«В Москве нет смысла граффитить». Как работают и с чем сталкиваются столичные уличные художники
Нужно просто пройти согласование
Какое уличное искусство разрешено сейчас в Москве?
Уличное искусство — довольно широкое понятие, в которое входят многочисленные художественные практики, том числе нелегальные — такие как граффити и стрит-арт.
Что касается этих направлений, то в общем как в Москве, так и в остальном мире они запрещены, более того — существует целая система штрафов и наказаний.
Сейчас в Москве нет смысла граффитить — службы ЖКХ работают очень быстро и все закрашивают. Граффитчикам не так интересно тратить краску на то, что в любом случае будет закрашено через несколько часов.
Конечно, если речь заходит о легальных видах — например, мурализме, — то это у нас разрешено, как и в других странах. Необходимо просто пройти разные стадии согласования. Единственный нюанс: у нас нет нормативно-правовой базы для современной скульптуры формата паблик-арт, если она не является памятником кому-то или чему-то. Но мы, ЦСИ «Винзавод», в рамках направления Urban + Art как раз работаем над сбором информации и хотим предложить внести изменения или уточнения в законодательную базу.
Главное — успеть сделать фотографию
Где могут работать художники?
Художники могут работать везде, где они захотят. В этом, собственно, и есть свобода уличного искусства — ты просто выбираешь место в городе и создаешь там свою работу.
Как художникам защитить работы от уничтожения и закрашивания? Есть ли вообще такой механизм?
Есть — нужно покрыть свою работу антивандальным покрытием, но оно очень дорогое, и никто из художников этим не пользуется. Такой прием обычно применяется для больших работ — муралов.
В целом, что касается Москвы, если ты проходишь все стадии согласования с комиссией, в которую входят пять департаментов, то там оговаривается срок, который твоя работа может провисеть на стене, и в течение этого времени ее точно никто не закрасит. Но когда ты создаешь эту работу, ты берешь на себя ответственность за ее сохранение.
Если ты что-то создал, но потом кто-то портит работу или она начинает нуждаться в реставрации, ты должен своими силами ее восстанавливать.
Но, опять же, я сейчас говорю про легальные формы искусства. У граффити такой проблемы нет, оно изначально готово к тому, что будет закрашено. Здесь важна вовремя сделанная фотография работы.
Русский Бэнкси — Паша 183
Есть ли запретные для уличного искусства темы?
Я думаю, здесь вся ответственность ложится на самого художника. Он может хотеть провоцировать своей работой людей в городе или не хотеть. Он может быть свободен, пока действует в рамках закона. Здесь действует тот же принцип, как и для всего остального.
Есть ли в Москве свои Бэнкси, которых знают как в России, так и во всем мире?
У нас был такой русский Бэнкси — Паша 183, которого так и называли, хотя ему это очень не нравилось. Его, к сожалению, нет в живых. Он был известен как в России, так и во всем мире, о нем писала газета The Guardian. Когда он умер, Бэнкси даже посвятил ему свою работу.
Сейчас не могу сказать, что существует какой-то наш Бэнкси. Все-таки это своего рода феномен, и все, что похоже на него, — скорее повторение.
То, что делал Паша, было по-другому и по-своему.
Плесень на поверхностях города
Что грозит за картину на стене в неположенном месте? Отличается ли наказание за граффити под мостом в спальном районе от наказания за граффити на здании госучреждения в центре?
Статья 214 УК РФ «Вандализм». В центре к этому приковано больше внимания, больше камер, больше охраны, а в спальных районах — меньше. Именно поэтому в «спальниках» граффити как раз больше расцветает и развивается.
У граффитчиков такое негласное правило: не портить памятники архитектуры, хотя есть и те, кто легко может его нарушить.
В каком-то смысле граффитчики делают довольно полезную бесплатную работу по выявлению проблемных мест в городе.
И это такая обратная связь для городских властей про те места, которые нуждаются в реставрации, в приведении в порядок. Это такая плесень на поверхностях города. Вопрос в том, как к этому относиться.
В архиве есть все работы за семь лет
Существуют ли закрашенные муралы хотя бы в фотоархивах? Ведет ли кто-то такие фотоархивы?
Есть большой архив творческого объединения «Артмоссфера» (до 2020 года), в нем есть все работы, которые были созданы за семь лет существования объединения. Также в архиве есть и то, что просто попадало туда по теме уличного искусства. В целом все работы документируются и сохраняются.
Есть также книга, изданная творческим объединением «Артмоссфера» в 2019 году, — «Энциклопедия российского уличного искусства», в которой используются фотографии в том числе и из архивов «Артмоссферы», и из архивов художников и тех, кто входил в редколлегию этой книги.
Сейчас ЦСИ «Винзавод» начинает работу над архивом институции, и там будет большой объем всего, что касается уличного искусства.
Московские художники работают в других городах России? И в каких?
Да, конечно, они постоянно в разъездах. Особенно когда наступает сезон — с начала весны и до поздней осени. В общем-то они как музыканты — гастролируют и рисуют муралы. Из участников биеннале Алексей Лука, Shozzy, Артем Стефанов ежегодно создают работы в разных уголках страны и мира.
Прекрасно, когда приглашают создать мурал и платят гонорар
Как уличные художники относятся к официальному стрит-арту и к таким проектам, как московские муралы от Никаса Сафронова.?
Сообщества уличных художников действительно существуют. Конечно, те, кто не из сообщества и пытаются заявить о себе, пользуясь этим методом и форматом, не воспринимаются серьезно. Всем сразу понятно, что это не долговременная история, а разовая пиар-акция.
Понятия официального стрит-арта нет, но я бы поправила, что есть просто мурализм. Как правило, это заказ со стороны либо города, либо каких-то частных фондов, либо бизнеса. И поскольку это довольно высокобюджетный проект, обычно художнику самому сложно сделать такую работу. И это, конечно, не то же самое, что выйти и на заборе что-то написать.
Можно ли заработать на уличном искусстве или это только для души?
Конечно, можно. В общем-то правильная этика — когда художник зарабатывает на своем искусстве, а не пытается заработать на чем-то еще, например, на дизайне и так далее, в то время как его творчество никому не нужно. Прекрасно, когда художника приглашают создать мурал и платят ему за это гонорар.
Читайте также
Более того, у художников есть статья дохода — продажа холстов, графики, мерча и так далее. Начиная с 2015 года мы с фондом Ruarts ежегодно проводили аукцион в поддержку уличного искусства. В Москве есть галереи, где продаются работы уличных художников, — например, WIN-WIN в ЦСИ «Винзавод».
Если быть честным перед собой и заниматься творчеством, оно вполне может художника прокормить.