Город

Большая перемена

Как изменилась главная выставка страны за 80 лет

© Павел Ткачук

Начиная с момента своего открытия ВСХВ-ВДНХ постоянно появлялась в советских и голливудских фильмах. МОСЛЕНТА сопоставила кинокадры с сегодняшними съемками Выставки, чтобы показать, как за прошедшие 80 лет изменились всем знакомые фонтаны, аллеи и павильоны.

арка Северного входа, 1939 год

© фильм «Подкидыш»

арка Северного входа, 2019 год

© Павел Ткачук

Фильм «Подкидыш» 1939 года, который все знают по фразе Раневской: «Муля, ты меня нервируешь», раскрасили уже в наши дни. Правда, с цветами не везде угадали, но на этом кадре все правильно. Арка Северного входа, выдержанная в стиле ар-деко, в довоенные годы служила главным входом на Выставку и была такой же легкой, белоснежной и парящей, как и в наши дни. Правда, сегодня она оказалась уже не на границе, а в центре территории ВДНХ, перед стеклянным фасадом 75 павильона, где в наши дни проводятся выставки и форумы.

Памятник «Рабочий и колхозница», 1939 год

© фильм «Подкидыш»

Памятник «Рабочий и колхозница», 1919 год

© Павел Ткачук

«Эталон социалистического реализма», монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», за свою историю путешествовал и переезжал, кажется, чаще всех остальных московских памятников и скульптур. Монумент венчал павильон СССР на международной выставке в Париже 1937 года и выставлялся возле Эйфелевой башни — напротив павильона фашистской Германии. Его спроектировали и собрали в Москве, потом разделили на 65 частей, перевезли и смонтировали во Франции, а после выставки вернули в Москву и в 1939 году установили сначала у Северного входа ВДНХ. Уже в 2003—2009 годах была проведена реставрация скульптуры, которую установили на павильоне, повторяющем оригинальный проект, созданный для парижской выставки.

Барельеф на московском павильоне, 1940 год

© фильм «Светлый путь»

Барельеф на павильоне Казахстан, 2019 год

© Павел Ткачук

В агитационном фантастическом фильме «Светлый путь», снятом на Мосфильме перед самой войной, в 1940 году, героиня Любови Орловой с ухажером проходят перед несохранившейся барельефной композицией на московском павильоне. Подобные барельефы с колхозниками и механизаторами можно видеть сегодня на отреставрированном павильоне «Казахстан».

Пролет над аркой Северного входа, 1940 год

© фильм «Светлый путь»

Съемка с коптера, 2019 год

© Павел Ткачук

В том же «Светлом пути» в одном из своих снов героиня Орловой летала над ВСХВ-ВДНХ на кабриолете. Такие комбинированные съемки в те годы представлялись советским зрителям пределом кинематографических возможностей.

Статуя Тракторист и колхозница, 1941

© фильм «Свинарка и пастух»

Скульптура «Тракторист и колхозница» на арке главного входа на ВДНХ, 2019

© Павел Ткачук

С 1939 года эмблемой ВСХВ-ВДНХ было изображение статуи «Тракторист и колхозница», которая располагалась вначале на башне первого здания Главного павильона. С первого взгляда ясно, что создавалась она по мотивам мухинских «Рабочего и колхозницы».

Когда после «перезапуска» ВСХВ открылась в 1954 году, новые тракторист и колхозница переехали на арку Главного входа. Старый Главный павильон демонтировали вместе с первым вариантом статуи. Различия между скульптурами есть, но их немного: на новой версии тракторист держит сноп не одной рукой, а двумя, одежда колхозницы стала менее обтягивающей, а ее левая рука направлена чуть ниже, чем в первой версии.

«Рабочий и колхозница», 1945

© фильм «Здравствуй, Москва!»

«Рабочий и колхозница», 1919

© Павел Ткачук

Послевоенный агитационный фильм «Здравствуй, Москва», как ни странно, сильно напоминает довоенную ленту «Олимпия» Лени Рифеншталь, прославлявшую крепость нацистского тела и духа. Только в советском варианте спортивные девушки и юноши в трико маршировали не на олимпийском стадионе, а у статуи «Рабочего и колхозницы».

Сегодня здесь тоже часто снимают видео. В основном концерты, которые официально проходят на крыше павильона с самой узнаваемой советской скульптурой.

Ту-134, ракета, павильон Космос, 1973

© фильм «Большая перемена»

ВДНХ, площадь Промышленности, 2019

© Павел Ткачук

Главный герой «Большой перемены», преподаватель вечерней школы Нестор Петрович Северов попадает на ВДНХ, заснув на уроке в начале третьей серии. Его девушка Полина в форме стюардессы машет ему рукой с борта Ту-134, а он бегает вокруг самолета и кричит: «Он не взлетит». Сегодня площадь Промышленности выглядит так же: и самолет, и ракета — на месте. Кстати, с 1938-го по 1951 год на этом месте возвышалась 20-метровая статуя Сталина из нескольких железобетонных блоков. Наспех сделанная фигура с годами подверглась эрозии и стала разрушаться, и в 1951 году ее демонтировали. До 1967 года здесь был пруд, а потом поставили ракету.

Фонтан «Дружба народов», 1990

© фильм «Русский отдел»

Фонтан «Дружба народов», 2019

© Павел Ткачук

В 1990-м, на волне Перестройки, Голливуд выпустил шпионский боевик «Русский отдел» с Шоном Коннери в главной роли. Его герой приезжает в Москву на книжную выставку, которая проходит в павильоне «Транспорт СССР». Там он узнает о редкой рукописи, которую ему пытается продать героиня Мишель Пфайффер. Дальше вокруг этой сделки разворачивается большая шпионская беготня с участием агентов ЦРУ и MI6.

Павильон «Химическая промышленность», 1990

© фильм «Русский отдел»

Павильон №70 «Москва», в народе «Монреальский павильон», 2019

© Павел Ткачук

Московская международная книжная выставка действительно проводилась на ВДНХ с 1977 года, и в фильме показана VII книжная ярмарка, которая проходила осенью 1989 года. Рядовые советские граждане приходили сюда полистать недоступную в те годы иностранную литературу: альбомы по авангардному искусству или книги про рок-музыку. Основных площадок на ярмарке было две — это павильон межотраслевых тематических выставок №1 и ничем не примечательный стеклянный павильон «Химическая промышленность».

Жаль, но гораздо более изящный и динамичный 70-й «Монреальский павильон» в «Русском отделе» не показывают. Как и «Рабочий и колхозница», он изрядно попутешествовал: в 1967 году его отвезли на экспо в Канаду и собрали в Монреале. Алюминий, стекло, дерево, эскалаторы привезли из СССР. Советский павильон стал одним из самых крупных и популярных на той выставке — его посетили 12 миллионов человек. После окончания Экспо-67 было решено восстановить павильон на территории ВДНХ. Из-за того, что он не проектировался, как сборно-разборный, почти десять лет ушло на то, чтобы воссоздать его в Москве. Бюджет реконструкции превысил затраты на его строительство в Канаде.