Город

Лица несоветских людей

Главные выставки, которые покажут в Москве в 2016 году

Репродукция картины «Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями». Художник Иван Айвазовский

© Изображение: Russian Look

МОСЛЕНТА отобрала 15 главных событий художественной жизни Москвы в 2016 году: от северного Возрождения и южных морей до классики ХХ века и современного искусства.

МОСЛЕНТА отобрала главные события художественной жизни Москвы в 2016 году: от северного Возрождения и южных морей до классики ХХ века и современного искусства.

Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи

Федор Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

© Изображение: РИА Новости

Третьяковская галерея не просто представляет собрание портретов, сделанных главным парадным художником XVIII века (Екатерина II считала, что он создал лучший ее портрет; после же переезда в Москву художник работал с огромной производительностью, создавая целые галереи уважаемых семейств), но хочет дать почувствовать посетителю стиль и интонацию эпохи. Потому дамы и кавалеры XVIII века будут окружены видами столицы и дворянских усадеб, а в залах будет звучать музыка композиторов того времени. Министры и адмиралы, поэты и прекрасные дамы приедут в Лаврушинский переулок из Музея Тропинина, Исторического музея, Русского музея, Эрмитажа и Тверской областной картинной галереи.

19 февраля — 24 апреля

Государственная Третьяковская галерея (Инженерный корпус)

Семья Кранахов. Между Ренессансом и маньеризмом

Работы отца и сына, которые вошли в историю искусства как Лукас Кранах Старший и Лукас Кранах Младший, впервые в России будут показаны вместе. Приедут работы из Берлина и Мадрида, Будапешта и Санкт-Петербурга — 50 картин, четыре рисунка и более полусотни ксилографий. Здесь музыки в залах не обещают, но XVI век, одновременно плоский и яркий, полный христианских мучеников и языческих богинь, предстанет перед нами во всем своем богатстве. Оба художника — и папа, ставший придворным живописцем Фридриха Мудрого Саксонского, и сын, унаследовавший его мастерскую, — изображают местную знать, с удовольствием фиксируют ритуалы придворной охоты и нежно выписывают обнаженных Венер.

4 марта — 15 мая

ГМИИ имени Пушкина

Рашид Джонсон

Художник Рашид Джонсон создаст в фойе «Гаража» инсталляцию с живыми растениями

© M. Spencer Green / AP Photo

Новый проект в рамках программы Garage Artium Commissions (музей заказывает художникам создание произведения специально для атриума музея; в распоряжении творца оказывается пространство высотой десять метров, и его творение видно со всех этажей «Гаража») поручен афроамериканскому художнику Рашиду Джонсону. Джонсон принадлежит к «черной» культуре чуть более, чем полностью: его интересует «черная» музыка, «черная» кухня и черная магия. Для «Гаража» он выстроит композицию из скульптурных элементов и живых тропических растений (пальмы, драцены, фикусы и папоротники); в работе ему помогут специалисты из ботанических садов Москвы.

17 марта — 31 августа

«Гараж»

Красавица столетий

Полина Лобачевская, 1980 год

© Изображение: пресс-служба Музея Анатолия Зверева

Музей Анатолия Зверева собирает выставки по тематическому принципу, и после анималистики художника (которую можно разглядывать сейчас) придет черед экспозиции, посвященной женскому портрету. Понятно, что главной ее героиней станет Оксана Асеева. Ее Зверев обожал и иногда доводил до того, что она вызывала наряд милиции. Она, кажется, была для него самой настоящей Прекрасной дамой. Вдова Николая Асеева — женщина, пришедшая в московские шестидесятые-семидесятые из времен Блока и Маяковского, — была старше Зверева на 39 лет, и он поклонялся ей так, как никому в своей безалаберной жизни. И — рисовал ее, рисовал, рисовал. Но кроме Асеевой грустной и Асеевой веселой, Асеевой ясной и Асеевой смутной, на выставке будут и работы, посвященные другим прекрасным дамам и девицам, вызывавшим взрыв вдохновения у художника.

Март (точные даты пока не определены)

Музей Анатолия Зверева

Драгоценности, вдохновленные природой

Персональная выставка Ильгиза Фазулзянова в Кремле — знак признания высочайшего качества работы художника-ювелира. Фазулзянов (47 лет, старт из Казанского художественного училища) владеет всеми ювелирными техниками, но душа его отдана эмали. Его работы заставляют вспомнить избыточность ар нуво с прихотливым переплетением линий и жемчужными стеблями алых маков. Сюжеты ювелир находит в природе — и подвеску «Вороны», которая была приобретена Музеями Московского Кремля, он, должно быть, придумал в лесу, где среди ветвей выясняли отношения черные птицы. Cтрекозы же сели на круглую подвеску, названную в их честь, прямо на лугу. Экспонаты будут предоставлены для выставки владельцами из США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, а также нашими соотечественниками.

31 марта — 31 июля

Выставочный зал «Успенская звонница» Музеев Московского Кремля

От Елизаветы до Виктории

Лондонская Национальная портретная галерея — один из немногих музеев мира, где полотна собраны не по принципу художественной значимости (хотя, конечно, это тоже существенно), но по принципу «важный человек в истории страны — портрет должен быть в галерее». Этакий коллективный фотоальбом Великобритании, заведенный в XIX веке и собравший фотокарточки с века шестнадцатого. При этом — никакой идеологической цензуры: рядом с великой балериной может висеть лидер английских фашистов, проповедовавший в середине ХХ века необходимость дружбы с Гитлером: был такой — значит был, англичане историю не корректируют. Но к нам на выставку из всей огромной коллекции привезут, конечно, только самых выдающихся персонажей: среди них Байрон и Вальтер Скотт, Ньютон и Джеймс Кук, королева Елизавета I, королева Виктория — ну и Оливер Кромвель, обходившийся с королями довольно невежливо.

22 апреля — 24 июля

Государственная Третьяковская галерея (инженерный корпус)

Василий Кандинский. Контрапункт: композиция VI — композиция VII

Василий Кандинский. Композиция VII. 1913 год

© Изображение: Некрасов В. / РИА Новости

В честь 150-летия со дня рождения великого абстракциониста два музея — Третьяковская галерея и Эрмитаж — устраивают выставку двух его картин. «Композиция VI» находится в собрании Эрмитажа, «Композиция VII» — в Третьяковке, и последний раз они демонстрировались вместе двадцать шесть лет назад. Обе работы были созданы в 1913 году, и в них бушует, взрывается, предчувствует великие потрясения целый мир, разлетающийся на кусочки и намеренный собраться по новым правилам, вот только никто не знает — каким. Важной частью экспозиции станет специальный мультимедийный проект «Путь к абстракции»: посетителям расскажут о том, как вообще появлялась в истории беспредметная живопись.

Май — июль

Государственная Третьяковская галерея (Крымский вал)

V Московская международная биеннале молодого искусства

Главное событие лета — V Московская международная биеннале молодого искусства — ставит своей целью «открывать новые имена молодых авторов, создавать условия для их представления публике и развивать современное искусство в городской среде». Основная площадка в этом году — Трехгорная мануфактура. Среди организаторов — Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Московский музей современного искусства (ММОМА), Министерство культуры и департамент культуры Москвы. До начала декабря каждый желающий поучаствовать в биеннале молодой (до 35 лет) художник мог подать заявку и получить шанс сотворить что-то выдающееся. В этот раз изменился и принцип выбора куратора: если раньше молодежь опекали старшие специалисты, то теперь было решено предоставить свободу их ровесникам — и в конкурсе кураторов победил 32-летний британец Надим Самман, уже известный по нескольким выставочным проектам в Лондоне, Марракеше и Венеции. Появилась на биеннале и новая должность — комиссара. Им стала независимый куратор и продюсер Екатерина Кибовская. Тема основного проекта в этом году — «Глубоко внутри».

1 июля — 10 августа

Трехгорная мануфактура, ГЦСИ, ММОМА и другие площадки

Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения

Главная «народная» выставка года, ведь всем понятно, что происходит на этих картинах, кто тонет, кто спасется и на сколько баллов по школе Бофорта тянет тот ветер, который только что порвал паруса. По словам Ивана Константиновича Айвазовского, за жизнь он создал порядка 6 000 работ. 100 из них — из Третьяковки, Русского музея, Национальной картинной галереи в Феодосии, провинциальных музеев и частных собраний — выбраны для показа на юбилейной выставке. Посетители увидят «Девятый вал», «Радугу», «Черное море», «Волну» и никогда ранее не экспонировавшееся масштабное полотно «У берегов Кавказа». А «для настроения» в залах появятся макеты кораблей, подзорные трубы, глобус и компасы.

29 июля — 20 ноября

Государственная Третьяковская галерея (Крымский вал)

Стефан Балкенхол

Немецкий скульптор работает с мало привычным для современных художников материалом: его специализация — деревянные скульптуры и рельефы. Техника намеренно грубовата (он не «вылизывает» поверхность), человек-персонаж часто приподнят над землей (или стоит на длиннющих ногах, или, например, сидит на шее у жирафа). Европейские критики считают, что некоторая эксцентрика Балкенхола появилась в ответ на царствовавший в Гамбургской школе искусств (где он учился) минимализм; впрочем, скорее, его негромкий юмор и тайное сочувствие к людям — изначальное свойство характера. Специально для выставки в ММОМА Балкенхол сделает несколько рельефов, вдохновленных Москвой.

12 сентября — 13 ноября

ММОМА (Гоголевский, 10)

Альбер Марке

Альбер Марке

© Изображение: Ho New / Reuters

Городские пейзажи, которые Марке писал, наблюдая Париж из окна своей студии, берега Сены и порты Средиземного моря, холод Па-де-Кале и привычная французам экзотика Туниса — в Москву приезжает выставка художника, который начинал с фовистами, но по-настоящему «диким» не казался никогда, настолько спокойны были его интонации. Его «табличка» — «постимпрессионизм». Вода, часто встречающаяся на его пейзажах, — реки, моря — не несет в себе романтической угрозы и романтического же восторга; его полотна — констатация той красоты мира, что не требует упоения в бою. Эту выставку из государственных и частных собраний Европы и Америки готовит парижский Музей современного искусства — там она пройдет с апреля по август, а затем сразу приедет к нам. Пушкинский музей ее дополнит материалами о поездке Марке в Россию (в 1934 году) и произведениями московских и ленинградских художников той эпохи, на которых повлиял французский живописец.

Сентябрь 2016 — январь 2017

ГМИИ имени Пушкина

Дома высокой моды эпохи Ар Деко. Из собрания института костюма Киото

Институт костюма Киото владеет 12 000 нарядами из разных стран; современные дизайнеры считают за честь быть представленными в этом собрании, а дома Высокой моды дарят Институту коллекции целиком. В Москву в качестве первого опыта сотрудничества с музеями Кремля японцы привозят 40 костюмов эпохи Ар Деко. Можно будет увидеть продукцию таких работавших для дам в первой трети ХХ века европейских модельеров, как Жак Дусе, Поль Пуаре, Жанна Пакен, Коко Шанель и многих других, а также продукцию японской фирмы Такашимая, работавшей на европейский рынок. Эпоха Ар Деко демонстрировала роскошь, в которой был художественный смысл, — и отголоски ее идей слышны до сих пор; забавно угадывать в чертах светского платья те находки, которые потом будут работать в гораздо более скромных ежедневных нарядах.

29 сентября 2016 — 11 января 2017

Выставочные залы музеев Московского Кремля (Успенская звонница и Одностолпная палата Патриаршего дворца)

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

Ватикан не часто разрешает творениям великих художников, обитающим в его Музеях, покидать обжитые места, так что эта выставка в Третьяковке вполне себе тянет на сенсацию, и не только межгосударственного, но мирового масштаба. Джованни Беллини и Гвидо Рени, Рафаэль и Караваджо, Пьетро Перуджино и Николя Пуссен — Пинакотека предъявляет свои сокровища и утверждает, что Рим действительно вечен.

Октябрь 2016 — 15 января 2017

Государственная Третьяковская галерея (Инженерный корпус, Лаврушинский переулок)

Анна Гордеева