Город

«Мне не страшно выйти ночью из дома»

За что приезжие из глубинки любят Москву

© Тимофей Изотов / «Коммерсантъ»

Москва постоянно меняется. Одни считают, что столица становится хуже, другие уверены, что она хорошеет. «Лента.ру» выяснила, что по этому поводу думают переехавшие сюда из глубинки россияне.

Москва постоянно меняется. Одни считают, что столица становится хуже, другие уверены, что она хорошеет. МОСЛЕНТА выяснила, что по этому поводу думают переехавшие сюда из глубинки россияне.

##«Люди пропадали и умирали»

Варвара рассказала о том, как жила на Украине и что изменилось, когда она переехала в российскую столицу.

«В 20 лет отец перевез меня и маму из Крыма в Москву. В то время там было очень трудно, полуостров принадлежал Украине, там было просто нечего есть. Негде зарабатывать деньги, негде их тратить. Вспоминаю несколько последних лет жизни там — кошмар. Туда просто ничего не завозили, там была челночная система продовольствия. Мой папа выращивал на нашем участке овощи, так и жили, так все там жили. Ощущение, что не производили вообще ничего. Люди пропадали и умирали, становились бомжами. И я не преувеличиваю.

Устроиться в Москве было очень сложно. Я прожила там с родителями три месяца, а потом поступила на парикмахера, сняла комнату на [станции метро] «Бабушкинской» в «трешке». Раньше там жил художник: половину помещения площадью десять квадратных метров занимали его картины. В свободном углу была только моя кровать, больше ничего. Потом я встретила парня и стала жить с ним. Мы снимали комнату. Работала по профессии, он был учителем. Меня никто в Москве не содержал, я всегда была сама по себе.

Здесь хорошо, потому что нет рамок. Тут есть все возможности для реализации: делай что хочешь, выбирай что угодно. Уровень жизни другой, высокий. А еще тут люди воспитанные, они уважают личное пространство другого. Никто не приедет к тебе домой без предупреждения и приглашения, не будет стучать в дверь и орать, чтоб пустили.

© Евгений Одиноков / РИА Новости

В последнее время Москва очень сильно изменилась в лучшую сторону: она стала красивой и чистой. Мне не страшно выйти ночью из дома, у меня уютный тихий район. Я могу в любое время поехать гулять и всегда найду, чем заняться и как провести время. Я ее полюбила. Единственное, что мне не нравится — пробки, но и эту проблему устраняют: строят развязки и делают нашу жизнь лучше».

##«Мне повезло»

Илья переехал в столицу в возрасте 33 лет, куда его из Магнитогорска перевели на новое место службы.

«Сложнее всего было моей жене, она не могла найти работу. Встала на биржу труда, а потом ей удалось устроиться секретарем в средней школе. Мне же было легко: я очень коммуникабельный и никогда не пропаду, к тому же мне повезло, у меня сразу была работа.

Принципиальное различие между моим родным городом и Москвой — огромное разнообразие культурного досуга. Это первое, что приходит в голову. Конечно же, меня радует размер зарплаты, а также возможность профессионального развития. Я счастлив, что мои дети могут расти в комфортной среде, в хорошей экологии, поскольку наш район, в котором мы не так давно купили квартиру, очень чистый, со множеством парков и зеленых насаждений.

Экологическая обстановка в Магнитогорске очень неблагоприятная, уровень медицины и образования гораздо ниже. Я смотрю на все это больше с практической точки зрения, потому что у меня семья, а я уже состоявшийся человек. Единственный минус, который меня сильно огорчает, — родители не рядом, но я надеюсь, что смогу чуть позже перевезти их к себе.

Я наблюдал, как менялась столица в последние три-четыре года. Здесь стало очень приятно просто гулять по центру с ребенком, особенно мы любим парк Горького. Там есть просто все! Для спортсменов, молодежи, людей в преклонном возрасте, родителей и маленьких детей».

##«Здесь совершенно другой мир»

Ксения переехала в Москву в возрасте 19 лет из Вологды. К этому моменту она заканчивала учебу.

«У меня как раз назревал вопрос: что делать дальше? Обстоятельства сами сложились так, что я переехала в Москву. Это получилось буквально часа за четыре: решила, купила билет, собрала столько вещей, сколько мне было под силу дотащить самой до вокзала, и сразу уехала.

© Кирилл Каллиников / РИА Новости

На первое время меня приютили знакомые, так что с жильем проблем не было. На второй день после переезда открыла сайт для поиска работы и начала мониторить рынок вакансий. Устроилась на работу на десятый день после переезда, это было довольно просто. Но несмотря на успехи в карьере, психологическая и социальная адаптация проходила довольно тяжело, особенно в первый год жизни в Москве. Разница между провинцией и столицей все же колоссальна.

Различий между Вологдой и Москвой бесконечное множество: начиная от самих людей, заканчивая окружающими тебя реалиями. В моем родном городе нет работы. А если есть, то платят мало. Если же хочешь зарабатывать прилично, то делать это придется нелегально. Малый бизнес в провинции просто задыхается. Амбициозные молодые люди уезжают в столицу. Недавно я навещала родных, и мы съездили посмотреть на дом, в котором прошло мое детство. Я была в шоке: миновало больше десяти лет, а дорога там все такая же убитая.

Москва выглядит просто блистательно. Красота архитектуры, чистота улиц, домов, подъездов... Сейчас я уже не представляю себе такой вариант, чтобы вернуться в родные края. Жизнь здесь меня очаровала и поглотила полностью. Этот город дает возможность раскрыться каждому, кто этого захочет. Я нашла работу мечты, которую не смогла бы получить в Вологде. Меня окружают люди с невероятной жаждой жизни и неисчерпаемой энергией, и это заставляет двигаться вперед, чтобы успевать за ними. Мне нравится сумасшедший темп этого города, который меня когда-то пугал. Это совершенно другой мир».

##«Люблю здесь все»

Лилия рассказала, что любит столицу за бешеный ритм жизни и уникальную культуру.

«Я переехала из Челябинска в Москву с родителями и младшей сестрой в 13 лет, в девятый класс школы пошла уже здесь. Родителям предложили тут работу, я переезжать не хотела абсолютно, все мои друзья оставались там, я любила город, любила школу, танцевальный кружок.

Устроиться было несложно совершенно: квартиру сняли, у родителей с деньгами не было особых вопросов. На съемной квартире висела карта Москвы, папа скачал из интернета список лучших французских школ и красными флажками их на карте отметил, как детективы в сериалах. Школу папа выбрал по туалету: в каждой заходил специально и смотрел, в каком состоянии они находятся. Говорил, это скажет о характере школьной администрации больше, чем расскажет администрация. Так началась наша жизнь в столице.

© Кирилл Каллиников / РИА Новости

Различия между Москвой и Челябинском огромны. Например, в языке. Никто здесь не говорит «полуторка» про однокомнатную квартиру, «вичка» про тонкий, длинный прут, а от слова «осалить» меня до сих пор передергивает, потому что есть же нормальное «забашать», от тюркского корня «баш» — голова.

Разница в зарплатах, ценах, темпе, среднем уровне жизни, образования — это все и так понятно. Только здесь ты чувствуешь вкус возможностей. На День города в этот раз сделали хороший слоган — «город, где происходит история». Это правда. Все концерты, все политики и звезды, все представительства крупных компаний, аэропорты — бессмысленно объяснять, как чувствуешь себя, переезжая из города, куда приезд [музыкальной группы] «Чайфа» был самым крупным событием.

Культура — вся здесь, от исторической московской застройки «кругами», в отличие от плановой «крест-накрест». Люблю здесь все, люблю всю историю города, речки, тихие зеленые дворы, людей. О людях стоит сказать особо: в регионах есть предубеждение, мол, все москвичи заносчивые нежные сволочи без души. Соглашусь только с нежными: они в целом гораздо более инфантильны и живут в своем мире, обмотанном трехслойной туалетной бумагой с запахом персика. Но несмотря на это, ни разу за 11 лет я не сталкивалась с пренебрежением, злостью или чем-то таким из-за того, что я приезжая.

Я люблю Челябинск, и сколько бы лет ни прошло, там моя малая родина, там мои раздолбанные дороги и местечкового разлива события, там друзья, которые остались, и в этом тоже правы, там сорно и вразнобой цветет моя мальва, там мой детский сад, мой первый похороненный кот, моя любимая квартира, в которой я выросла. Я помню все в мелких подробностях. Но я бы переехала оттуда и сама, потому что хочу, чтобы моих детей учили и лечили лучше, чтобы ездить за границу было дешевле и проще, чтобы работы и денег было больше, чтобы вся эта бешеная жизнь проходила через меня».

##«Главное — открыться городу»

Александра перебралась в Москву в 2007 году, сразу после школы. Ей казалось, что только в столице смогут по достоинству оценить ее амбиции и энергию.

«Приехала поступать в вуз и учиться журналистике. То, что это единственное поприще, где мне хочется реализовываться, я поняла довольно рано. С девятого класса я работала в местной газете, где местные светила журналистики на зарплате в пять тысяч рублей называли меня Парфеновым в юбке. Льстило ужасно, и даже была в этом убеждена.

© Владимир Трефилов / РИА Новости

Но в первый же год здесь высокие амбиции и неуемная энергия напоролись на стену непроходимых баллов в ведущих вузах страны. Спесь подсбилась, пришлось смиряться с тем, что ты не Парфенов, не в юбке и даже не в шортиках. Большой трагедии я в этом не увидела, поскольку оценка общественных институтов для меня никогда не была показательной.

Снимала комнату в «трешке», битком набитой такой же, как я, но уже пообтесавшейся лимитой. В обшарпанном проходном зале отгородилась от остальных старым скрипучим шкафом и все — уже собственной комната. Четыре тысячи рублей удовольствия и выход на балкон как бонус. Меня не напрягало, было даже весело: вокруг столько историй о неудачном покорении Москвы, я была убеждена, что у меня будет не так. В 17 лет я поступила в вуз. Во время учебы я нашла хорошую работу, за которую мне платили уже по-настоящему.

Изменила ли меня Москва? Да. В лучшую ли сторону? Безусловно. За пять лет студенчества я увидела, что самое лучшее в этой жизни дается бесплатно. Это касается не только карьеры, а даже банально развлечений. Я посещала концерты и фестивали и десятки других культурных и спортивных мероприятий абсолютно свободно.

Все мифы о том, что в столице люди какие-то особенно злые, существуют только в головах у негативщиков или неудачников. В Москве люди намного легче идут на контакт и меньше подвержены предрассудкам. Это не маленький город, где все всех знают, и свобода твоего выражения ограничивается порицанием твоего соседа.

Помимо охотников за деньгами, сюда приезжают наиболее интересные, разносторонние представители своих регионов, а потому в этом бешеном многомиллионном водовороте довольно просто отыскать себе и друзей, и вторую половину. Главное — открыться городу, надышаться им и осознать, что теперь это твой дом».