«Князю Пожарскому мы сделали трепанацию». С чем пришлось столкнуться реставраторам знаменитого столичного памятника
«Хуже всего дело обстояло с головой…»
Памятник Минину и Пожарскому ремонтировался много раз. Поэтому вся его поверхность оказалась покрытой разнообразными материалами, использовавшимися при заделке трещин и других дефектов: эпоксидной смолой, свинцом, покраской, шпаклевкой, были видны следы холодной сварки. Нам пришлось их устранять шпильками, сваркой, вставками, которые изготовлялись из меди или латуни, в зависимости от сложности формы…
Но хуже всего дело обстояло с головой князя Пожарского. Ему нам пришлось делать «трепанацию черепа».
Зачем? В нижней части его прически, на участке 15 на 15 сантиметров, поверхность металла оказалась как пемза, со сквозными отверстиями. Мы стали мудрить: как это заделать? И поняли: сплав настолько рыхлый, что проще фрагмент с ним вырезать, вылепить из пластилина, отформовать, отлить из медного сплава и сделать вставку. И ее, и новую наушину для шлема, и балки усиления изготавливали в литейном цехе в Химках.
«Работали по старым дефектам»
Дефекты на памятнике были в основном скрытого типа. Когда в XIX веке изготавливали скульптуру, после отливки ее приводили в презентабельный вид. И основные элементы, которые зрители обозревают снизу, были доведены до хорошего состояния. Оставшиеся дефекты носят скрытый характер: в складках плаща, в волосах, в бороде, на основании — плинте. Зрители снизу этого не видят.
Мы продолжали работу, начатую в XIX веке. Не изымали старые вставки, они сохранены, а работали по тем дефектам, которые авторы не успели устранить в 1816 году.
Плюс на поверхности скульптуры были дефекты в виде раковин, образующиеся при отливке из-за пузырей газа и имеющие вспененную фактуру.
«Это была неоформленная дыра»
За фигурами Минина и Пожарского на постаменте стоит шлем. Мало кто знает, что рядом с ним на довольно большом участке был дефект литья. И это очень крупное технологическое отверстие использовалось, чтобы при проведении работ проникать внутрь памятника и постамента. Никакого люка! Это была просто неоформленная дыра. И нам ее надо было как-то облагородить, превратить в организованное отверстие. В предыдущие реставрации эти работы начинались, но почему-то не выполнялись. Мы же эту проблему решили, сделав вставку с овальным отверстием. Сделано это было, чтобы внутри не скапливалась вода.
Павильон у нас под видеоохраной, поэтому никаких «чудес» за время реставрационных работ не случалось. А так, на Красной площади разное случается. Например, в августе 2001 года очень активный турист решил забраться на памятник Минину и Пожарскому и, когда лез по постаменту, обращенному в сторону Покровского собора, с него опрокинулся барельеф. Пострадали и турист, и барельеф. Дефекты литья при падении вскрылись, металл деформировался и покрылся трещинами. В 2005-2007 годы шла реставрация этого барельефа, после которой он был установлен обратно на постамент. Шесть лет памятник простоял без него. А все из-за того, что кто-то решил снять фото века.
«Перевозить его нельзя»
Проектирование работ по этому памятнику мы начали в 2018 году. Проектную документацию согласовали в июле 2020-го…
Мы провели большой комплекс научно-исследовательских работ. Например, выясняли, из чего изготовлен этот памятник. Кто-то говорил, что это бронза, кто-то, что латунь. Мы же договорились, что будем называть этот материал медным сплавом.
Один из основных вопросов был: как выполнять работы? Исследуя памятник, мы сделали заключение, что перевозить его нельзя, хотя на более ранних проектах реставрации было предложение демонтировать его краном и вывезти в мастерскую…
Мы предложили заказчику работ, Государственному историческому музею, построить мастерскую прямо на Красной площади, перед Покровским собором, а все работы выполнять внутри этого павильона. И это удалось осуществить, проект прошел все согласования, и над памятником построили павильон с краном.
Заделали продольные трещины
Надо понимать, что мы не стараемся сделать памятник, как новый. У него есть своя история и дефекты, с которыми надо смириться. Что-то мы устранить можем, что-то нет. Надо привести скульптуру в состояние, когда она может и дальше выставляться без аварийных ситуаций.
Так что вся наша работа направлена на то, чтобы устранить причины деформации, аварийность. Изъять остатки металлокаркаса из кованной стали, формовочной массы — здесь это смесь кирпичной крошки с алибастром. После изготовления памятника процентов 80 его заполнения было изъято, но что-то достать не успели, так и оставили, из-за чего в свое время случился разрыв внешней оболочки скульптуры.
Из полостей сидящего князя Пожарского и стоячей ростовой фигуры Кузьмы Минина мы извлекли порядка 500 килограммов формовочной массы.
Из князя доставать ее было проще, потому что там не было закрытых участков. А вот фигура Минина снизу запаяна. Кроме того, выяснилось, что внутри нее есть «перепонки», которые, как в подводной лодке, делят ее на отсеки. В итоге нам пришлось сделать некоторое количество технологических отверстий.
Изготовили наушину в бронзе
Закончены работы по реставрации барельефов. Они уже установлены. На прошлой неделе мы установили скульптурную композицию на постамент. Что осталось? Например, продолжить работы по нанесению защитно-декоративного покрытия, заделывать швы. Продолжится реставрация каменного постамента и установка на место букв памятной надписи.
Где-то в 2010-х годах была утрачена наушина — боковая часть шлема, закрепленного на скамейке князя Пожарского. Сохранились исторические фотографии разного времени, благодаря которым получилось заново воссоздать этот элемент шлема. Мы изготовили его в бронзе, запатинировали и установим в момент окончательного монтажа всех элементов памятника после того, как снимем павильон.
Вскоре мы приступим к демонтажу павильона и его фундамента. Эти работы займут около месяца. А дальше займемся реставрацией элементов отмостки и работами по благоустройству территории памятника. Мы же демонтировали часть мощения у Покровского собора. Теперь вернем его на место. Надо успеть в срок: 4 ноября запланировано торжественное возложение цветов к монументу.