Город

Совершено покушение на Шекспира

Чемпионат чтецов «Открой Рот» перевёл классика в слова других писателей

© Shannon Stapleton / Reuters

Шекспир спокойно отлежался в могиле ровно 400 лет, и за него взялись так, как никогда не брались. Организаторы всероссйиского чемпионата по чтению вслух «Открой рот» подобрали к классическим сюжетам «Ромео и Джульетты», «Отелло» и «Короля Лира» созвучные произведения других авторов. К каждой сцене. А потом заставили участников декламировать это без всякой подготовки.

Шекспир спокойно отлежался в могиле ровно 400 лет, и за него взялись так, как никогда не брались. Организаторы всероссийского чемпионата по чтению вслух «Открой рот» подобрали к классическим сюжетам «Ромео и Джульетты», «Отелло» и «Короля Лира» созвучные произведения других авторов. К каждой сцене. А потом заставили участников декламировать это без всякой подготовки.

«Все мы, все мы в этом мире тленны» Есенина заменило монолог Ромео над телом возлюбленной. Пригодился Ерофеев, который Венедикт. Отрывок из «Москва-Петушки» лёг на один из эпизодов из «Лира». И всё это — в живом звуке, то есть в устном исполнении чтецов.

Чтобы было понятнее, установили простой регламент. Сначала — вступительное слово ведущего, изложение фабулы сюжета, канонического отрывка. Потом – чтение с выражением отрывка «по мотивам», того самого Есенина или чего похлеще. Повторяем: от начала до конца, от завязки, до финала произведений, посменно, силами 27 чтецов – претендентов на звание лучших исполнителей различных текстов. Дальше – работа жюри, которое оценивало технику чтения и артистизм.

Описывать словами всё происходящее – дело неблагодарное, у нас на этот случай есть специальное видео. Но вот вам короткая предыстория того, что на днях случилось в «Театре.doc».

Изначально «Открой Рот» — простое соревнование чтецов. Произвольные тексты без подготовки оглашаются претендентами на звание лучшего оратора современности (города, района, села). Тексты под читку всегда выбирались лукавым организатором Михаилом Фаустовым, но отбор был безыдейным, даже случайным. Например, школьников на российском чемпионате могли огорошить статьей о печёночном сосальщике, а лучшим чтецам Москвы периодически доставался треш с книжных развалов Курского. Но в этот раз всё было по-другому. «Открой рот» удачно, очень плотно и практически навсегда вписался в юбилей утраты Шекспира.