Куда пристроить Владимира
Российское военно-историческое общество запустило в интернете опрос на тему возможной локации памятника князю Владимиру. Москвичам предложено выбрать один из трех вариантов: Боровицкий холм, Лубянская площадь или Зарядье. Варианта «Против всех» не предусмотрено. Голосование пройдет с 20 июля по 20 августа. МОСЛЕНТА поговорила с архитекторами, искусствоведами и градозащитниками о том, какое место в столице было бы для памятника самым подходящим.
###Монументальное искусство и электронная демократия
Для проведения опроса создан специальный сайт. На главной странице с помощью фотомонтажа смоделированы три варианта размещения масштабного монумента скульптора Щербакова. Впрочем, проголосовать не так просто. Многие пользователи сразу видят результаты голосования (по состоянию на 20 июля, 18.50 лидирует Лубянская площадь) и не имеют доступа к кнопке «проголосовать».
Видимо, это происходит из-за того, что на сайте определяется IP-адрес пользователя, и для каждого адреса голосование допускается только один раз. Между тем в крупных организациях выход в сеть организован через корпоративный файервол с использованием одного или нескольких IP-адресов. При таком подходе из всего офиса проголосовать с рабочего компьютера может только один сотрудник.
Эти меры вовсе не гарантируют объективности подсчета голосов: участник всегда может использовать разные точки входа в интернет: домашний или корпоративный компьютер, хот-спот в кафе, мобильный телефон. Программы, обеспечивающие выход в интернет через прокси-серверы, также позволяют проголосовать несколько раз с одного ПК.
Читайте также
В пресс-службе Российского военно-исторического общества не дают комментариев по поводу интернет-голосования, обещая ответить на все вопросы в ходе брифинга 22 июля. Пока что пользователям придется смириться с «недружелюбным» интерфейсом и непрозрачной системой подсчета голосов.
Эксперты в целом скептически смотрят на идею «демократической» процедуры определения места для памятника. «Нельзя, чтобы кому-то моча в голову ударила, и большинство невежественных людей ткнули пальцем в какую-то точку, Лубянскую площадь, например», — поделился с МОСЛЕНТОЙ вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко.
«Выбор места происходит путем интернет-голосования, отражающего непонятно чью точку зрения неизвестно в какой пропорции», — вторит ему координатор «Архнадзора» Константин Михайлов.
Он убежден, что с самого начала следовало провести экспертный консилиум, который вынес бы компетентное решение по вопросу о размещении памятника. Михайлов напоминает, что инициаторы сначала попытались принять решение о площадке для памятника в закрытом режиме, а столкнувшись с реакцией общественности, начали менять его в авральном порядке.
###Не памятник красит место
Сама идея выбора подходящего места для готового памятника кажется экспертам абсурдной. «Мне представляется, что не к готовому памятнику надо подбирать место, а исходя из характера места, его смыслового наполнения, ансамблевого архитектурного содержания определять параметры и конфигурацию памятника», — сказал МОСЛЕНТЕ главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Борис Пастернак.
Место для Святого Владимира не может быть случайным. Нельзя искать его, исходя только из того, есть ли на площади пустырь, есть ли там уже какой-то памятник. Нельзя его механически пристраивать к разным кускам города
Он напомнил, что когда устанавливался памятник Маяковскому, три модели монумента были вырезаны из фанеры и установлены на различных площадках, а специалисты «ходили, смотрели, выбирали». По словам архитектора, классическая градостроительная теория не предполагает проектирование памятника до того, как определена точка его размещения и проведена серьезная подготовительная работа.
С Пастернаком солидарен заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды МАРХИ Андрей Ефимов: «Объект и его контекст — это неразделимые вещи, и часто контекст диктует характер объекта».
Алексей Клименко рекомендовал членам Российского военно-исторического общества ознакомиться с книгой «Монумент и город», в которой проводится мысль о корреляции между памятником и городской средой: «Все зависит от взаимодействия пространства и этого дурацкого монумента».
Мне жалко всех пространств: и Боровицкой площади, и Лубянской, и Зарядья
Константин Михайлов полагает, что вся чехарда, случившаяся в последнее время из-за площадки под памятник, наиболее оскорбительна для самого исторического героя: «Место для святого Владимира не может быть случайным. Нельзя искать его, исходя только из того, есть ли на площади пустырь, есть ли там уже какой-то памятник. Нельзя его механически пристраивать к разным кускам города».
###«Возле ХХС — пожалуйста, это место и так испакощено»
Андрей Ефимов полагает, что из трех вариантов самый подходящий — Зарядье. Он считает, что на Лубянской площади Владимиру будет «неуютно», так как неясно, навечно ли снесли Дзержинского. На Боровицкой отсутствует пространство для восприятия памятника.
А вот на месте разрушенной гостиницы «Россия» — там, где идет строительство «нелепого» парка «с травами и сезонами», — Владимир был бы очень кстати: «Расположение подходящее — возле Кремля, а Владимир вроде как основатель российского государства. Зарядье и идеологически, и чисто формально самое подходящее место».
Другие эксперты в принципе отказались выбирать из предложенных вариантов. «Мне жалко всех пространств: и Боровицкой площади, и Лубянской, и Зарядья, — сказал МОСЛЕНТЕ Алексей Клименко. — Вот возле ХХС — пожалуйста. Это место и так испакощено, в первую очередь — самим храмом, самой большой в мире стиральной машиной, где отстираны были миллиарды». Впрочем, даже такое ужасное место отдавать под памятник немного жаль: «все-таки центр Москвы, оттуда и на Кремль вид еще есть».
Читайте также
В районе Храма Христа Спасителя предлагает установить памятник и Константин Михайлов. Правда, он не испытывает столь жгучей антипатии ни к самой скульптуре, ни к зданию ХХС. Михайлов уверен, что связь между крестителем Руси и главным собором Русской православной церкви вполне очевидна.
Наиболее подходящим местом для памятника Михайлов по-прежнему считает Воробьевы горы, но не смотровую площадку, а среднюю террасу. Координатор «Архнадзора» полагает, что этот район связывают с Владимиром и крещением Руси вполне конкретные историко-культурные нити.
Юго-западный вектор — это направление на Киев, на этом же векторе в районе Остоженки когда-то было село «Киевец», где в глубокую старину обитали киевляне, убежавшие от Батыева нашествия. «У подножия Воробьевых гор стоит Андреевский монастырь, который специально был в XVII веке основан и населен именно киевскими учеными и монахами из киевских монастырей, которые свой опыт и знания передавали московским коллегам», — напоминает Михайлов.
Кроме того, в ландшафтном плане Воробьевы горы — единственное место в Москве, напоминающее Киев. Константин Михайлов полагает, что этих культурно-исторических отсылок вполне достаточно для того, чтобы остановить выбор именно на Воробьевых горах.