Город

Подарок для «крепкого хозяйственника»

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков с размахом отметил 80-летие на субботнике в Коломенском

© Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

Юрий Лужков, бывший мэр столицы, больше всего запомнился своими строительными инициативами, любовью к мёду и, конечно, страстью к уборке в промышленных масштабах. При нём московские субботники практически обрели былую «коммунистическую» славу. Так что неудивительно, что своё 80-летие он отметил именно на субботнике в любимом Коломенском. И произвёл там фурор не хуже какой-нибудь рок-звезды. МОСЛЕНТА тоже побывала на празднике, поностальгировала и убедилась, что Юрия Михайловича пенсия ни капельки не удручает.

Юрий Лужков, бывший мэр столицы, больше всего запомнился своими строительными инициативами, любовью к мёду и, конечно, страстью к уборке в промышленных масштабах. При нём московские субботники практически обрели былую «коммунистическую» славу. Поэтому неудивительно, что его друзья организовали ему празднование 80-летия именно на субботнике в любимом Коломенском. И бывший градоначальник произвёл там фурор не хуже какой-нибудь рок-звезды. МОСЛЕНТА тоже побывала на празднике, поностальгировала и убедилась, что Юрия Михайловича пенсия ни капельки не удручает.

Кто это придумал

Устроить бывшему градоначальнику такой праздник предложила инициативная группа по главе с космонавтом Алексеем Леоновым. Он же и возглавил оргкомитет, куда вошли Элина Быстрицкая, Леонид Рошаль, Андрей Караулов, Василий Лановой и другие известные общественные деятели. Вёл субботник Леонид Ярмольник, Илья Резник и Геннадий Хазанов пришли сажать деревья. Пришли на юбилей и бывшие члены правительства Москвы, и застройщики. Ну и, разумеется, супруга Лужкова Елена Батурина не осталась в стороне. Собственно, организовывала всё именно она.

© Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

По словам Леонова, идею даже поддержал президент России Владимир Путин, но в оргкомитет он, разумеется, не вошёл - ограничился вручением Юрию Михайловичу ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени»; бывший градоначальник стал полным кавалером ордена. В указе говорится, что «за активную общественную деятельность». Лужков был очень растроган и назвал награду «символом возвращения из безвременья». Приглашений вернуться в политику он не получал, но пообещал журналистам, что скучать не собирается.

Общими усилиями нескучающему пенсионеру устроили в Коломенском настоящий субботник в лучших традициях «крепкого хозяйственника» - всех желающих позвали сажать фруктовые деревья, угощаться мёдом с пасеки юбиляра и гречкой, которую Юрий Михайлович выращивает теперь в Калининградской области и поставляет Балтийскому флоту. Ну и послушать музыку - романсы, песни из советских фильмов, русские народные песни в исполнении «Бурановских бабушек». Никаких квестов, смузи и диджей-сетов.

Конечно, субботники в Москве с уходом Лужкова не вымерли. Этой весной столичные парки затеяли генеральную уборку и созвали горожан на помощь. Вот только «грязной» работы на таких мероприятиях всё меньше. Москвичи в основном идут на спортивные игры и уроки танцев, квесты и забеги, мастерские по изготовлению скворечников и лектории по здоровому питанию, послушать электронную музыку или джаз и поесть уличной еды в фудкортах.

Главным же «развлечением» юбилейного субботника стали лопаты и кучи дымящегося торфа. Как раз в Коломенском нашлось место подальше от парадных аллей, где ещё не растут яблони и груши - пригорок в противоположной стороне от центральной части парка и леса, прямо у первого, непарадного входа со стороны спальных районов. Зимой здесь все катаются на санках с детьми, а летом просто проходят мимо по пути к ресторанчиками и церкви Вознесения.

Чтобы гости не замёрзли, вокруг поляны поставили ярмарочные шатры - «Медовое чаепитие» с чаем и баранками, ресторан «Для ровесников юбиляра», сделали детский павильон и оборудовали открытую сцену.

Явление народу

До последнего момента все строили догадки, будет сам юбиляр на празднике или нет. И, разумеется, он появился - в плотном кольце охраны и толпы, под аккомпанемент баяна. Воодушевлённый, улыбающийся и в кепке.

Охрана ему понадобилась: у Юрия Михайловича, оказывается, есть настоящая армия фанатов, которые, несмотря на довольно солидный возраст, весьма агрессивно рвались к кумиру. Слышались возгласы «Мы вас любим!», «Спасибо, Юрий Михайлович, родной!» и «Автограф не дадите?». Автографы юбиляр охотно раздавал, за поздравления с днём рождения всех искренне благодарил, и сияющие от счастья получатели потом долго хвастались новой реликвией всем случайным прохожим.

«Пробился! Лужкова всё-таки сфотографировал!», - гордо докладывает жене пожилой мужчина в съехавшей кепке и помятой куртке. Жена в восторге и чуть не хлопает в ладоши.

Между прочим, даже некоторым звёздным друзьям юбиляра так не повезло. Вот Анатолий Вассерман, например, мудро отказался от штурма Юрия Михайловича. Деревьев ему, кстати, тоже не досталось - не нужно было опаздывать.

«Поговорили (с юбиляром - ред.), но очень коротко, - рассказал он журналистам. - Желающих пообщаться уж очень много, и я не стал отнимать время. Тем более, что я всегда имею возможность с юбиляром пообщаться, по случаю обмена новыми книгами в том числе».

Лужков не стал наслаждаться лаврами и сразу же направился сажать яблоню. Да, разумеется, тележки с дымящейся тёплой землёй и вёдра с водой ему приносили, но в целом бывший градоначальник управлялся с деревьями сам, и весьма ловко - похоже, набрался опыта на своей ферме. И только убедившись, что саженец нормально и крепко стоит, он обратился к толпе. Да так, что поклонницы прослезились.

«Хочу поблагодарить всех, кто пришёл и поздравил, за добро и хорошее отношение, которое я не могу воспринимать без волнения. Всё сейчас происходящее - это большой символ созидания, дружбы и надежды, что Москва будет и дальше развиваться и служить своим гражданам, будет лучше служить нашей великой, родной и любимой стране!», - продекламировал юбиляр.

После такой речи толпа поклонников и вовсе пришла в восторг и чуть не затоптала яблоню, заботливо посаженную Лужковым. В такой шумной компании Юрий Михайлович дошёл до сцены, попутно посадив ещё пару деревьев, где снова были речи, частушки и поздравления.

Похорошевшая его супруга Елена Батурина уже ждала юбиляра в павильоне «для ровесников». Людей, обедающих там, никто не выгонял, но двери всё же пришлось перекрыть: фанаты не оставляли Юрия Михайловича ни на секунду.

Не в сувенирах счастье

Гости начали собираться в Коломенском в 11:00. Всем пообещали инвентарь и спецодежду - фирменные фартуки, перчатки, дождевики и кепки а-ля Лужков. Впрочем, уже в 11:40 сувениров не было.

«Расхватали всё! Кепки первыми закончились, на второй час уже всего остального не было. Мы вообще не ожидали, что столько народу придёт», - удивляются работники.

Мы с ними посчитали - на праздник привезли минимум 10 ящиков по 200 кепок каждый. Действительно, аншлаг. «Мы на такой ажиотаж совершенно не рассчитывали. Успели закончиться деревья и земля, подвозили их ещё раз, и вторая партия уже тоже закончилась», - рассказывает девушка у стойки с инвентарём.

«Но вот что хотелось бы отметить - даже когда кепки кончились, люди всё равно не уходили и шли сажать деревья. Они поработать пришли», - отмечает молодой человек в фирменном дождевике, работающий у сцены.

СМИ уже подсчитали, что на празднике побывало около шести тысяч гостей. Чуть ли не половина из них были те самые «ровесники юбиляра» - на вид люди от 60 и старше. Недовольных среди них МОСЛЕНТА не нашла - кто-то светился от счастья, кто-то пел, а кто-то хвастался тем, что смог пробиться к юбиляру и получили сердечную благодарность за поздравления. Но приходили и семьи с детьми, и молодёжь, и все дисциплинированно копались в земле и сажали молодые яблоньки. А те, кому деревьев не хватило, явно им завидовали.

И с погодой москвичам наконец-то повезло — уже привычные 8-9 градусов тепла сменились на +11…+13, что уже можно считать серьёзным потеплением, а надоевший всем круглосуточный дождь закончился.

На этой неделе нынешний мэр столицы Сергей Собянин отменил бабье лето и включил отопление. Сегодня же широко улыбающийся экс-градоначальник подарил всем надежду, что тепло ещё вернётся.