Город

Ввязались в историю

Епископ Тихон вступил в заочную полемику с режиссером Сокуровым о церкви в годы революции

Епископ Егорьевский Тихон

© Александр Щербак / ТАСС

В середине мая вышло интервью режиссера Александра Сокурова, в котором он высказал свой критический взгляд на положение церкви в период революции. 4 июля епископ Егорьевский Тихон провел встречу, почти полностью посвященную интервью Сокурова. МОСЛЕНТА понаблюдала за заочной полемикой режиссера и священника.

В середине мая в пермском интернет-журнале «Звезда» вышло интервью режиссера Александра Сокурова, которое позже было размещено на сайте радиостанции «Эхо Москвы». В этом интервью кинодеятель высказал свой критический взгляд на положение церкви в период революции. Среди наиболее резких тезисов было то, что Священный синод благословлял расстрелы рабочих в Сибири. Такая трактовка истории не могла остаться без внимания со стороны РПЦ.

4 июля в Библиотеке иностранной литературы в Москве епископ Егорьевский Тихон провел встречу, почти полностью посвященную интервью Сокурова. МОСЛЕНТА понаблюдала за заочной полемикой режиссера и священника.

О чем рассказал Сокуров

В своем интервью интернет-журналу режиссер высказал мнение о том, что Исаакиевский собор, вокруг которого споры не утихают до сих пор, никогда не принадлежал церкви, поскольку в Российской империи церкви «вообще ничего не принадлежало».

«Всё было собственностью государства. Вы, наверное, обращали внимание на заброшенные, но не разрушенные церкви во многих сёлах, малых городах. Таких по всей стране огромное количество. Когда-то богатый селянин или помещик построил церковь за свой счёт и сдал её „на баланс государства“. Изредка храмы строились на государственные деньги», — заявил Сокуров.

Режиссер также отметил, что церковь в те времена оформлялась как приход, а священнику из государственного бюджета назначалась зарплата. Именно поэтому, считает Сокуров, как только началась революция, и большевиками были захвачены банки, они первым делом отделили церковь от государства.

«Помыкавшись месяц-другой, они забирали свои семьи, закрывали храмы и уезжали в города. Занимались торговлей, устраивались на работу. А храм оставался на разграбление селу. У народа не было особого отношения к храмам. Их разбирали, грабили, жгли», — рассказал режиссер.

Красноармейцы в церкви. 1918 г.

© РИА Новости

«К слову о нашем обществе: люди, которые молились, умилялись, плакали перед иконами, лбы разбивали, отмечали религиозные праздники — позже ходили и грабили это всё, жгли, воровали, загаживали. Тот же самый народ, — продолжает Сокуров. — Когда началась революция 1917 года, миллионы людей обрушились на церковь, потому что в глазах православных людей церковь и николаевская Россия были одним целым. Священный синод участвовал в управлении страной, благословил вступление России в Первую мировую войну, благословлял расстрелы рабочих, когда начались первые бунты в Сибири».

Кроме того, подчеркнул режиссер, Священный синод «ни разу не заявлял, что убивать нельзя».

«Особая» трактовка

По мнению архиерея РПЦ, епископа Егорьевского Тихона Александр Сокуров сильно перевирает множество фактов в своем интервью.

Так, по словам представителя РПЦ, в подавляющем большинстве деревень церкви строились на средства самих деревенских общин, «принадлежала эта общинная церковь не государству, а общине», и зарплата священникам из государственного бюджета не платилась за исключением военных и морских священников.

Столь же сомнительным священнослужителю кажется тезис Сокурова о том, что именно народ разрушал церкви.

«Действительно, были случаи, когда и крестьяне, особенно самые падшие, беднота, люмпен, участвовали в разрушении храма, но и это было не типично», — отметил он. Таких бедных крестьян, по его словам, историки насчитали только 15-20 процентов от общего числа.

Так же странно, по мнению епископа, выглядит заявление режиссера о том, что большевики взрывали только крупные церкви.

Суд над священником, начало 20-х годов.

© public domain

«На самом деле, было совершенно не так. Например, только в трех районах Владимирской области было взорвано 110 сельских храмов», — подчеркнул он. По сведениям церкви, из нескольких десятков тысяч разрушенных дореволюционных храмов было больше всего сельских.

Столь же сомнительными епископ Тихон считает и заявления режиссера о том, как Священный синод благословлял расстрелы рабочих в Сибири, или никогда не призывал остановить насилие.

«Собор 1917-18 годов ежемесячно говорил, взывал. Публиковал воззвания о прекращении внутренней смуты. Эти тексты доступны и общеизвестны сейчас», — добавил он.

Убийства священников

Епископ Тихон считает неправдой заявления о том, что священники массово бросали свои храмы и уходили в города. Во-первых, отметил он, в городах в то время был голод. Во-вторых, сохранились многочисленные свидетельства, в том числе — доклады большевистских командиров, о том, что сотни священнослужителей были замучены и убиты за отказ бросить приходы.

«Вот север России, Печорский край: „Командующий краем доносил, что священник Спасский произносит проповеди против советской власти, называя ее властью грабительской. Арестовав священника Спасского, я с отрядом отправился далее. В пути был произведен допрос священника Спасского, который подтвердил свое выступление в церкви, — процитировал епископ архивный документ. – Решено приговорить священника Спасского к расстрелу, каковое постановление было немедленно приведено в исполнение“».

«Это тот самый священник, который, по мнению Александра Николаевича был должен бросить свой храм и бежать торговать в город, оставив храм на разграбление своим крестьянам», — заключил Тихон.

Более 200 священников были репрессированы и убиты в Иркутской области, откуда родом Александр Сокуров, добавил епископ Тихон.