Кто придумает метро будущего
Завершился первый этап конкурса на дизайн станций метро «Нижние Мневники» и «Терехово», который проводит КБ «Стрелка». Из 121 присланной заявки жюри выбрало десять полуфиналистов, двое из них станут победителями второго этапа, который пройдет через три месяца.
Эксперты КБ «Стрелка» Мария Ноговицына и Михаил Джихвария рассказали МОСЛЕНТЕ, чем этот конкурс отличается от прошлогоднего, на котором выбирали проект оформления станций «Солнцево» и «Новопеределкино», и почему после перерыва в 50 лет Московский метрополитен снова выставляет на открытый конкурс оформление новых станций.
##Мария Ноговицына, главный архитектор проекта
Читайте также
Когда строились первые линии московского метро, проводились конкурсы на оформление станций, в которых участвовали лучшие советские архитекторы. Так к пятидесятым годам сложился образ московского метро, и мы заслуженно гордимся «Маяковской», «Киевской», «Белорусской», потому что каждая их них уникальна. Затем изменилась эпоха, власть, и с пятидесятых годов начали экономить на отделке, на художественных решениях. Станции стали делать намного проще, стали штамповать типовые решения. После шестидесятых спрос на уникальность оформления возрождался, но результаты были не самого высокого уровня: в 1970-х и даже в кризисные 90-е станции снова становятся разными, но отличаются в основном не оригинальными решениями, а материалом отделки, цветовой гаммой.
Таким образом, у нас был подъем, золотой век московского метро, когда строились уникальные по оформлению станции, но за ним пришел спад. И сейчас, проводя по заказу «Мосинжпроекта» конкурс на разработку архитектурно-художественных решений станций, мы снова ставим перед архитекторами задачу поиска образа метро, но теперь уже нового, современного, не повторяющего сложившиеся стили оформления станций. Сейчас другое время и другие предпосылки. Новые станции должны быть не только удобными, но и «интерактивными», реагировать на контекст, на жизнь города, стать частью уже другой Москвы, стать теплее и человечнее.
В прошлом году в конкурсе для станций «Солнцево» и «Новопеределкино» мы увидели простые и изящные идеи: например, павильоны с двускатными крышами, напоминающими домики дачных поселков, лес под землей, создающий присутствие природы в закрытом пространстве подземки. Сразу видно, что все эти идеи иллюстрируют стремление человека к естественному миру, возможному в условиях мегаполиса.
О станциях островного и берегового типа
Раньше в Москве в основном строили станции с «островной» платформой по центру, по бокам которой проходят два пути. Для этого двумя тоннелепроходческими щитами прокладывали два тоннеля. А сейчас массово используется другая технология, при которой один щит пробивает один тоннель, оба состава приходят по нему к центру станции, по краям которой располагаются «береговые» платформы. Этот метод дешевле и быстрее. На оформление таких конструктивно новых станций третьего пересадочного контура «Терехово» и «Нижние Мневники» мы сейчас и проводим конкурс. Эти станции выглядят по-другому, поэтому с ними практически не сталкивались ни москвичи, ни наши архитекторы, ни дизайнеры. Кроме «Александровского сада» и «Мякинино» подобных станций в московском метро пока нет.
О техническом задании
В данном проекте КБ «Стрелка» — оператор конкурса. Наша главная задача — донести смысл, сформулировать видение и направить участников. У нас есть опыт в организации таких конкурсов, отработан механизм их проведения, и мы можем привлечь архитекторов со всего мира, поэтому дело было поручено нам.
Присланные проекты стилистически отличаются от того, как раньше оформлялись станции московского метро. То есть мы получили некий образ станций метро будущего
Мы задаем участникам конкурса направление, изучив международный опыт. В частности, мы поняли, что современные станции получаются классными, когда они оформлены минималистично, когда акцент ставится на чем-то одном: или на сочетании материалов, или на освещении, или на ярких элементах дизайна. Акценты может расставлять мебель или объекты современного искусства, но все это не должно присутствовать в проекте одновременно, должна быть мера. И мы это прописываем в задании: вы можете работать с освещением, или создать яркий акцент на спокойном нейтральном фоне, или больше углубиться в материалы, предложить их интересные сочетания и тем самым поработать с пространством. Все эти наши посылы выразились в концепции, и участники конкурса нас услышали — присланные ими проекты получились спокойными и стилистически отличаются от того, как раньше оформлялись станции московского метро. То есть мы получили некий образ станций метро будущего.
Об участниках конкурса
Мы проводим открытый конкурс на новые станции метро, и в нем могут участвовать все желающие. Другие масштабные конкурсы часто бывают закрытыми, в них приглашают только известные архитектурные бюро. Наш конкурс также рассчитан на молодые бюро и молодых архитекторов и дизайнеров. У каждого специалиста есть шанс реализовать свою идею и изменить часть московского метро.
Конкурс на первом этапе анонимный, поэтому выбираются самые интересные идеи, а не известные имена. Мы как организаторы конкурса считаем, что самые интересные идеи возникают в соперничестве. Должна быть открытая дискуссия про то, что такое московское метро и каким оно должно стать. После хрущевских однотипных станций поиск образа остановился, сейчас это снова стало актуальным. Очень важно продолжать традицию проведения конкурсов для оформления станций, именно в конкурентной среде и публичной дискуссии рождаются самые важные идеи.
Читайте также
В прошлом году было 612 зарегистрированных участников, заявки подали только 96 из них: 50 — на «Солнцево» и 46 — на «Новопеределкино».
В этом году конкурс более успешный, если говорить о количественных показателях, но пропорции остаются примерно теми же: 951 зарегистрированный участник, 121 заявка, из них 60 — на оформление станции «Терехово», 61 — «Нижних Мневников». Если говорить о географическом охвате, то это реально весь мир: есть заявки из Чили, США, европейских, азиатских стран. И, разумеется, много заявок из разных городов России.
Об изменении поведения пассажиров
На станциях старого типа москвичи привыкли встречаться в центре зала. Но на новых станциях с двумя платформами таких центров будет уже два. Теперь люди будут встречаться и определяться, в какую сторону ехать, на уровне кассового зала, который становится не транзитной зоной, где ты просто покупаешь билет и спускаешься вниз, а местом, где ты назначаешь встречи и планируешь свою поездку. Таким образом изменяется привычное нам назначение зон станции.
И если посмотреть на полученные в этом году заявки, мы увидим, что каждый архитектор по-своему обыгрывает эту тему. Например, в центре кассового зала предлагают размещать инсталляцию или объект искусства, который уже сам по себе акцентирует место, притягивает внимание. Соответственно, если в одном вестибюле будет стоять, условно говоря, фигура жирафа, а в другом — слона, то встречи на такой станции будут назначать у слона или у жирафа.
Большое внимание уделяется организации разных пространств: в одних пассажиры покупают билеты, в других ожидают прибытия поезда. Соответственно, элементы пространства — мебель или скульптура — не должны мешать движению, вызывать конфликты использования. Наоборот, они должны структурировать, организовывать пространство в целом. Скамейки, например, могут использоваться не только для отдыха пассажиров, они могут еще и отделять кассовую зону от транзитной.
Другая интересная деталь: помимо обычных классических скамеек, участники предлагают устанавливать опоры для отдыха, к которым пассажиры смогут прислониться. Например, некоторые пожилые люди предпочитают ждать поезд стоя, потому что им сложно присаживаться и уже через минуту вставать.
####Об исторических и природных мотивах в оформлении
Если мы посмотрим примеры из международного опыта, то в основном оформление станций отражает то, что находится в их окрестностях. Если там располагается, например, известный университет, то на платформе, в вестибюле будет что-то связанное с образованием и так далее. Это помогает ориентироваться в городе: проезжая мимо станций, ты понимаешь, где находишься.
Даже если со временем в Мневниковской пойме устроят парламентский центр или какой-нибудь парк чудес, оформление станций останется актуальным
Для Мневниковской поймы выделить такую тему сложно, потому что на застройку этой территории всегда было очень много планов, но как именно она будет развиваться, пока не совсем понятно. Поэтому мы предложили участникам немного абстрагироваться, сделать отсылку к истории. Известно, что здесь находились деревни Мневники и Терехово. Мневники славились рыболовецким промыслом, поставляли рыбу на царский стол. Поэтому много заявок было с мотивами рыб и воды. К тому же, не так уж много мест в Москве, где в округе столько парков, воды. Поэтому еще один общий мотив, предложенный для оформления «Терехова» и «Нижних Мневников», это то, что они находятся в зеленом уголке Москвы.
То есть, все конкурсанты привязывали свои решения к тому, что есть сейчас, и к тому, что было раньше. И мы получили довольно приятные нейтральные идеи. И даже если со временем в Мневниковской пойме устроят парламентский центр или какой-нибудь парк чудес, оформление станций останется актуальным.
Что приятно: как в прошлом, так и в этом конкурсе я не увидела каких-то попыток создания монументальности, гигантизма, чего-то грубого. Все масштабы, подходы, идеи так или иначе строятся на соразмерности с человеком и гармонии с природой.
##Михаил Джихвария, менеджер проектов КБ «Стрелка»
Читайте также
Возврат к практике проведения конкурсов на оформление станций продиктован не только тем, что пришло новое время, новый подход к дизайну общественных пространств. Дело еще в том, что темпы строительства московского метро достигли нового уровня: до 2020 года в Москве планируется построить 78 новых станций и более 160 километров линий метро. Столичное правительство наращивает транспортную инфраструктуру города, чтобы обеспечить станциями удаленные районы, которые все больше застраиваются. Целью этого масштабного проекта является создание комфортной транспортной среды в шаговой доступности для максимального количества жителей города, обеспечение быстрого и удобного перемещения пользователей подземки между районами.
В том числе для выполнения этих задач была введена кардинально иная технология строительства метро для Москвы, которая позволяет сократить сроки и стоимость строительства, но внутреннее оформление каждой станции будет индивидуальным. Таким образом будет продолжена традиция советского метро, когда станция выполняет не только исключительно утилитарную функцию объекта транспортной инфраструктуры, но и является уникальным архитектурным сооружением, отражающим историю развития города. Именно этим и обусловлен возврат к практике проведения архитектурных конкурсов
####О возрождении конкурсов на оформление станций
Если раньше оформление станции проектировали только такие большие корпорации, как «Метрострой», «Мосинжпроект» и так далее, то сейчас мы проводим открытый конкурс, в котором могут участвовать все желающие архитекторы и бюро. Сейчас во всем мире есть такая тенденция: отдельно привлекать художников или архитекторов для разработки оформления станций. Проектировщик теперь предлагает только конструктивное решение, закладывает планировку типовой станции, а к оформлению привлекают уже других специалистов. И если посмотреть на европейский, американский опыт, то мы увидим, что станции становятся новыми площадками для современного искусства: там могут проводиться выставки, меняться экспозиции. Благодаря этому изменяется роль метро в современном мире. Все эти моменты мы прописываем в техническом задании, приводим примеры решений и ставим вопрос о том, каким должно быть метро в Москве.
О реализуемых проектах
В техническом задании сформулировано, что концепция или заявка, то есть сама идея проекта проходит через два фильтра, оценивается по двум принципам. Первое — это соответствие СНИПам, ГОСТам, задающим жесткие условия, в соответствии с которыми должны производиться отделочные работы и оформление любой станции московского метро. А второе — это критерии оценки по тем принципам, которые мы транслировали для архитекторов. Это не жесткие требования, а рекомендации, которыми они руководствовались при разработке проектов и которыми будет руководствоваться жюри при их оценке.
Если смотреть на заявки этого года, то их общий уровень вырос. Если в прошлом году было много ярких, но неисполнимых идей, то в этом году качественных, реализуемых работ намного больше.
Дело в том, что зачастую конкурсы используются архитекторами, особенно начинающими, для того, чтобы заявить о себе. При этом они не стремятся стопроцентно соблюсти заданные организаторами параметры, а делают, может быть, немного сумасшедшую идею, но при этом заявляют миру о себе как о самостоятельном художнике, способном на смелые решения. Поэтому зачастую конкурс проводится, называется проект-победитель, но на этапе реализации работы затухают.
Читайте также
У нас в этом году почти все сданные проекты были реалистичными в отличие от прошлогоднего, первого конкурса, на котором в ряде случаев заявлялись хоть и красивые, но нереализуемые в наших условиях идеи, типа оформления платформ подземными оранжереями.
Отчасти достичь этого эффекта удалось благодаря тому, что мы публиковали интервью с прошлогодними победителями, где они давали всем участникам практические советы, и в том числе — заранее выбирать реализуемые решения и материалы. И теперь, так как участники все-таки хотят победить, а не просто пополнить свое портфолио красивой конкурсной заявкой, они предлагают только реалистичные концепции, поэтому выбирать победителя среди них будет сложно.