Город

«Мне даже обидно»: скульптор Франгулян о протестах против памятника Маршаку

Протестуя против установки четырехметрового памятника Маршаку на Лялиной площади, жители Басманного района направили открытое письмо в мэрию, департамент культуры и администрацию своего городского округа. МОСЛЕНТА узнала у автора проекта, скульптора Георгия Франгуляна, как он выбирал размер для памятника и почему его нельзя перенести на Садовое кольцо.

Уже три года, как решено, что памятнику на этом месте быть, его проект неоднократно публиковался. И вдруг сейчас началось противостояние активистов, которые считают, что четырехметровая фигура разрушит камерность Лялиной площади.

Для меня это стало полной неожиданностью. Местные жители давно знали о проекте, там три года на видном лежит закладной камень. Правда, сам памятник предполагается поставить гораздо глубже, ближе к зелени.

Так что деятельность активистов, их письма во все возможные инстанции для меня выглядят, как чистая провокация. До сих пор все шло спокойно, публично. Была пресс-конференция, все материалы были обнародованы и находятся в интернете.

Есть проект, который эти активисты, похоже, не смотрели и не видели. Кто-то сделал подложный, сфальсифицированный проект: вставил в ландшафт фотографию маленького эскиза, где ни лиц не видно, ничего, на котором решалась только композиционная задача. И подняли из этого целый скандал.

© Фотоколлаж из соцсетей

Не знаю, кто выступил инициатором. Похоже, кому-то очень нужно после карантина самопиар такой устроить. Но фон для этого выбран грязный, это абсолютно желтая ситуация. Людей обманули, они не понимают, что и как там будет. Они не до конца понимают, что их площадь никто не испортит, а наоборот, она приобретет дополнительный смысл.

Такие, как их называют, «европейские» площади обязательно имеют небольшую доминанту: либо это фонтан, либо памятник. Они этого требуют композиционно.

Растения, которые есть, мы не трогаем, все оставляем. Кусты за сезон разрастаются до неимоверных размеров. За ними надо ухаживать, но сейчас никто этого не делает.

Это случай, когда подняли скандал вокруг ничего. И мне обидно, потому что работа идет длительная. Она на стадии завершения. И площадь за счет памятника только приобретет.

Если посмотреть мои памятники, просто их проанализировать, то легко понять, что я очень бережно отношусь к окружающей среде. Один из основных моих принципов - это не повредить, и помочь пространству приобрести жизнь.

Уже не говоря о том, что Самуил Маршак - замечательный писатель, переводчик, что сама личность Маршака - культовая. Она в нашей культуре занимает огромное место. И он достоин памятника. Не метрового, как я слышал, предлагают. Метр - это что? Они считают, раз детский писатель, значит ростом с детей должен быть?

Представили дело так, что вырастет здесь четырехметровый монстр. Вот если там поставить четырехметровую человеческую фигуру, - тогда это будет монстр. В том фальсифицированном проекте, который мне попадался, все в таком виде совмещено, что я бы тоже возмутился, если бы такой проект увидел. Но перед людьми ситуацию исказили, оболгали. И теперь пытаются это распиарить как можно шире.

Такое сплошь и рядом случается по разным поводам, сами знаете, - и по поводу фильмов, и по поводу спектаклей. Но когда есть возможность вклиниться и выскочить на этом… Кто-то решил поймать птицу счастья таким образом. Отвратительная история.

Я никогда ничего не скрывал, всегда открыт. Проект в доступе. Не понимаю, почему никто не захотел авторский проект посмотреть? Он прошел все инстанции, согласован и Думой и Художественным советом, в который входят достойнейшие художники и архитекторы. И почему, прежде, чем шуметь, не посмотреть первоисточник?

Это как с Пастернаком в советские годы: «я не читал, но осуждаю». Та же история повторяется.

Георгий Франгулян

© Фото предоставлено героем публикации

Размер памятника определен не просто так: два метра занимает постамент, два метра - изобразительная часть. По своей конфигурации и принципиальным решениям соотношения объемов и их созвучию это абсолютно соответствует всем архитектурным членениям. Все это учитывалось, я изучил размеры и пропорции площади, отталкивался от высоты окон и других параметров. Это - чисто профессиональная задача.

Когда встанет памятник, они, наоборот, увидят, что площадь раскроется, площадь вырастет. Именно это - задача скульптора монументалиста, который ставит памятник в конкретном пространстве. Площадь может быть огромной или камерной. Мало того, треугольная площадь требует определенной композиции. Это все учтено.

Постамент - в виде книги, он вертикально разрезан на такие канеллюры, которые не давят объемом, а наоборот, его сжимают. Своими вертикалями дают взлет тем зданиям вокруг, которые, только кажется, что небольшие. Они довольно значительные, там высота потолков приличная в каждом доме. Есть исторические фотографии, где люди рядом с этими зданиями смотрятся крошечными.

Мне обидно даже за саму постановку вопроса. Не показывая настоящего проекта, кто-то будоражит общественное сознание. А ведь есть люди, которые очень легко ведутся. Их напугали, что сейчас вам тут монстра поставят, испортят площадь, и от нее ничего не останется.

Наоборот, площадь приобретет душу, масштаб. Станет более посещаема, туда будут ходить. А сейчас это - проходное пространство, скорее - перекресток.

И никак не противоречит мое решение масштабу этой площади. Оно только подчеркнет дух времени, создаст его.

А масштаб, я считаю, достоин фигуры: детский писатель - это особая каста. Знаете, очень мало хороших детских писателей. Дети - это такой материал, с которым надо бережно обращаться. И я бы хотел, чтобы к этому памятнику водили детей, рассказывали.

Композиция основана на существующих фотографиях Маршака. Образ согласован с его родственниками, внуком. Он ими любим.

То, что сейчас видят на эскизе - это не до конца проработанные лица, их выражения. Это был этап работы, подготовка эскиза к памятнику в размере. Просто невозможно сейчас всем это объяснить. Оправдываться я не собираюсь, только хочу сказать, что совершенно намеренно ситуация искажается.

Место, надо сказать, выбирал не я, оно было предложено. И я как профессионал решил именно это пространство.

© Изображение предоставлено Георгием Франгуляном

Расскажите, как вы работали над композицией памятника? Как высчитали его размеры, почему решили сделать многофигурным?

Композиция обусловлена пространством. Место, характер домов, членение, которое мы видим на них, определяют масштабное соотношение памятников. Поэтому я понимал, что нельзя там ставить огромную фигуру, или меньше предложенного размера, потому что тогда она исчезнет.

Это не игровая скульптура, когда можно рядом сесть на лавочке, «потрогать дяденьку» и сфотографироваться.

А почему в этом месте такой формат, вы считаете, невозможен?

На мой взгляд он нигде не возможен. Это такой китч, который очень легко воспринимается, и распространился. Начиная с Макдоналдcа, где клоун сидит. Понимаете, это такая любовь играть. Пускай она будет доступна где-нибудь во дворе, - в таких пространствах, но ни в коем случае не на площади.

Поэтому выбран серьезный жанр. Серьезно решенная классическая вещь по всем своим параметрам и образам. Внизу - листы, детские книги, написанные Маршаком. На этих листах перечислены лучшие его произведения. С другой стороны на листах - перечень поэтов, которых он перевел и сделал доступными для нашего прочтения. Мы знаем, он - многогранный художник, поэт.

Памятник очень теплый и на самом деле очень камерный. Фигура Маршака сидит на достоверном кресле, которое у него стояло в кабинете. Сидя на нем он писал произведения, встречался с детьми. Известны фотографии, на которых он сидит на этом кресле в окружении детей.

Самуил Маршак и его читатели в 1947

© Фото: РИА Новости

И там у меня три детские фигуры, - две девочки и мальчик, Маршак перед ними открыл книгу. Открыл не просто так, а в том горизонтальном членении, которое мне было необходимо для площади. Я разбил композицию на несколько горизонтальных уровней, и эти «купола» голов маленьких детей подчеркивают величие Маршака. Замысел очень сложный, и при этом - ясный. Внутренняя архитектурная составляющая скульптуры и образ превращают ее в произведение искусства. Я надеюсь.

Процесс создания, для него надо иметь огромный опыт и умение увидеть, как улучшить ситуацию и не навредить. Во всех своих произведениях я стараюсь этому следовать.

Сколько по времени вы работаете над памятником?

Ситуация длится с первой презентации в ТАСС-е. В пространстве интернета все есть, я не понимаю, почему вдруг? Может, потому что понимают, - работа близка к завершению.

Вы в своей мастерской на Арбате ее делали?

Эскизная часть делалась в мастерской в Хамовниках, потом работал на съемных площадях, более крупных. Отливалась работа в бронзе. Это сложный процесс, и он пройден.

Сам памятник уже готов? Он где-то хранится, стоит, ждет установки?

Я всегда часть работы оставляю на последний момент. Когда буду знать, что через две недели памятник установят, я его завершу.

А на текущем этапе его можно увидеть? Хотя бы на фотографиях?

Я против того, чтобы показывать неготовые вещи. Потому что, видите, даже эскиз на коллаже вызвал множество сомнений в людях.

В любом другом пространстве - в цеху, в мастерской, композиция тоже не будет понята. Никто же не показывает недоснятый фильм. Упадет простыня, и все увидят памятник. А потом - пусть хвалят, пусть ругают. Надеюсь, воспримут его замечательно. Я не испорчу площадь, я только сделаю ее лучше.

А как вы относитесь к предложению активистов переставить этот памятник на Садовое кольцо?

Понимаете, это - несерьезный разговор. Работа делалась для конкретной площади, именно ее специфику учитывает. Ее нельзя воткнуть абы куда. В другом месте должен стоять другой памятник.

И потом, чисто формально, что такое перенос памятника? Очень сложный и длительный процесс. Это значит - просто зарубить памятник. Если кто-то именно такого результата хочет, может добиваться. Но тогда не будет памятника Маршаку.