Продэмбарго Москве не насолит
Российское правительство расширило продовольственное эмбарго и запретило ввозить один из стратегических продуктов — соль. Импортная продукция должна исчезнуть с прилавков за полтора месяца. МОСЛЕНТА спросила у экспертов, как это скажется на московском рынке и кому больше всего насолят наши новые контрсанкции.
Своего хватает
Постановление правительства РФ об ограничении поставок соли с 1 ноября было опубликовано накануне. Исполнительного директора Евразийского делового союза Сергея Шубина эта новость застала на выставке продуктов питания Worldfood 2016 и совершенно не напугала. «На мой взгляд, это чисто политический шаг. Никаких экономических потрясений не будет. Цена на полке не изменится», — уверенно заявил он.
Как пояснил эксперт, в России много месторождений, которые давно изведаны и используются. Крупнейшие расположены в Пензенской и Оренбургской областях. «Соли как сырья просто валом. На сегодняшний день единственные ограничения по сбыту соли касались непосредственно ограниченного уровня потребления и логистической составляющей, так как продукт тяжёлый», — уточнил он.
По данным Росстата, производство пищевой соли в России в 2015 году составило 880,6 тысячи тонн при внутреннем потреблении на уровне около 1,3 млн. За январь-июль этого года произведено 448,7 тысячи тонн, что на 3,1% больше, чем в аналогичный период прошлого года. На долю стран, на которые распространяется российское продэмбарго, в 2015 году приходилось 17,8% импорта пищевой соли. В Москве эта цифра и того меньше — до 0,5%, сообщил руководитель городского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.
«Импортная соль была либо с Украины (предприятие «Артёмсоль»), либо какие-то экзотические сорта из Европы — в частности, из Голландии», — отметил Шубин, не уточнив насчёт «экзотических».
Кстати, поставки импортной соли в Россию уже серьёзно сокращались, когда в отношении Турции — одного из крупных поставщиков этого продукта в нашу страну — были введены санкции. Тогда прекращения поступлений турецкой соли на наш рынок никто не заметил.
Своеобразной подушкой безопасности на период отказа от европейской соли послужит серьёзны запас этого продукта. Только в Москве на складах лежит 5 тысяч тонн. Средняя цена на импортную соль (в частности, белорусскую) составляет сейчас 10 рублей за кг, сообщили сегодня в департаменте торговли. Данные «Ценомера», который сам мониторит стоимость продуктов и учитывает информацию от самих жителей, отличаются — 23 рубля в среднем по России.
Соляного бунта не будет
Ценовых колебаний из-за продэмбарго не будет ни в Москве, ни в целом по России, убеждены эксперты. «Объективно при желании каких-либо производителей задрать цену на свой продукт есть очень понятный ограничитель. Это полка в магазине и потребительская способность населения. Люди привыкли, что соль относится к продукту, цена которого не должна вызывать раздражения. Это дешёвый продукт, который всегда должен быть на столе», — пояснил собеседник МОСЛЕНТЫ.
Тем не менее, цены на соль будут на особом контроле. «У нас идёт предвыборная пора, и мы находимся в кризисной ситуации, поэтому такому стратегическому продукту будет уделятьсят повышенное внимание проверяющих органов. Они не дадут задрать цену. Реакция потребителя важна — все это прекрасно понимают. То есть никаких соляных бунтов у нас точно не будет», — заметил Шубин.
При этом непосредственно российских производителей соли немного, но эксперт уверен, что до монополии кому-то из них ещё далеко. «У нас несколько месторождений, которые на сегодняшний момент консолидированы под одним или двумя юридическими лицами. Но, помимо российских, существуют поставщики из Казахстана, Белоруссии... Поэтому говорить о том, что монопольно каждую крупицу соли на российском столе будет производить и поставлять всего лишь одно юридическое лицо, неверно», — сказал он.
Откуда слухи растут
Один из крупнейших в России производителей соли — Восточно-Сибирская торгово-промышленная компания (ВСТПК). В июле стало известно, что в состав её акционеров вошёл сын генерального прокурора России Артём Чайка, купив 90% акций. И, конечно, после вчерашней новости о введении эмбарго поползли слухи о коррупционной составляющей. Но нужно ли упрекать власти в возможном лоббировании интересов, если это приносит пользу российской экономике? Мы задали этот вопрос заместителю председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирине Гехт.
«Я не вижу ничего плохого в подыгрывании отечественным производителям. Этим надо было заниматься давно и серьёзно. Потому что, имея всю жизнь столько соли, такой потенциал для разработки, мы всегда закупали соль в огромных количествах. Я поддерживаю эти вещи, поскольку это на самом деле на руку нашим производителям», - ответила она.
Как уточнила Гехт, соль почти всегда была в нашей стране монопольным продуктом, так как это стратегический товар. Поэтому небольшое количество игроков на российском рынке не должно никого беспокоить. «К тому же, я не думаю, что в нынешних условиях это может быть монополия. Рынок сейчас настолько разнообразен, — добавила она. — Когда вводили запрет на поставку турецких помидоров и мандаринов, тоже было много слухов. Но ничего не случилось».
Конечно, закрыть освободившуюся долю рынка в один момент не получится. Российским производителям придётся нарастить обороты. Власти уже заговорили о том, что компании нужно как-то поддержать. Сколько может понадобится денег, пока непонятно. «Я здесь сказать не могу, если честно. Но я думаю, что это в любом случае не такие высокотехнологичные производства, которые потребуют больших затрат», — высказала своё мнение Гехт.
Но даже при этом экономических предпосылок для роста цен, по её мнению, нет. Если, конечно, россияне не решат перестраховаться. «Предпосылок нет, кроме ажиотажного спроса. Это как с гречкой было. Если мы сейчас всё неправильно преподнесём и люди кинутся в магазины покупать соль, то, безусловно, это приведёт к тому, что цена на неё вырастет. Но это никак не будет диктоваться рынком», — пояснила собеседница МОСЛЕНТЫ.