Продуктовые спасатели
МОСЛЕНТА узнала, кто такие фудсейверы, и как в Москве получить еду бесплатно.
Вы знали, что более 1 млрд тонн пищевых продуктов ежегодно люди просто выбрасывают? При том большая часть - это вполне съедобные булки, йогурты, фрукты, овощи и еще целая гора «вкусняшек», которыми смело можно накормить несколько стран третьего мира.
Первыми об этой проблеме задумались практичные немцы. В 2012 году они придумали «фудшеринг» - систему, когда пригодные для употребления товары можно забрать из магазина или кафе, прежде чем их выкинут или отдадут на переработку, и раздать всем желающим. Активисты по всему миру с радостью подхватили идею и начали творить «продуктовое» добро.
Пару лет назад проект добрался и до Москвы, но широкой популярности до сих пор не завоевал. МОСЛЕНТА пообщалась со столичными фудсейверами и идеологами проекта в России и узнала, как это работает.
В общей сложности существует три основных направления фудшеринга: b2c (организации делятся с людьми), b2b (организации делятся с другими организациями, например с благотворительными фондами), и c2c (когда люди делятся с людьми). В отличие от просвещённой Европы, где активисты работают сразу во всех направлениях, у нас едой предпочитают делиться не в промышленных масштабах, а по принципу «отдам даром» и «из рук в руки».
Бесплатно, то есть даром
При подготовке материала только столичных групп со словом фудшеринг мы насчитали пять. Там отдают всё, начиная от недоеденных котлет, свежесваренного борща, ополовиненной упаковки печенек и заканчивая тортиком со дня рождения ребёнка или пирогом, который готовили для супруга, но он «оказался кисловат, а муж хотел сладенького».
Желающих забрать «ништячки» не меньше. В комментариях участники групп спешат «застолбить» тот или иной продукт и договориться о месте передачи. В общем, идея поделиться с ближним своим пришлась москвичам по душе. А вот превратить фудшеринг в Москве в полноценную систему сотрудничества с супермаркетами, кафе, отелями и ресторанами до последнего времени у нас не спешили.
Ситуация начала меняться год назад. Вывести фудшеринг в России на новый уровень решили два человека - Успенская Анна и Кухнин Андрей. Чуть позже к ним присоединилась ещё одна барышня – Межова Ирина. Долгое время ребята смотрели, как проект работает в Германии, а потом решили, что у нас может быть не хуже.
«Чтобы не изобретать велосипед, мы обратились за помощью к немецким коллегам, получили их одобрение на использование логотипа. Прежде чем приступить к непосредственному «спасению еды», мы запросили у немцев всю необходимую документацию, которую долго переводили, изучали и адаптировали под наши реалии. Сейчас мы поддерживаем с ними отношения и используем их франшизу. По этим наработкам сейчас идёт активное продвижение проекта не только в Москве и в Питере, но и в Смоленске», - рассказала МОСЛЕНТЕ Анна Успенская.
Главная задача участника движения «фудшеринг» – спасти пригодную в пищу еду от помойки. Как он это сделает – неважно. Можно съесть всё самостоятельно, раздать друзьям и знакомым или накормить бездомных.
Первые успехи
Благодаря московской команде менее чем за год от переработки было спасено более пяти тонн пищи. А в настоящий момент с фудсейверами сотрудничают более 10 организаций. Это и пекарни, и магазины, и отели. Конечно, в масштабах такого большого города, как Москва, цифра незначительная. Но столичные «спасатели еды» не сидят без дела.
«Сейчас у нас люди готовы ехать за едой на другой конец города, а в Германии далеко не поедут, - пояснила Успенская. - Но у них гораздо больше мест, где можно забрать пищу. Мы стремимся к такой же ситуации. Надеемся, количество организаций, которые с нами сотрудничают, будет расти. Тогда москвичам не придётся ездить из одного конца города на другой».
Найти такие точки можно двумя способами. Первый фудсейверы называют «полевыми работами» - координатор обходит городские магазины, кафе и рестораны, общается с владельцами и рассказывает им о системе фудшеринга. Второй – организации сами обращаются к фудсейверам.
«У всех, кто обходит потенциальных партнёров, есть флаеры, визитные карточки. Мы подробно рассказываем про движение, спрашиваем, часто ли приходится выбрасывать хорошие продукты. Если такая проблема существует, мы общаемся дальше, предлагаем владельцам альтернативу – не выбрасывать, а отдавать нам. Кто-то соглашается практически сразу, кто-то сомневается и говорит, что ему нужно подумать. А кто-то сразу отказывается. Но последних мало, на самом деле», - рассказала Анна.
Съедобное-несъедобное
Прежде чем стать полноценным фудсейвером, необходимо зайти на сайт проекта, прочитать правила, заполнить анкету и пройти небольшой тест. После того, как вы с успехом справились с этой задачей, вы автоматически попадаете в рассылку кураторов, которые сообщают, если неподалёку от вас планируется вывоз еды. А ещё, вы соглашаетесь с тем, что координаторы и организации не несут ответственности за качество продуктов.
«Обычно мы забираем те продукты, у которых срок годности заканчивается через один-два дня. Магазины не имеют права реализовывать товары с истёкшим сроком годности, но по факту продукты часто остаются пригодными для употребления и по истечении этой даты. Так, например, часто бывает с выпечкой, так как формальный срок реализации у неё небольшой. Поэтому на помойку часто попадают булки, которые ещё можно есть. Забирать такую еду или отказаться, каждый участник движения решает сам. Случаев, чтобы нам отдавали что-то тухлое или действительно испорченное у нас не было», - заметила Анна.
Надо учитывать, что некоторые организации работают по строгому расписанию, поэтому ехать за продуктами приходится поздней ночью или ранним утром. Обычно менеджеры, решившие отдать продукты фудсейверам, связывается с одним из кураторов проекта и сообщает, когда и где можно забрать еду. А тот, в свою очередь, должен оповестить все остальных.
Практика показала, что продукты среди москвичей делятся на интересные и сложные. Люди с удовольствием поедут на другой конец Москвы, чтобы получить овощи, фрукты, печенье и шоколадки. Эти товары «уходят» практически сразу. А вот продукты, которые нужно отдельно фасовать и делить, вроде окары (соевой пульпы – ред.) или готовых супов – забирать неудобно. Надо заранее приготовить место и тару для оперативной фасовки. Это требует времени, которого фудсейверам, как правило, не хватает.
Впрочем, желающих заполучить «нестандартный» товар тоже много.
«У нас была одна точка по производству сэндвичей, которая отдавала нам горбушки. Обычные хлебные горбушки, которые при приготовлении бутербродов не используют. Обычно их сваливают в большие пакеты и отправляют на помойку. Туда, кстати, кроме хлеба, попадают и сырные и колбасные обрезки. При этом всё свежее! Тем не менее, это «сложный» продукт, который надо как-то фасовать, делить. У нас такой возможности не было, зато этим с удовольствием занялись активисты из фонда многодетных матерей. Они так хорошо справлялись с работой по координации, что эту точку мы отдали им,» - рассказали Анна и Ира.
Возможно, большинству москвичей идея забирать продукты, предназначенные для помойки кажется «дикой». Но те, кто спасает еду, относятся к этому спокойно. «Мы же не берём испорченную еду. Мы забираем только то, что еще можно есть. А вот тухлые и просроченные продукты – не наша история», - поясняют девушки.
Как правило, выезды за продуктами фудсейверы совершают несколько раз в неделю. Чаще всего спасённую еду они забирают себе. Таким образом многим удаётся неплохо сэкономить и потратить деньги на что-то интересное или полезное.