«Объединить Москву, Санкт-Петербург и Сочи в супергород!» Какой могла бы стать Новая Москва и чего ждать ее жителям?
Какими были задачи?
Главным событием, предшествовавшим появлению Новой Москвы, стал крупнейший международный конкурс, который проводил Институт Генплана. В конкурсе было три номинации: лучшая концепция развития Московской агломерации, развития Большой Москвы и формирования нового административного центра с выносом значительной части федеральных объектов из исторического центра города.
«Через месяц после подведения итогов конкурса перенос федерального центра на присоединенные территории был отменен, но на тот момент задачи были именно такие», — объясняет «Мосленте» заместитель директора Института Генплана Москвы Александр Колонтай.
Старт конкурса был объявлен в декабре 2011 года...
Какими были сложности?
«Основной сложностью при создании концепции Большой Москвы стало то, что 80 процентов присоединенных территорий — это природа, сельское хозяйство, дачные поселки, плюс территория ограничения использования в зоне влияния аэропорта "Внуково", охранные территории вдоль бассейнов рек, — вспоминает Александр Колонтай. — Когда иностранные команды изучили эти земли, они увидели, что не так просто перевести их в статус полноценного города с такой же конкурентной средой, как «старая» Москва. Действительность с главным символом Московской области — серым бетонным забором вокруг коммунальных и промышленных зон, а так же дачно-коттеджных ареалов — отличалась от фотографий в туристских проспектах».
Сложности при разработке концепции агломерации тоже были. Все участники конкурса понимали, что создавать агломерацию бесполезно, если нет инструмента управления.
«А главной проблемой московской агломерации была как раз проблема управления, — рассказывает Александр Колонтай. — У участников не было вводных данных, каким видит это управление правительство, поэтому каждая команда просто фантазировала, исходя из собственного опыта. Конкурсанты работали над проектом, просто надеясь, что когда-то он будет реализован и работа не пропадет».
Какие были варианты?
Команда бюро OMA под руководством знаменитого голландского архитектора Рема Колхаса заявила: нужно объединить Москву и Московскую область!
Сначала должно быть административное решение, потом все остальное: решение технических вопросов инфраструктуры, появление четырех мега-городов вокруг Москвы как главных структурных элементов и так далее.
Франко-российская команда Antoine Grumbach & Associes Sarl выступила с предложением создать супергород из трех городов. Ее участники говорили: «Хотите сделать Москву глобальной? Санкт-Петербург, Москва, Сочи — вот линия развития! Тут — выход на северные моря, там — на южные. Развитие в этих направлениях очень важно».
Американская команда Urban Design Associates Ltd тоже не осталась в стороне от идеи объединения Санкт-Петербурга и Москвы. Они видели в этом гигантский интеллектуальный и экономический потенциал для развития.
«Это было, пожалуй, самое реалистичное предложение еще и потому, что США имеет хороший опыт управления агломерациями, — вспоминает Александр Колонтай. — Подобный подход они предлагали применить и в нашей столице. Источником вдохновения, вероятно, стал опыт Путраджаи, новой столицы Малайзии... Американцы подготовили очень красивое ландшафтное предложение и учли все планировочные факторы по созданию федерального центра в Коммунарке».
Идея японо-российской команды основывалась на опыте Токио — города, который преуспел в развитии транспорта. Для Москвы предлагалось создать полицентричную концепцию, подобную концепции развития столицы Японии, где были сформированы четыре новых города на периферии.
Испанцы, команда известного архитектора Рикардо Бофилла, планировали использовать в работе над проектом опыт развития Барселоны и Мадрида. Они выступали за комплексное зеленое благоустройство Москвы, предлагая особое внимание уделить экологии.
По мнению команды, Москва должна стать городом-садом с большими площадями зеленых насаждений, которые, как зеленые пояса-лучи, будут расходиться по всем направлениям...
«Многие идеи конкурсантов могут показаться просто космическими, — говорит Александр Колонтай. — Но не будем забывать, что их реализация рассчитана на 30 и даже 40 лет вперед. И кто знает, возможно, в будущем супергорода и зеленые пояса-лучи станут самой обычной реальностью».
Какими будут перспективы?
Какие из этих концепций воплотятся к 2042 и 2052 годам? Это пока неизвестно. Однако куда актуальнее вопрос, как будет развиваться Новая Москва в ближайшие годы. Вот что рассказал об этом «Мосленте» руководитель Архитектурно-планировочного объединения территориального развития Института Генплана Москвы Александр Котенков:
«Приоритетным направлением развития ТиНАО является создание комфортной среды проживания, позволяющей жителям получить полный спектр образовательных, медицинских, социальных услуг. В рамках решения этих задач Институт Генплана совместно с Москомархитектурой рассматривает возможность разработки в Новой Москве сети образовательных кластеров. Соответствующий запрос от вузов о размещении своих кампусов на этих территориях уже есть. В настоящее время запроектирован образовательный кластер в Коммунарке. Также рассматривается запрос на размещение конгресс-холла или экспоцентра для проведения выставочных мероприятий международного масштаба».
Не менее перспективным, по словам Александра Котенкова, видится развитие проекта «Московское долголетие» для москвичей старшего возраста на территориях Новой Москвы. Речь идет о размещении в среднем поясе ТиНАО — то есть в местах с наиболее благоприятной экологической обстановкой — пансионатов, домов отдыха, санаториев и профилакториев для пожилых людей.
Важным градостроительным трендом становится и малоэтажное и индивидуальное жилье. «Вероятно, стоит ждать развития Новой Москвы в этом направлении, — говорит Котенков. — На городских землях ТиНАО, на территориях с хорошей экологией будут формироваться комфортные поселки, отвечающие всем стандартам благоустройства и со всеми благами современного мегаполиса».