Город

«Москвича таджиком не напугать»

Как в столице отбирают кадры для выполнения капремонта

© Александра Мудрац / ТАСС

МОСЛЕНТА побывала на конкурсе по подбору кадров в Фонд капитального ремонта Москвы. Оказалось, что самый необходимый навык для инженера капремонта — уметь убеждать жителей в его необходимости

МОСЛЕНТА побывала на конкурсе по подбору кадров в Фонд капитального ремонта Москвы. Оказалось, что самый необходимый навык для инженера капремонта — уметь убеждать жителей в его необходимости.

— Бабка пришла, вечно всем недовольна. Что ты с ней будешь делать?

— Давай напишем про таджиков. Или про этих, узбеков. Пусть это будет третий пункт в списке того, что надо обязательно делать: надо объяснять жителям, что они здесь делают?

— Жители?

— Да нет! Узбеки! Бабка та же придет, скажет, что такое? Почему опять одни узбеки? Почему мы их наняли делать капремонт? Какая-нибудь молодая москвичка скажет — я ночью иду с работы, а тут ваши таджики!

— Узбеки.

— Узбеки... Таджики... Ну и что? Ну, таджики. Ну, узбеки. Москвича таджиком не напугать. И москвичку тоже. Тут все давно к ним привыкли. Зачем про них чего-то объяснять?

— Ну надо тогда хотя бы не селить таджиков в вагончики во дворе жилого дома, где делается капремонт! Вася, запиши – не селить таджиков прямо во дворе! Там мамаши молодые ходят с колясками.

Что нельзя делать? Ни в коем случае нельзя вываливать во двор стройматериалы и шуметь. Что необходимо делать? Собрать жителей и спросить — а можно мы у вас тут вывалим во двор стройматериалы и немного пошумим? Вам когда удобно, чтобы мы пошумели? У вас дети спят с часу до двух? Прекрасно! Мы с часу до двух шуметь не будем. Тем более что у наших рабочих в это время все равно обед

Это был открытый для прессы этап конкурса по подбору кадров в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы.

Начался конкурс еще в июне. Наплыв кандидатов впечатляет — так, на должность сметчика подали 25 заявок на одно место. На должность инженера технадзора — семь человек на место. Хотя зарплаты, по строительным меркам, скромные — оклад у инженера технадзора 47 тысяч, вместе с премиями получается около 60 тысяч в месяц.

На открытый для прессы этап («мозговой штурм») пришли десять кандидатов на должность инженера технадзора — каждый день «мозговой штурм» устраивают для нескольких групп по десять человек.

До этого кандидаты уже прошли конкурс резюме и сдали тесты на профнавыки.

Например, ответили на вопрос, кто отвечает за замороженный строительный объект — подрядчик, заказчик, инвестор или субподрядчик?

— А кто отвечает за замороженный объект? — спрашиваю я исполняющего обязанности ректора МГУУ правительства Москвы Василия Фивейского, который заседает в жюри во время «мозгового штурма».

— Откуда я знаю? — честно признается Василий Юрьевич.

Но в остальном, надо сказать честно, Фивейский знает про конкурс кандидатов практически все — конкурс проходит в стенах его родного университета.

Сразу вижу, что вы из системы ЖКХ. Вы не с жителями разговариваете, вы им просто пересказываете служебную инструкцию. Вы будете на переднем крае производства, вы это понимаете? Вы будете перед жителями отвечать за подрядчика. Если вы и с жителями будете также объясняться, как сейчас, то вы мне там не нужны!

— На 100% тест на профнавыки сдали единицы, — сообщает Василий Юрьевич. — В основном, 70-80% правильных ответов. У кого-то — 60%.

— Вы их, конечно, сразу отсеяли?

— Конечно, нет! У нас комплексная оценка. Вначале тесты, потом «мозговой штурм», после него с каждым беседуют наши эксперты-психологи, затем собеседование со специалистами Фонда…

Десять кандидатов, разбитые на две команды, выполняют задачу — придумать пять вещей, которые необходимо делать, и пять вещей, которые делать ни в коем случае нельзя. Обсуждение проходит бурно.

Что нельзя делать? Ни в коем случае нельзя вываливать во двор стройматериалы и шуметь. Что необходимо делать? Собрать жителей и спросить — а можно мы у вас тут вывалим во двор стройматериалы и немного пошумим? Вам когда удобно, чтобы мы пошумели? У вас дети спят с часу до двух? Прекрасно! Мы с часу до двух шуметь не будем. Тем более что у наших рабочих в это время все-равно обед.

Между столами с идущими на «мозговой штурм» кандидатами ходят три девушки с журналами — Анна, Елена и Ольга. Они — профессиональные эксперты по кадрам в МГГУ. Девушки прислушиваются к обсуждению и ставят каждому кандидату оценки.

— Вы уже кого-то отбраковали? — спрашиваю эксперта Ольгу Жданову.

— Одно из главных качеств эксперта — не поддаваться первому впечатлению! Пока идет предварительная оценка. После «мозгового штурма» и собеседования мы, эксперты, соберемся, и будем обсуждать, делать, так называемое, «сведение оценок», — говорит Ольга.

Она оценивает уже седьмую группу кандидатов в Фонд капитального ремонта. Из всех семи групп отбраковали человек пять за неспособность к коммуникациям. Остальным выставили оценки. С ними кандидаты будут дальше бороться за место под солнцем московского капремонта.

Из десяти кандидатов только один — безработный. Остальные трудятся либо в ЖЭКе, либо в коммерческой строительной компании.

На вопрос, зачем хотят поменять место работы, кто-то отвечает честно:

— Хочу иметь в кризис постоянную и стабильную работу. В Фонде контракт заключают на десять лет.

Кто-то отвечает:

— Хочу жизнь москвичей сделать лучше!

Генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Москвы Артур Кескинов ответами кандидатов в ходе «мозгового штурма» не всегда доволен:

— Сразу вижу, что вы из системы ЖКХ. Вы не с жителями разговариваете, вы им просто пересказываете служебную инструкцию. Вы будете на переднем крае производства, вы это понимаете? Вы будете перед жителями отвечать за подрядчика. Если вы и с жителями будете также объясняться, как сейчас, то вы мне там не нужны!

Тем временем за столами продолжается мозговой штурм.

— Качество! Их же тоже будет волновать качество!

— А давайте журнал заведем! Положим его в подъезде, и туда будем писать, как идет ремонт! И вклеивать копии сертификатов. Тогда жители успокоятся — они будут видеть, что весь материал для ремонта сертифицирован!

— Журнал — это вчерашний день! Надо сделать сайт по ремонту каждого конкретного дома! И туда копии сертификатов выкладывать! Молодым будет удобно — зашел, посмотрел!

Каждый день после работы кандидаты придумали сидеть и рисовать для жителей графики. Есть график для строителей, но в нем житель ничего не поймет. А когда он чего-то не понимает, он начинает волноваться.

— Мы нарисуем график и жители будут спокойны! Можно пригласить жителей на собрание и спросить — какие вы хотите элементы фасада?

— Да на собрание никто не придет! Придут два человека!

— Вот именно это и есть те два человека, которые вечно всем недовольны и жалуются во все инстанции! С ними и надо работать. Показать им паспорт работ…

Каждый день после работы кандидаты придумали сидеть и рисовать для жителей графики. Есть график для строителей, но в нем житель ничего не поймет. А когда он чего-то не понимает, он начинает волноваться

— Зачем им паспорт работ? — вмешивается Кескинов. — Вы думаете, жители знают, что это такое? Спросите любого журналиста — он никакого паспорта работ и в глаза не видел!

Тут журналисты вставляют свои «пять копеек»:

— Но ведь жители первым делом спросят — сколько стоит ремонт и почему?

— Они не должны объяснять, сколько стоит! — сообщил Кескинов. — У них нет ни знаний, ни полномочий давать такие комментарии. Откуда они знают, сколько стоит после инфляции?

В целом же Артур Львович доволен тем, как идет набор. С 29 декабря 2014 года, когда был создан Фонд, успели укомплектовать 15% штата. Открытый конкурс стартовал 15 июня. Количество кандидатов превысило все ожидания.

Но прием заявок еще не окончен.

— Нам нужны представители самых разных специальностей — и юристы, и журналисты! Присылайте к нам на портал свое резюме, и бегом к нам на собеседование, — заманивает Василий Фивейский.

К декабрю 2015 года штат Фонда также планируется пополнить сотрудниками абонентской службы и финансового отделов, IT-службы и так далее. В целом Фонд наберет около 400 сотрудников, из них 100 человек — это инженеры технического надзора и 30 человек — сметчики.

— Взаимоотношения с собственниками жилья — вот главный вопрос, который им придется решать, — объясняет Артур Кескинов. — Если они не смогут объясняться с жителями человеческим языком, тогда мне придется выезжать самому на каждый дом. Наша главная задача — научить их коммуникациям, потому что профессиональные навыки у них уже есть.

Аделаида Сигида