Город

Как изменилась Москва с 1896 года

Уничтожение водокачек, рекламный бум 60-х, запустение на Тверской

© Изображение: Петр Ловыгин

Если фотографировать город с одного ракурса с интервалом в несколько десятилетий, можно увидеть удивительное. Деревья вырастают, строятся новые дома и торговые центры, меняются марки машин на улицах, а Москва остается прежней. МОСЛЕНТА собрала архивные и современные фотографии и сравнила Москву 1896, 1937, 1960 и 1972 годов с нашим временем.

Если фотографировать город с одного ракурса с интервалом в несколько десятилетий, можно увидеть удивительное. Деревья вырастают, строятся новые дома и торговые центры, меняются марки машин на улицах, а Москва остается прежней. МОСЛЕНТА собрала архивные и современные фотографии и сравнила Москву 1896, 1937, 1960 и 1972 годов с нашим временем.

Площадь Курского вокзала, 1958 год — наши дни. В 2002 году на площади Курского вокзала построили торговый центр «Атриум», закрывший вид на здание вокзала, построенное в 1896 году и реконструированное в 1938 и в 1972 годах. У москвичей есть легенда, что во времена мэра Лужкова московские площади специально застраивались для того, чтобы москвичам негде было выражать недовольство и собираться на митинги.

Гольяново, 1973 год — наши дни. Дворы в московских спальных районах за сорок лет преобразились до неузнаваемости. Въезжая в новостройки в 60-70-х, жители кооперировались и на субботниках сажали деревья, ставили песочницы и строили детские площадки. За годы дворы превратились в настоящие сады, в том числе и благодаря программам благоустройства.

Улица Горького (Тверская), 1971 год — наши дни. Деревья на Тверской в 70-е еще не вырубили, рекламу, которая отравляла вид главной улицы города все девяностые и нулевые, еще не повесили, а движение на улице всегда было таким, как на картинке. В наши дни такой трафик бывает только очень ранним утром в выходные.

Здание Моссовета (мэрии), 1955 год — наши дни. Деревья выросли, на площади поставили ларьки в честь очередного фестиваля варенья, а в остальном ничего не изменилось. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий по-прежнему следит за работой московских градоначальников.

Цирк и кинотеатр «Мир» на Цветном бульваре, 1961 год — наши дни. Цирк работает, кинотеатр закрылся, но самое удивительное — похоже, в 61-м году было больше рекламы, чем сейчас.

Парк культуры и отдыха имени Горького, 1947 год — наши дни. Парадоксально, но парк стал выглядеть строже. С сороковых парк пережил две масштабных реконструкции: в пятидесятых годах и после 2011 года, когда вернули бесплатный вход, изгнали аттракционы и стали массово восстанавливать зеленые насаждения.

Крестовские водонапорные башни на Ярославском шоссе (проспект Мира, около Рижского вокзала), 1937 год — наши дни. Башни были построены в 1896 году, они были частью Мытищинского водопровода и, в частности, обслуживали Ржевский (Рижский) вокзал. Но в 1937 году построили Восточную водопроводную станцию, и нужда в гигантских водокачках необыкновенной красоты отпала. В 1939 году их разобрали при расширении шоссе.

Вид с Котельнической набережной на высотку, 1958 год — наши дни. Одно из немногих мест, которое почти не изменилось за эти годы.

Гостиница Ленинградская, 1953 год — наши дни. Гостиница выросла в довольно плотной застройке, а в наше время оказалась на островке между двумя широкими проспектами. В 2008 году гостиница была реконструирована и открылась под брендом Hilton.

Тверской бульвар, 1895 год — наши дни. Пушкин стоит еще на Тверском бульваре, а на его месте на Страстном — стоянка извозчиков. А вот уж в конце девятнадцатого века с вывесками и рекламой в Москве был полный хаос.

Московский зоопарк, 1972 год — наши дни. Основное отличие — центральный вход, построенный в 1996 году при участии Зураба Церетели, который превратил Пресню то ли в копию Праги, то ли в Диснейленд.

Вид на Бородинский мост, 1950 год — наши дни. В середине прошлого века доминантой площади Европы (тогда она называлась просто площадью Киевского вокзала) был вокзал архитектора Ивана Рерберга — шедевр неоклассицизма, издали неуловимо напоминающий византийские соборы. Сейчас гораздо лучше видно ТЦ «Европейский».

Вид на Москву-реку у гостиницы «Украина», 1960 год — наши дни. Главное, что поменялось — возник квартал «Сити», который выглядит, как инопланетный космический корабль, приземлившийся в Москве. Но если приглядеться, то можно заметить, что сталинская застройка с широкими дворами и бульварами была в семидесятые очень сильно уплотнена кирпичными домами. А одноэтажная застройка на ближнем берегу реки куда-то делась.

Площадь Свердлова (Театральная), 1946 — наши дни. Большой театр никуда не делся, а вот гостиница «Москва» после реконструкции существенно выросла и занимает теперь место здания, которое видно в левой части старой фотографии.

В материале использованы фотографии: Наталья Гарнелис; Алексей Стужин; Николай Галкин; Наум Грановский; Александр Зеликов; Сергей Иванов-Аллилуев; Эммануил Евзерихин; И. Кошельков; Николай Галкин; Василий Егоров / ТАСС