Город

«Помни, что у тебя за спиной ангел»

Актриса Алена Котова — о девочке Агате, укрощении десятилеток и московском акценте

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

В отличие от многих театров, «Практика» не уходит в отпуск летом — в июле и в августе там идут спектакли для детей. Один из самых интересных — моноспектакль «Агата возвращается домой» по одноименной книге Линор Горалик. МОСЛЕНТА поговорила с актрисой Аленой Котовой об усмирении младших классов, профессии мечты и ангеле за плечом.

В отличие от многих театров, «Практика» не уходит в отпуск летом — в июле и в августе там идут спектакли для детей. Один из самых интересных — моноспектакль «Агата возвращается домой» по одноименной книге Линор Горалик, в которой старинный сюжет о возможности сделки с дьяволом рассказан детским, но совсем не примитивным языком. Впрочем, взрослые на спектакле тоже не скучают. Актриса Алена Котова в этом спектакле становится Агатой — маленькой девочкой, которая от скуки отправляется в соседний лес и встречает там бесенка. МОСЛЕНТА поговорила с актрисой об усмирении младших классов, профессии мечты и ангеле за плечом.

— В спектакле «Агата возвращается домой» вы рассказываете детям сказку или играете ее?

Эта сказка очень многослойна. Спектакль начинается как повествование — сначала я только рассказываю про эту маленькую девочку, отправившуюся в лес и встретившуюся там с бесенком, а затем и с его папой. Но в какой-то переломный момент я примеряю эту роль на себя и сама становлюсь Агатой, которая переживает и борется с трудностями.

— Считается, что детский зал — очень сложный зал. Как вы укрощаете десятилеток?

Мне что-то дано от природы — даже не в театре, а на детской площадке чужие дети меня, почему-то, всегда слушаются. Возможно, в этом кроется секрет. С другой стороны, сама история очень интересна и после каждой фразы зрителю хочется узнать, что же будет дальше, что Агата сделает в следующий момент.

Угадать это нельзя — и, конечно, история поглощает, от нее невозможно оторваться. Я в течение пяти лет играла этот спектакль в Перми, на «Сцене Молот», и на спектакль приходили разные дети — и с родителями, и из детских домов, и классами. Конечно, бывало, что кто-то достает из-за пазухи пачку чипсов и начинает шуршать — он воспринимает происходящее как фильм. Но это случается редко — и за пять лет я не услышала ни одного разговора в зале и не увидела ни одного человека, который бы уходил до окончания спектакля. Думаю, что играют немалую роль световые и звуковые эффекты.

Постановка идет час — и потом некоторые дети выходят и говорят, что им хочется продолжения истории. Недаром спектакль получил спецприз на фестивале «Монофест» в этом году «За гармоничное сочетание актерской индивидуальности и художественного решения спектакля».

— Девочка встречается с бесенком. У театра не было проблем с церковью?

Нет, со стороны религиозных организаций не было никаких проблем. А у меня есть давний друг, воцерковленный человек, и он со своими наставниками приходил на спектакль. Я его спросила заранее: «Ты понимаешь, на какой спектакль идешь? Какие там персонажи?». Он говорит: «Да, я понимаю, но сказка остается сказкой. Ты просто всегда помни, что у тебя за спиной ангел. Пока ты играешь этот спектакль — чувствуй его за спиной».

Я человек не суеверный, но я молюсь перед каждым спектаклем и это, действительно, помогает, потому что я ощущаю какую-то поддержку извне. Ведь сколько бы ни прошло времени — пять лет или больше — перед спектаклем невозможно не волноваться. Если человек говорит, что он не волнуется перед выходом на сцену — он либо дурак, либо говорит неправду. И эта сила, какая-то определенная энергия, мне действительно помогает с первой и до последней минуты спектакля.

— Как началась ваша театральная карьера?

По образованию я не актриса, училась на PR-специалиста, но в студенческие годы играла в театре «Арлекин». Это один из крупнейших российских любительских театров, он часто представляет Россию на международных и даже всемирных театральных фестивалях. И меня от этого театра пригласили стать ведущей на фестивале документального кино «Флаэртиана». Это был 2009 год, когда Эдуард Бояков приехал в Пермь и организовывал там «Сцену Молот».

Поскольку он очень интересовался культурной жизнью того места, куда приехал, то пришел на «Флаэртиану» — и увидел меня. Так меня позвали на кастинг сначала поэтического спектакля для фестиваля «СловоNova», а затем предложили почитать пьесу Линор Горалик «Агата возвращается домой». До премьеры оставалось 30 дней, надо было выучить весь текст и справиться со всеми актерскими задачами. Для меня и для режиссеров спектакля это была большая авантюра и, наверное, самое интересное приключение в моей жизни.

— Вы перебрались в Москву, потому что вас позвали играть «Агату» здесь, в «Практике»?

Нет, мой переезд в Москву никак не связан с театром. Это было общее, семейное решение. Мой муж, Артем Орлов — он тоже артист, играл заметные роли в пермском Театре-Театре — сегодня у него здесь много творческих проектов. А потом уже так получилось, что меня пригласили в «Практику». Но, вообще-то, в Москву я хотела перебраться с первого курса. Думала: «закончу пятый курс — и отправлюсь».

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Но потом я встретила Артема, появилась семья, ребенок, потом второй ребенок — а желание осталось, я жила с ним много лет. Конечно, я знала куда я еду, с какими трудностями придется столкнуться, но ни одного дня не пожалела, что переехала. Потому что есть у каждого человека, даже если он родился в другом городе, какие-то города, которые «его по духу». Наверное, Москва — мой город. Во всяком случае, люблю я его не меньше, чем москвичи — это уж точно.

— Темп города не показался вам слишком быстрым?

Первые дни я действительно чувствовала все очень остро — начиная от московского акцента (сейчас уже привыкла) до того, что жизнь бежит слишком быстро — я только просыпаюсь и, через некоторое время, уже пора снова ложиться спать. Но сейчас, может быть, как-то повлияли книги, которые я читаю — там все как раз начинается с того, что надо определить цель в жизни и порядок своего дня. Грамотно распланированный день не дает ощущения спешки, а когда ты намечаешь какие-то главные вещи на неделю и на месяц — суета уходит.

Но, может быть, дело еще в том, что у творческих людей совсем по-другому складывается день. Поскольку я не офисный сотрудник, которому бы нужно было работать с 9 утра до 6 вечера, мне не приходится видеть, например, часа пик в метро, я не стою в пробках и очередях. Профессия мечты!

— Есть какие-то места в Москве, где вы особенно любите бывать?

Я недавно открыла для себя ВДНХ — беру велосипед и уезжаю в самый-самый конец — там три парка. Там куда ни посмотришь — везде красиво, и это же так здорово! А с детьми мы часто гуляем в парке «Северное Тушино» и, конечно, на Строгинском пляже.

— А вы своих детей приводили на спектакль «Агата возвращается домой»?

Думаю, они для него еще очень маленькие — дочке два года, а сыну почти пять. Я бы очень хотела, чтобы этот спектакль еще шел, когда Гоша у меня «созреет» для его просмотра. А вот на другой спектакль, в котором я иногда задействована, «Сказка, которая не была написана» (он теперь будет в сентябре) — я его приводила. С тех пор у нас каждый вечер перед сном в обязательной программе — театр теней.

Эта «Сказка» — спектакль невероятной красоты. Как и в «Агате», в нем нет никакого сюсюкания, никакого заискивания. С детьми идет разговор на равных об очень серьезных вещах. В этом спектакле Принцесса в поисках своей сказки путешествует по нескольким сказкам — пробует прижиться то в одной, то в другой. У нее все никак не получается и, в конце концов, она решает, что не будет искать сказку, а будет жить своей жизнью. Это очень хорошая добрая история о том, что не надо стараться быть похожим на кого-то и примерять на себя жизни других героев, — нужно постараться построить свою, уникальную, историю.

Анна Гордеева