В прорубь с головой
117 тысяч москвичей в ночь на 19 января устремятся на городские водоемы, где для крещенских купаний оборудовано 60 майн. Как всегда, кто-то пойдет совершать обряд из неподдельных религиозных чувств, кто-то пойдет за острыми ощущениями. Тем, кто хочет, но не решается, представители церкви напоминают: эта традиция ни в коем случае не является обязательной для выполнения всеми верующими. Если нет желания окунаться в прорубь — греха в этом не будет. МОСЛЕНТА рассказывает об истории крещенских купаний в Москве от эпохи Ивана Грозного до наших дней, а также о том, что думают об этой традиции священники.
Грозный и весь его двор
В мировой литературе сохранились свидетельства крещенских купаний, по крайней мере, в XVI веке. Английский путешественник, дипломат и купец Энтони Дженкинсон описывает купание в прорубях при Иване Грозном. По свидетельствам иностранца, в обряде у самых стен Кремля принимали участие сам царь, его придворные и вся московская знать. Однако они не купались — их лишь окропляли освященной водой. Затем простой народ устремлялся в прорубь в огромном количестве. В воду окунали малых детей, больных людей, в майнах крестили татар. Освященную воду уносили по домам, а также поили ей лошадей из царских конюшен.
Читайте также
Давка в кремлевских воротах
В начале XVIII века о купаниях в центре Москвы писал другой путешественник — голландец Корнелий де Бруин. В книге «Иностранцы о древней Москве: Москва XV-XVII веков» содержится его описание прорубленной 4-метровой иордани, хорошо и красиво устроенной.
Де Бруин отмечает, что весь обряд, который он наблюдал, длился несколько часов. В нем принимали участие многие тысячи людей, из-за чего в кремлевских воротах происходила давка.
Как отметили опрошенные МОСЛЕНТОЙ священнослужители, вообще на протяжении веков обряд менялся мало и прорубь традиционно вырубалась в форме креста.
Гуляния и пушечные залпы
Читайте также
Крещенские купания в автобиографической книге «Лето Господне» описывает русский писатель Иван Шмелев. Он родился в 1873 году, так что в воспоминаниях рассказывается о традиции купаний в Москве конца XIX века. В романе обряд происходит с большим размахом, с гуляниями и пушечными залпами.
«На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней — прорубленная во льду ердань, — пишет Шмелев. — И вдруг, грохает из пушки. Отец кричит — «пушки, гляди, палят!» — и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии».
Даже при Советах
Читайте также
В 1712 году столицей России стал Санкт-Петербург, и постепенно весь крещенский ажиотаж переместился туда. В 1918 году, когда главным городом страны снова стала Москва, это была уже другая страна. Подробных свидетельств о крещенских купаниях при Советах нет, однако традиция все же не прерывалась.
«Во времена советской власти массовых купаний не было, это происходило тайно, часто молодежь не пускали на такие окунания. Открыто на Москве-реке, конечно, такого происходить не могло. В Подмосковье Троице-Сергиева лавра была открыта и в советское время, туда приезжали окунаться. Есть источники под Дивеево, в таких местах, где сохранились действующие храмы и монастыри, там окунания происходили и в XX веке», — рассказал МОСЛЕНТЕ декан исторического факультета, доцент кафедры всеобщей истории Православного Свято-Тихвинского гуманитарного университета (ПСТГУ) священник Андрей Постернак.
Современное ледовое шоу
Наконец, в 90-х годах века двадцатого, массовые крещенские купания возродились в своем нынешнем виде. Они проходят с большим размахом, под светом софитов и при вспышках репортерских фотокамер, привлекая огромное количество не только простых горожан, но и медийных персон, политиков. К примеру, почти каждый год героем фоторепортажей становится лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Этой ночью в проруби окунутся более 117 тысяч человек. Размах гуляний уже скоро можно будет оценить в фотогалереях информагентств и в соцсетях.
Читайте также
Кстати, представители Церкви призывают женщин отказаться от выкладывания в соцсетях селфи с крещенских купаний. «В Евангелии Спасителем ясно сказано — если глаз твой соблазняет тебя, лучше его вырвать, нежели лишиться Царства Божия. Так что большого значения не имеет, будет ли это изображение женщины, на котором женщина в купальнике с визгом бросается в ледяную воду, либо это будет фото, на котором она вальяжно разложила себя на шезлонге под лучами палящего солнца. Любое соблазнение — это грех», — заявил протоиерей, доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.ру» Павел Великанов.
Аргументы «против»
Стоит отметить, что крещенские купания ежегодно критикуются, в том числе и священнослужителями. Широкий резонанс в 2011 году вызвала статья епископа Евтихия, в то время викария Патриарха Московского и всея Руси, в которой он приводил целый ряд аргументов против. По его мнению, купание в холодной воде не является христианской традицией, к тому же это риск, который противоречит Евангелию.
Свое отношение к происходящему вокруг прорубей он высказал и в этом году. «Крещенские купания Церковью исследованы, оценены и рекомендованы к повсеместному искоренению, как это и рекомендует "Настольная книга священнослужителя" протоиерея Сергия Булгакова, неоднократно переиздававшаяся по благословению священноначалия Русской Православной Церкви», — написал он своим подписчикам в соцсети «ВКонтакте».
Как бы то ни было, решение о том, купаться или нет, за верующих никто не примет. Остается лишь напомнить, что, оказавшись в столь холодной воде, организм в любом случае получает холодовую травму. Чтобы минимизировать ущерб от нее, во всех санкционированных местах в Москве будут работать надувные модули для обогрева и переодевания.
Чтобы не допустить несчастных случаев, за безопасностью москвичей в ночь на 19 января будут следить более 770 сотрудников МЧС и департамента гражданской обороны, спасатели-добровольцы, 1600 сотрудников полиции и 60 медбригад — по числу официальных мест купания. Для того же, чтобы пресечь крещенские купания в несанкционированных прорубях, водоемы Москвы будут патрулироваться.
Владимир Шумаков, Яна Кремнёва