«Человек учится дистанционно, с партнером не встречается». Каким представляют дизайнеры жизнь простого россиянина?
Плакат «Лучших сосок не было и нет»
Александр Родченко, Владимир Маяковский, 1923 год. Репринт, 1960-е, бумага, фотопечать, гуашь. Архив А. Родченко и В. Степановой
В начале 1920-х плакат стал одной из самых актуальных форм искусства. Он мгновенно информировал, просвещал, агитировал, а главное ― «революционно перестраивал» сознание граждан.
Лаконичные цвета, блоки текстов, геометрические композиции сделали плакат эффективным средством рекламы.
Творческий тандем «реклам-конструкторов» Александра Родченко и Владимира Маяковского (первый занимался графическим оформлением, второй придумывал текст) создал более 100 рекламных листовок, плакатов и вывесок.
Один из самых известных примеров их совместной работы ― рекламный плакат для Резинотреста «Лучших сосок не было и нет».
«Против этого были возражения, на я говорю, что если до сих пор в деревнях кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру», — вспоминал об этом плакате Маяковский.
Журнал «СССР на стройке». № 7-8, 1934 год
Конструкция и художественное оформление — Александр Родченко и Варвара Степанова. ОГИЗ. Собрание Московского музея дизайна
«СССР на стройке» (альтернативные названия: USSR in Construction, USSR im Bau) ― советский ежемесячный иллюстрированный журнал новостей и пропаганды, выходивший с 1930 по 1941 год, и в 1949 году. Издание пропагандировало строительство нового общества в СССР и, по мнению искусствоведа Михаила Боде, создавало у иностранных читателей идеализированную картину жизни в СССР.
Художественное оформление журнала было выполнено в стиле конструктивизма. Его отличительные черты — широкое применение фотомонтажа, страницы-вставки, использование всего диапазона фотографической шкалы контрастности.
В жанре иллюстрированных новостных журналов «СССР на стройке» стал предшественником американского Life, который начал выходить в 1936 году, японского FRONT и других. Представленный на выставке выпуск № 7-8 посвящен гимнастике и спорту в СССР.
Электрический самовар «Спутник»
Выпущен малым тиражом в 1970-1980 годах на Суксунском заводе металлоизделий (Пермский край, поселок Суксун). Автор — график, скульптор и художник Константин Собакин
Этот самовар с тремя ножками выглядит как спутник, как сувенир, такие часто дарили иностранцам и нашим космонавтам. По-моему, это такая квинтэссенция всего русского в одном предмете дизайна ― и самовар, и спутник. К тому же он электрический и с пластиком — явно продукт современных технологий, если сравнивать с дровяными самоварами. Я считаю, что это настоящий символ советской эпохи.
Этот предмет — результат диверсификации, самовар «Спутник» выпускали на военном заводе, где делали сопла для самолетов.
Так как все военные заводы в СССР должны были выпускать какой-то процент гражданской продукции, дизайнеру предложили разработать что-то на основе технологий и материалов, применявшихся в авиастроении.
Константин Собакин, предложивший делать самовар в виде спутника, до сих пор жив. Живет в деревне недалеко от Перми, ему уже за 90.
«ЛЕФ. Журнал Левого фронта искусств». №1, 1923 год
Обложка и монтаж: А. Родченко; ответственный редактор: В. Маяковский. Москва, Петроград. Собрание Московского музея дизайна
«ЛЕФ» — объединение литераторов, художников, всех тех, кого интересовало искусство авангарда в театре и архитектуре. С первого номера журнал стал площадкой для критиков и литературоведов, а для Родченко — экспериментальной площадкой в области дизайна, графики и рекламы. В первом номере он опубликовал примеры своих рекламных работ для акционерного общества «Добролет» — по сути, это был первый фирменный стиль, созданный в СССР.
Маяковского, бывшего ответственным редактором журнала, можно считать первым советским копирайтером. Он делал рекламные слоганы для разных компаний, даже писал стихи для оберток конфет.
Могла, например, выходить серия фантиков, где был представлен сюжет, к которому он придумывал целые истории в стихах.
Вообще, можно сказать, что «ЛЕФ» — это конспект творчества конструктивистов и авангарда. И если бы его не было, мы бы никогда не узнали, что происходило в этой среде, это наследие не дошло бы до нашего времени. Потому что, с одной стороны, сохранилось крайне мало плакатов и этих упаковок, фантиков. А с другой, многие вещи, о которых говорилось в журнале, никогда не были произведены.
Настольная лампа для Военно-Морского Флота СССР
Завод № 534 МСП СССР (позднее — «Электроприбор»), 1934-1954 годы. Латунь, ткань. Собрание Московского музея дизайна
Вариация так называемой наркомовской лампы в стилистике сталинского ампира с серпами и молотами, которой комплектовались кабинеты наркомов и начальников штабов Советской армии. Лампа изготовлена для рабочих мест высшего командного состава ВМФ. Плафон на два патрона с тканевым абажуром декорирован медальонами с изображениями кораблей. Художественное решение родственно советской архитектуре, для которой характерны торжественность, симметричная композиция и широкое использование орнамента, имевшего символическое значение. В данном случае по периметру основания уложены морские канаты, а основание стойки украшено якорями и цепями.
Плакат к фильму «Пора большого новоселья»
Мирон Лукьянов, 1959 год. Бумага, офсетная печать. Собрание Московского музея дизайна
В киноплакате конца 1950-х — начала 1960-х годов отразилась относительная политическая свобода оттепели. В начале 1960-х в главное издательство киноплаката «Рекламфильм» пришла группа молодых талантливых художников — Мирон Лукьянов, Василий Островский, Лилия Левшунова, Вилен Каракашев, которым удалось создать собственный, легко узнаваемый стиль.
Читайте также
На конец 1960-х — начало 1970-х приходится расцвет советского киноплаката. Представленную на выставке афишу документального фильма «Пора большого новоселья», посвященного градостроительной реформе в нашей стране, выполнил Мирон Лукьянов, ставший впоследствии одним из самых известных советских плакатистов.
И фильм, и плакат посвящены оттепели, когда люди у нас начали получать отдельные квартиры, что, безусловно, дарило надежду на новую жизнь. Поэтому в нем доминируют яркие, радостные цвета — желтый, голубой. Плакат соответствует своему времени даже пастельной гаммой. Открытое окно, девушка в развивающемся платье — и в самой графике здесь сплошь позитивные образы.
Эскизы прогностического концепта «Антиутопия»
1990 год, Д. Азрикан, М. Михеева, И. Тарачков. Эскиз. Бумага, гуашь, акварель, карандаш, фломастеры. Собрание Московского музея дизайна
В годы перестройки во ВНИИ Технической эстетики (ВНИИТЭ) разрабатывались сценарии утопий и антиутопий. В представленном прогностическом концепте человек рождается и умирает в индивидуальной капсуле, в которой проводит всю жизнь. Он защищен от болезней и плохой экологии, питается синтетической пищей, учится дистанционно, работает автономно, никогда не встречается со своим партнером и размножается, отсылая свой биоматериал.
В этой антиутопии прописаны и контроль сознания, и противодействие инакомыслию. Предлагается давать всем разное количество энергоблоков в зависимости от интеллекта и способностей.
После смерти человека его капсула становится саркофагом, который транспортируют на Землю. Планета становится кладбищем.
Такой прогностический концепт был создан за девять лет до выхода фильма «Матрица» и во многом его предвосхитил. Дело в том, что в отделе перспективного проектирования ВНИИТЭ была очень сильная команда. В конце 1980-х Союз художников и Союз дизайнеров СССР решили, что пора создавать конкурентную среду. Для этого самые талантливые и активные специалисты должны делать свои отдельные дизайн-студии. Таким образом Слава Зайцев получил свой Дом моды.
Читайте также
Подобным образом и отдел перспективного проектирования ВНИИТЭ под руководством Дмитрия Азрикана был выделен в отдельную команду. При этом его команда продолжала получать госзаказы от бывших клиентов ВНИИТЭ.
Этот прогностический концепт был создан по заказу государства, чтобы понять, каким может стать жилище в будущем. И специалисты предложили новую концепцию мира, в которой люди не заботятся об экологии, ресурсы планеты истощаются, и им приходится переселяться во внеземное пространство. В частности, там прописан сценарий, который мы все недавно опробовали на себе во время пандемии, когда работали и встречались дистанционно. Можно сказать, что каждый сидел в своей индивидуальной капсуле.
Осеннее пальто из одеяла Husky Wear
2021 год, шерсть, ткань. Собственность дизайнера
Компания Husky Wear делает модные яркие телогрейки в коллаборации с разными иллюстраторами. Помимо этого, они запустили сейчас эти пальто из одеял с расцветками, которые многое помнят еще по детскому саду и пионерским лагерям. Когда я спросила основательницу бренда Дарью Донскую, где же они напечатали такую ткань, она ответила, что до сих пор есть заводы, которые выпускают одеяла, какие делали в СССР.
Это совершенно аутентичные производства. И Husky Wear это переосмыслили. Ведь у многих людей, у которых не было советского детства, нет плохих ассоциаций, связанных с рисунком этих одеял, и они с удовольствием ходят в сшитых из них пальто.
Есть короткие и длинные модели: розово-белые и зелено-белые. Если смотреть с точки зрения современной моды — классные хипстерские пальто.
Сумка I’m a bag
Майя Прохорова, Mayaprodesign, 2021. Моющаяся крафтовая бумага, пластик. Собственность дизайнера
Эта сумка награждена премией Red Dot Award: Product Design — 2021. Спроектированная без единого шва безотходная выкройка полностью собирается на четырех винтовых креплениях из цельного листа крафтовой бумаги.
Майя Прохорова — очень перспективный дизайнер, и у нее всегда было много заказчиков не только из России, но и со всего мира. Она — очень крепкий промышленный дизайнер, окончила академию имени Штиглица. Другие промышленные дизайнеры в России часто говорят: «Мы создаем концепции, эскизы, но у нас нет под это производства». А она часто придумывает вещи, которые хочет реализовать, и находит решения, которые не требуют сложного производства.
Кроме этой сумки у нас на выставке есть и ее лампа, которая также складывается из одного листа. Не высокотехнологичная история, а просто умное решение. Сейчас, во время импортозамещения, такие люди с креативными мозгами очень нужны. Они спасают ситуацию тем, что буквально из ничего могут делать полезные, компактные и удобные вещи.
Посмотреть другие работы с выставки «История российского дизайна. Избранное II» можно здесь. Каждую субботу и воскресенье в 15:00 проходят публичные экскурсии по экспозиции. А по четвергам в западном крыле Новой Третьяковки (Крымский Вал, 10) в рамках выставки проходят лекции, которые читают историки дизайна и современные дизайнеры. На все мероприятия вход по билету на выставку.