Как директора московских школ штурмовали Рубикон
«Рубикон» — почти 160-метровая трасса «испытаний», в основном — на десятиметровой высоте. На ней несколько полос препятствий, как вертикальных, так и горизонтальных, от скалодрома с карнизами до подвесных дорог. Формально это — один из московских учебных центров, но фактически расположен он в 110 км к западу от столицы, в подмосковной Рузе, на базе пансионата «Алмаз», который принадлежит Российскому государственному социальному университету. Официальное название: государственное бюджетное учреждение Москвы «Лаборатория путешествий». Создатель — известный путешественник Матвей Шпаро, сын известного путешественника Дмитрия Шпаро.
Вообще-то она сделана для детей, но сегодня в столичной «Лаборатории путешествий» препятствия преодолевали директора московских школ. Те, куда пошлют сюда своих гиперактивных учеников. МОСЛЕНТА выясняла, зачем умные люди лезут в горы, пусть и искусственные.
Десять метров
Женщина и двое мужчин штурмуют брёвна. Семь штук. Подвешенных одно над одним. На них можно садиться, можно вставать, можно даже ложиться... Можно вообще всё, что хочется, лишь бы преодолеть все семь, и добраться до вершины. Есть маленький секрет — одному это не сделать. Только вместе, только командная работа.
Женщина уже на четвёртом бревне и тянет руки к пятому. Один мужчина, держась двумя руками, подставляет ей согнутую в колене ногу — как ступеньку. Второй, сидя, страхует обоих. До земли — метров шесть, до вершины ближе. Но... расстояние между брёвнами увеличивается. Сейчас уже около метр тридцать. Немного для стоящих на траве — и критически для лезущих. Руки (да и поджилки) дрожат у всех. Но участники, пусть и с ужасом в глазах, продолжают карабкаться всё выше. Молча карабкаться: снизу не слышно ни криков, ни повизгиваний.
На преодоление всей площадки у тройки уходит 20 минут. Результат неплохой. Но спуск не предусмотрен: вниз только прыгать. Что все трое и делают, взявшись за руки.
И на страховке плавно приземляются у подножия тренажёра.
Женщина — директор московской школы №1560 Ирина Жданова. Мужчины — её коллеги, директор школы №444 Павел Северинец, заядлый путешественник по Карелии, и директор лицея №1561 Валерий Пазынин.
— Восхитительно, — делится впечатлениями Ирина Жданова через секунды после приземления.
— Но с верху ничего не видно, там только о брёвнах думаешь.
Ещё три десятка директоров школ (в возрасте от 26 до 35 лет) в это время штурмуют другие препятствия. Все вместе они проверяют место, куда вскоре собираются отправить своих учеников.
Куда полезли директора московских школ
Чаще всего сюда приезжают дети с ограничениями по здоровью и гиперактивные ученики, стоящие на внутришкольном учете. Трасса сделана так, что ребёнок постепенно поднимается наверх, и нагрузка при этом увеличивается. Пройти весь маршрут в одиночку невозможно. Только вместе, только командой. Задача — не только почувствовать «чувство локтя», но и научиться доверять малознакомому человеку, оказавшемуся с тобой в одной команде.
Преодолеть Рубикон могут ребята любой московской школы — директору нужно лишь подать заявку в начале года на сайте ГБУ «Лаборатория путешествий» и дождаться ответа. Но в субботу, 1 октября, опробовать на себе спортивную трассу решили директора московских школ.
«Многие московские директора считают себя супернедоступными, у нас же задача — максимально быть простыми», — предупредил в начале пути руководитель проекта Матвей Шпаро.
Директор-суперчеловек
— Морально это будет большая нагрузка, а вообще круто, — улыбается директор школы №1371, президент Молодежной ассоциации директоров Москвы, 33-летний Илья Бронштейн.
— Я вообще сразу сказал: «Нееет, мы не поедем» (смеется).
Илья, как и другие столпившиеся вокруг него директора, одевает каску, цепляет карабины, обвязывается страховкой: группа во главе с 33-летним директором готовится штурмовать верёвочную лестницу-сетку высотой в 10 метров.
В это же время штурмовать те самые семь брёвен отправляется новая тройка. Команда на трассу идет с опаской. Правда, директор школы № 415 Матвей Говорущенко уверяет, что все собравшиеся – люди смелые, а кто-то так и вообще любит новые ощущения: «Когда уже в страховке, то ведь хочется попробовать. А вообще у меня очень спортивная школа, вы вот залезьте в наш школьный Инстаграм, сами увидите».
И пару часов спустя директора продолжают лазить: то по сеткам, то по канатам, то снова по брёвнам. Теперь им это в кайф. Прошедшая уже несколько трасс директор школы № 2070 Ольга Афанасьева признается, что привезла бы на Рубикон не только детей, но и педагогов школы, ведь преодолеть себя — полезно всем.
Рубикон для детей
Но всё-таки Рубикон — трасса для детей. И платить за это не надо. Кроме гиперактивных, здесь частые гости — дети с ограниченными возможностями.
«Мы занимаемся со слепыми детьми, и с теми, у кого ДЦП, и задержка психического развития. Вот директор коррекционной школы № 2 — Павел Суворов — приводит к нам ребят инвалидов по зрению. Платить за это не надо», — рассказывает нам Матвей Шпаро.
Подать заявку на бесплатные занятия школа может в начале каждого года на сайте «Лаборатории путешествий». Учреждение государственное и деньги сюда идут из бюджета, так что никакого подвоха.
И это только кажется, что восхождение на высоту в несколько метров для детей с ограничениями по здоровью – катастрофически сложно, если трудно и взрослым. Приглашений инструктор Владимир Афтайкин рассказывает, что трассу, похожую на ту, из брёвен, которую проходили учителя, преодолевают даже дети на инвалидных колясках: «Ребята приезжают классами. Детей на колясках поднимают с помощью специальной техники. А ребята помогают тем, кто ограничен в возможностях, часто просто несут на руках. Если дети не могут идти дальше, тогда остаются на одном из этапов, помогая перебраться другим. Здесь ведь главное — команда. Но первые этапы точно проходят все».
Рубикон — это ещё и тренажёр для маленьких героев, собирающихся в детские экспедиции: в Карелию, в Крым и даже к Северному полюсу. Здесь юные туристы проходят подготовку перед выходом на маршрут.
Неважно, есть ли у ребёнка ограничения по здоровью. Матвей Шпаро признается, что уже не один раз поднимался на горы с детьми, которые вершины увидеть не могут — только почувствовать и пощупать. За экспедиции ни родителям, ни школе также не придётся платить. А ещё московские школьники ежегодно могут побороться за место в экспедиции на Северный полюс. Попавшие в команду летят на архипелаг Шпицберген, затем — на полярную дрейфующую станцию Барнео, а оттуда — в точку, всего на 100 километров удалённую от полюса.
Отсюда начинается пеший путь.
«В феврале на сайте Министерства образования РФ объявляют конкурс для тех, кто желает в экспедицию. Этапы — сочинение и участие в «Лыжне России». По результатам и того и другого отбирают семь школьников в экспедицию на Северный полюс», — рассказывает пресс-секретарь ГБУ «Лаборатория путешествий» Анна Разумова.
И пусть кажется, что от Москвы даже до дрейфующей где-то в Арктике Барнео — уже очень далеко, но практика показывает, что главное – начать преодолевать малые сложности. Тогда появится и упорство, и внутреннее убеждение, что тебя не ограничивают, ни физические возможности, ни социальные статусы.