, в Париже и Лондоне. И вы правы, он состоит из гравия, а также смолы. Помимо этого, мы используем белый гравий вокруг стены.

— Кстати о стене. Она вообще будет в безопасности? Ее как-то защитят от вандалов?

Со стеной будут работать археологи и профессиональные реставраторы. Насколько мне известно, она будет частично восстановлена. При реставрации собираются использовать те же самые камни, которые когда-то составляли кладку стены. После этого на нее будет нанесено покрытие, защищающее поверхность от граффити.

© Изображение: КБ «Стрелка»

Почти без изменений

— Площадь интересна также тем, что ее внешний облик почти не изменился от эскиза до воплощения. Это так?

Да, и за это стоит благодарить команду КБ «Стрелка». От идеи до момента воплощения произошло очень мало изменений, и для меня это стало большим сюрпризом. Дизайн был разработан два года назад. И сейчас я вижу, что моя первоначальная идея была перенесена в существующий проект максимально полно.

При этом работа на Хохловской площади была большим вызовом для всех. И я прекрасно понимаю, что, с технической точки зрения, это было очень сложным процессом.

— Как оцениваете ход работ на сегодняшний день?

Непосредственно к реконструкции мы приступили полтора месяца назад, и, как вы можете увидеть, все продвигается довольно быстро. Надеюсь, что все будет неплохо.