Город

Как тушили Москву-Сити

О массовой эвакуации, суперпене и залитых водой квартирах

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

МОСЛЕНТА побывала на учениях МЧС по тушению башен «Город столиц» и попыталась понять, почему передовые технологии пожаротушения никогда не дойдут до простых москвичей.

МОСЛЕНТА побывала на учениях МЧС по тушению башен «Город столиц» и попыталась понять, почему передовые технологии пожаротушения никогда не дойдут до простых москвичей.

Согласно легенде учений, «в результате захода на посадку произошло падение вертолета Robinson R44 Raven на южную часть крыши башни «Санкт-Петербург» с последующим воспламенением». Из башен «Санкт-Петербург» и «Южный блок» предполагалось эвакуировать 3500 офисных работников, а также людей, проживающих в апартаментах гостиничного типа.

Причем эвакуироваться они должны были бегом по лестнице — с началом учений МЧС загнало все лифты на первый этаж и держало их с открытыми дверьми вплоть до окончания «пожара».

Работал только один лифт, на котором ездили сами пожарные.

Вот только, на беду пожарных, в башнях об учениях узнали за несколько дней.

— Нам наше руководство разрешило прийти на работу во второй половине дня. Но я пришел с утра — интересно! — объясняет менеджер Максим, который выбежал из здания в числе «эвакуированных» и стоял возле дымящейся башни с фотоаппаратом и счастливым лицом.

— Когда еще такое увидишь? — восторгался учениями Максим.

Он работает в «Городе столиц» всего месяц, поэтому на учениях еще ни разу не бывал.

— Многие наши сотрудники уже не раз попадали на учения, — объясняет Максим, не переставая щелкать фотоаппаратом. — Поэтому большинство не пришли. Сказали, лучше поспим.

Из тех, кто, все-таки, пришел с утра на работу, большинство предпочли «эвакуироваться» заранее, не дожидаясь, пока МЧС перекроет лифты — кому охота бежать пешком с 62-го этажа?

В итоге вместо трех с половиной тысяч из здания вышли человек сто, в основном, работники нижних этажей.

Впрочем, спасатели этого решили не замечать.

— Три с половиной тысячи человек эвакуированы из здания за восемь минут! — радостно кричал сотрудник штаба в мегафон. — Но один человек просит о помощи!

На козырьке, на высоте двадцатого этажа, появился мужчина в свитере, который начал бодро бегать туда-сюда и энергично махать руками.

Тушить квартиры пеной стоит дорого, — объяснил Юрий Жуковский, заместитель начальника центра — начальник службы пожаротушения ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Москве». — Такой пеной мы тушим только те объекты, где необходимо минимизировать ущерб

— Человек просит о помощи! — продолжали торжественно вещать в мегафон. — На тушение пожара прибыли мотоциклисты МЧС и корабль «Полковник Чернышев»!

У мотоциклистов были огромные металлические коробки.

— У вас там средства для тушения пожара?

— Нет, у нас там инструменты, чтобы вскрывать покореженные машины во время ДТП, — пояснил один из мотоциклистов МЧС по имени Иван.

Однако никаких ДТП на «пожаре» не предвиделось — сотрудники МЧС перекрыли все прилегающие дороги и проложили по ним пожарные рукава.

— Вообще-то я на ДТП работаю, — объяснил Иван. — Но сегодня сказали сюда приехать на учения.

— А что вы можете делать во время пожара?

— Ничего. Кругами вокруг ездить. Правда, тут особо не поездишь, потому что все перекрыто.

К мужчине, который «просил о помощи», бегая по козырьку, выдвинули пожарную лестницу. С крыши 62-го этажа начали спускаться альпинисты — в мегафон сообщили, что где-то в недрах здания обнаружены еще четверо несчастных «сотрудников офисов», которые «не успели» эвакуироваться.

Как так случилось, непонятно. Ведь «вентилятор направляет струю свежего воздуха на лестничную клетку 160 кубических метров в секунду, и люди могут беспрепятственно выходить!», кричали в мегафон.

Альпинисты тем временем вытаскивали из окон «застрявших в помещении во время пожара», привязывали их к себе и спускались с ними вниз.

— Пена готова к подаче! Мы подаем ее на высоту 275 метров! Она легко подается! — кричал мегафон.

Примерно через час «пожар» был потушен. «Пострадал» один человек. Его понесли к «скорой».

Настал самый ответственный на любых учениях момент — общение руководства МЧС с журналистами.

Отвечал на вопросы заместитель начальника ГКУ "ПСЦ" по пожаротушению и АСР Валерий Шашин.

— Как оцениваете учения?

— Удовлетворительно.

— Почему не отлично?

— У нас такой оценки просто нет. Либо «удовлетворительно», либо «неудовлетворительно».

— Вы использовали опыт тушения башен в США 11 сентября?

— Там было обрушение. Тут его нет.

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

На вопрос МОСЛЕНТЫ, на самом ли деле пожарные залили крышу башни «Санкт-Петербург» и если да, то сколько денег уйдет на компенсацию ущерба, Шашин ответил:

— Да, залили! Но залили не водой, а газонаполненной пеной — это современные шведские технологии, которые применяются в Москве только с этого года! Сегодня пену вы не видели, потому что она шла по рукаву, проложенному внутри здания на 62-й этаж — этот рукав мы, если честно, проложили заранее.

Заместитель начальника ГКУ «ПСЦ» рассказал о преимуществах современной шведской пены — она не разлетается, куда попало, как старая пена, а сама «прилипает к зданию».

А главное ее достоинство — пена не причиняет зданию никакого вреда.

— Она после пожара сама собой быстро испаряется!

В этом году Москва приобрела уже 13 пожарных машин, внутри которых смешиваются специальные химические компоненты, и образуется шведская пена. На Западе давно перешли на данную технологию, и тушат ей абсолютно все.

— А когда квартиры в Москве будут тушить современной пеной?

Оказалось — никогда.

— Тушить квартиры пеной стоит дорого, — объяснил Юрий Жуковский, заместитель начальника центра — начальник службы пожаротушения ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Москве". — Такой пеной мы тушим только те объекты, где необходимо минимизировать ущерб.

Квартиры к таким объектам не относятся.

— Мы их просто заливаем водой, — рассказал Жуковский.

Цену газонаполненной пены начальник службы пожаротушения не знает. Но пена, в любом случае, дороже, чем вода.

Некоторые объекты в России тушат простой пеной, которая имеется на вооружении пожарных уже много лет. Но ею, согласно пожарному регламенту, тушат только сложные объекты — например, автомобильные покрышки.

— Потому что она тоже дороже, чем вода. Хотя и дешевле, чем эта новая пена, — рассказал Жуковский.

Затем он решил объяснить все подробно.

— Современная воздушно-механическая пена образуется в результате подсоса воздуха, наполняется пузырьками, как шоколадка. Она образуется в генераторе, в автомобиле, и сама движется по рукавам, потому что она очень легкая, ее можно подавать на высоту 400 метров…

И, вообще, придумали такую пену не шведы, а американцы. Старая пена, например, делалась проще, и ее могла подать любая автоцистерна. Но старая пена была тяжелая, и подниматься наверх она не очень-то хотела. Поэтому приходилось на этажах ставить мотопомпы, которые толкали старую пену вверх.

Кроме того, в старой пене очень большой процент воды, и она никуда не испаряется сама собой, как новая американская. Поэтому, если залить квартиру старой советской пеной, приятного будет мало.

Да и время тушения старой пеной в четыре раза больше, чем новой.

Но, увы! В ближайшее время ждать у себя в квартирах новую американскую пену простым москвичам не стоит. Да и вообще не стоит — согласно официальному регламенту, к числу объектов, на которых необходимо «минимизировать ущерб», квартиры не относятся.

Так что, если захотите увидеть новейшие технологии пожаротушения — приходите к башням «Город столиц». Там учения проводят регулярно.

Аделаида Сигида