«Десятая часть москвичей занимаются вымогательством»
Третье Всероссийское совещание по развитию жилищного строительства России прошло в Москве в четверг, 4 июня. МОСЛЕНТА приводит выдержки из доклада заместителя мэра Москвы Марата Хуснуллина.
О падении спроса на жилье
Продажи жилья в Москве снизились на 30 процентов. У нас был ажиотажный спрос в ноябре и декабре. Сейчас все продается плохо. В первую очередь речь идет о жилье экономкласса, но и в других сегментах продажи замедлились. При этом мы знаем, что за последние годы было несколько периодов падения спроса на недвижимость в Москве, но каждый раз показатели восстанавливались. Мы надеемся, что тенденция будет продолжена и сейчас.
Читайте также
О темпах строительства
Жилищное строительство является одним из важнейших драйверов развития города. В Москве сейчас 470 миллионов квадратных метров недвижимости, примерно половина от этой цифры — жилье. Понятно, что вместе с жилой недвижимостью появляются объекты социалки, места отдыха. Развивается производство, ведь мы ставим себе задачу коэффициент пешей доступности в новых микрорайонах комплексной застройки довести до 50 процентов. Люди должны иметь возможность жить и работать в одном районе.
О сносе ветхого жилья
Вопрос с пятиэтажками сносимых серий будет окончательно решен в 2015-2016 годах. В процессе реализации этой программы мы столкнулись с парадоксальными ситуациями. Отселили, например, жильцов дома, но одна-две квартиры, как специально, отказываются выезжать, обращаются в суд, тянется тяжба.
При этом нынешняя программа касается 6 миллионов квадратных метров. А в городе есть еще 53 миллиона квадратных метров ветхого жилья. Их тоже надо либо снести и построить что-то новое, либо капитально ремонтировать. Но попробуйте сегодня расселить какой-то микрорайон. Как правило, 50-80 процентов жителей легко согласятся переехать. 5-10 процентов согласятся, но с трудом. И те же 5-10 процентов людей категорически откажутся переезжать и займутся откровенным вымогательством.
Об иностранном опыте
Мне кажется, нужно внести изменения в законодательство. Мы с мэром Москвы Сергеем Собяниным были в Гонконге. Там вопросы решают просто. Если 80 процентов жителей дома проголосовали за его расселение, то решение принимается. Все несогласные могут обратиться в суд, им жилье компенсируют по рыночной цене. Это позволяет быстрее реализовывать градостроительные планы, инвестиционные проекты.
О промзонах
В промзонах у нас ситуация похожа. Есть куча собственников, которые не могут между собой договориться. Развивать производство на своей площади они не способны, а законодательного механизма решения проблемы не существует. Сохраняются даже пропорции. Как правило, 90 процентов собственников на переезд готовы, 10 процентов — отказываются. Мы сейчас готовим закон, который позволит на федеральном уровне дать юридические механизмы для реализации градостроительных, инвестиционных проектов. Вместе с тем потенциал московских промзон огромен. Здесь можно построить не менее 40 миллионов квадратных метров жилья. Но без законодательных решений дело встанет.
Читайте также
О Новой Москве
За последние 2,5 года в Новой Москве мы создали 80 тысяч рабочих мест. Здесь в полной мере хотим реализовать принцип полицентризма города — люди должны иметь возможность работать рядом с домом, а не ехать в центр. Огромная проблема — отсутствие нормальных коммуникаций. Где-то они есть, там можно идти путем точечной застройки. Но это не будет полноценным городом! Надо покрывать территорию полностью.
Мы работаем с мощными сетевыми компаниями — такими монстрами, как «Газпром», ФСК ЕЭС. По приблизительным оценкам специалистов, для обеспечения всей инженерной инфраструктуры в Новой Москве нужно порядка 3 триллионов рублей в промежутке 20 лет. При этом юридического механизма с четкими регламентами и едиными правилами, позволяющего запустить опережающее развитие инфраструктуры, на данный момент не существует. Каждая сетевая корпорация устанавливает свои порядки.
О точечной застройке
Для Москвы точечная застройка преступна. Каждый такой эпизод — революция. Мы не хотим ставить в неудобное положение жителей города, сами не хотим этим заниматься. Впереди у нас перспектива только комплексного развития территорий.