«Возвращение под юбку»
Хотелось бы, чтобы балерина вернулась на свое место. Встречала горожан, говорила им: «Здравствуйте! Этот город сложный, да и у меня судьба непростая. Полюблю я вас или нет – неважно, но попытаться реализовать себя вы здесь можете».
Старая идея
Не могу сказать, что эта девушка является символом Москвы, скорее она для меня - символ встречи с городом. Ведь балерина была высотной архитектурной доминантой Пушкинской площади, которая всегда оставалась одним из самых популярных мест встреч и свиданий.
Сама идея восстановить эту скульптуру пришла мне в голову несколько лет назад, когда мы с Варламовым делали большой проект по возвращению всяческих исторических штуковин на Тверскую. Это была чисто визуальная история, городские власти мы тогда ни к чему не призывали. Скорее, обращались к людям, к москвичам, предлагая и обелиск поставить на месте Благородного пансиона, и сделать нормальный указатель к Саввинскому подворью, и открыть крышу дома Нирнзее. Бизнесменам мы предлагали воссоздать «Коктейль-холл», как один из лучших вариантов общепита, которые вообще существовали в Москве. В той программе было одиннадцать пунктов и балерина список открывала. Это самый яркий образ, который тогда был у меня перед глазами.
Я очень много экскурсий вожу в том районе: Тверской бульвар, Пушкинская площадь, Дмировка. И когда я рассказываю об этой скульптуре, у людей в глазах такой живой интерес, какого не бывает за все остальные два часа нашей прогулки.
Легенды и архивы
То, что макет скульптуры Мотовилов лепил с примы Большого Ольги Лепешинской – это все же легенда. Известно, что Сталин, который определял, каким будет внешний облик Тверской, любил постановки с ее участием и очень часто бывал на них.
Мы знаем, что Лепешинская жила недалеко, и что Габович, ее партнер по сцене, когда в годы войны дежурил в составе добровольной пожарной дружины на крыше «Известий», временами на эту скульптуру поллядывал и говорил: «Цела Оля». И театральная Москва говорила, что это Лепешинская. Но все же это – легенда.
Архивными изысканиями мы будем заниматься только в том случае, если получим добро от города. Если Мосгорнаследие скажет: «ОК, ребята, вы - большие молодцы, идите нам помогайте», мы поднимем архивы Мотовилова, который и создал эту балерину. Его работы очень хорошо задокументированы, и я уверен, что мы без проблем обнаружим все материалы, необходимые, чтобы эту фигуру воссоздать.
Самое главное, чтобы нам сказали: «Да». Пока я это «да» вижу везде: у нас на телеграмм-канале порядка 90 процентов проголосовали за. Москомархитектура вчера, получив наше письмо, [запустила голосование у себя на странице Вконтакте] (https://vk.com/wall-58949701_3573), там – 97 процентов за. Архсовет Москвы сегодня ночью в Facebook запустил такое же голосование, там 94 процента идею одобряют.
В качестве комментариев мы уже кучу шуток получили, не совсем первоклассных, правда. Кто-то пишет, что с серпом и молотом ей место на ВДНХ, а здесь у нее в руках должна быть конституция. Одни считают, что ее будут называть Матильдой, другие предлагают дать ей в руки факел и заставить вращаться, чтобы это была акция не «Возвращение балерины», а «Вращение балерины».
В любом случае охранное законодательство от нас требует, чтобы она была с серпом и молотом. Напомню: они там очень маленькие.
Серп и молот
Когда разошлась новость о том, что я предлагаю вернуть на место балерину, столько народу на меня набросилось с комментариями, типа: «А, вы восстанавливаете памятники тоталитарного прошлого»! Ну, слушайте, давайте тогда половину проспекта Мира от скульптур сталинского периода зачистим. Для меня никакой идеологии в этой фигуре нет. А саму постановку вопроса я назвал бы украинской, потому что в Киеве в рамках декоммунизации уничтожили десятки красивейших монументальных статуй и памятников. Где должна проходить грань между искусством и идеологией, наука давно ответила, но обывателям это не всегда удается объяснить.
Сейчас вообще невозможно спокойно работать ни над одним памятником: моментально тебя то в белые записывают, то в красные. А то, что ты можешь быть над схваткой и просто занимаешься своим делом и этой эпохой, людей как-то не очень волнует.
Мне очень нравится идея, в соответствии с которой все скульптуры на московских зданиях сталинской эпохи должны были водить хоровод вокруг Дворца Советов. Дворец так и не построили, но часть хоровода сделали. 22 фигуры на Российской государственной библиотеке и три скульптуры на Тверской: на доме 4 - молодые кипучие комсомольцы, юноша и девушка, и балерина на доме 17. Так что в целом этот своеобразный хоровод мне представляется достойным обрамлением неосуществленного проекта. Остальные фигуры так и не были реализованы, хотя сделать их предполагалось очень много.
Вообще, когда смотришь на фотографии тех лет, видно, что скульптуре в московской архитектуре уделялось гораздо больше внимания, чем сейчас. Если раньше непременным атрибутом любого сталинского парадного дворика были или пионеры с пионерками, или какой-нибудь белоснежный олененок, то сейчас мы выискиваем их на Викимапии, и с большим трудом находим где-нибудь на Первом Хорошевском проезде.
60 лет исчезновению
Мы написали в шесть департаментов потому что, к сожалению, не смогли точно определить, какой из них отвечает за реализацию такого проекта. Надеюсь, ответ получим быстрее, чем через официальные 30 дней, в которые по законодательству государственные организации отвечают на заявки и письма.
В этом году исчезновению балерины исполняется 60 лет. Инициативу мы проявили и письма разослали, конечно, не из-за этого. Мы и сами удивились этой банальной бытовой нумерологии. Но раз уж так совпало, мы считаем, что исторический облик дому 17 на Тверской надо вернуть ко Дню города. Во всех письмах именно эту дату указывали. Думаю, может получиться красивый подарок москвичам, хоть и не к круглой, но все же – к дате.
Вопросом заинтересовались депутаты Тверского района и Якиманки, в ближайшие недели вопрос будет рассмотрен в профильных комиссиях и на самих собраниях. Поддержка муниципальных собраний в нашем случае означает не так много, это просто демонстрация того, что в районах есть люди, которым памятник дорог. Это начальная форма легитимации проекта, которую мы хотим продолжать и развивать.
Возвращение под юбку
Вообще мне кажется, что городским властям нужно больше уделять внимания недорогим эффектным проектам. И тут я хочу мэрии подсказать: валяется бриллиант – возьмите. Стоит копейки по сравнению с тем, что город тратит, а PR-эффект будет огромный. И Пушкинская площадь приобретет совершенно другой масштаб. Место знаковое - все там назначают встречи, и этот «дом под юбкой», как его раньше называли, москвичи хорошо знают.
Сколько будет стоить восстановить скульптуру? Даже если в районе нескольких миллионов рублей, это – не 14 миллиардов на парк Зарядье и не несколько миллиардов на Сухареву башню, к которой мы тоже пытались подступиться. Мы с друзьями даже в свое время писали насчет башни официальные письма, запросы, но поняли, что при нашей жизни восстановить ее, может быть, и реалистично, но не в 2018 году. Там столько вопросов пересекается: и транспортных, и краеведческих, что согласовывать проект придется в десятках департаментов и комиссий.
А в случае с балериной я не вижу никаких препятствий: нам уже написали очень многие москвичи, несколько десятков писем по нашему шаблону они уже отправили в Мосгорнаследие и департаменты. Многие добавили что-то от себя. Одна девушка очень мило написала: «Здравствуйте. Хочу принять участие в акции «Возвращение под юбку». Понятно, что описка, «Возвращение балерины» имелось в виду, но ведь красиво, правда: если под юбкой удобно, тепло, хорошо, почему бы под нее не вернуться?
Оригинальная скульптура простояла на 17 доме с 1940 по 1958, и сняли ее, скорее всего, из-за коррозии конструкции. Похоже, посыпался армированный бетон, из которого она была сделана. Чуть ли не людям на головы куски уже начинали падать. В то время скульптуры часто выполнялись некачественно, в первые пятилетки «гнали план» и жилищное строительство было далеко от идеала. А современные материалы позволяют воссоздать ее так, что она еще 100 лет простоит. И все будут радоваться старой частушке:
«Над головою у поэта
Воздвигли даму из балета,
Чтоб Александр Сергеич мог
Увидеть пару стройных ног».