«Здесь погромов не было». Как жила и с чем сталкивалась московская еврейская община до революции
Возникновение черты оседлости
В XVIII веке евреи массово проживали на землях, принадлежащих Речи Посполитой. Это были территории современных Белоруссии, Украины и Прибалтики. В результате расширения Российской империи на запад и раздела Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 годах это еврейское население оказалось под властью Екатерины II.
Раздел еще не был завершен, когда 23 декабря 1791 года она подписала указ о черте оседлости. По сути это был закон, запрещающий евреям переезжать с места на место. С того времени мы не могли находиться в Москве постоянно, а имели право приезжать сюда только временно. Когда я говорю «мы», то имею в виду евреев.
Официальным поводом к подписанию указа стала жалоба московских купцов от 1790 года главнокомандующему Москвы Петру Еропкину, в которой говорилось:
«В Москве появилось выезжих из-за границы и Белоруссии жидов весьма немалое число, которые разносят по разным обывательским домам потаенно запрещенную розничную торговлю вывозимыми самими ими из-за границы иностранными товарами с уменьшением против настоящих цен. Тем самым здешней всеобщей торговле причиняют весьма чувствительный вред и помешательство. И сия против всех российских купцов дешевая товаров продажа явно доказывает не что иное, как тайный через границы провоз и совершенную утайку пошлин».
После подписания Екатериной II указа евреи имели право селиться только в 15 губерниях, удаленных от центральной части империи. Начался первый этап истории евреев в России, который продлился 126 лет. Черта оседлости была официально отменена лишь после февральской революции 1917 года.
Еврейский квартал в Зарядье
Период царствования Александра II был благоприятным для евреев. В 1859 году император издал указ, благодаря которому мы получили разрешение на строительство синагоги. Он также позволял определенным категориям евреев жить за пределами черты оседлости. Это были ремесленники, врачи, купцы первой гильдии, отслужившие солдаты и обладатели ученых степеней.
На месте, где сейчас находится парк Зарядье, в советские годы стояла гостиница «Россия», а в XIX веке возник квартал, в котором с 1828 года жили исключительно евреи. Он включал в себя принадлежавшее московским властям Глебовское подворье, где разрешалось останавливаться приезжим еврейским торговцам, и его окрестности.
Оседлое еврейское население стало возникать в Зарядье, когда в Москву начали присылать евреев-солдат, которые имели право после окончания службы жить в городе. Они обзаводились семьями, и так возникала община
Правительство не разрешало евреям селиться в других местах и приобретать недвижимость, при этом власти брали с них втридорога за аренду жилья. Регулярно происходили облавы, пойманных выселяли. Например, с художником Исааком Левитаном это случалось дважды. Спасся он благодаря тому, что за него вступились Третьяковы и Морозовы. В Москве Левитан остался, потому что брат Саввы Морозова Сергей отдал ему флигель в прекрасном дворце своей мамы в Большом Трехсвятительском переулке.
Условия жизни в еврейском квартале
Евреи, жившие в Зарядье, были торговцами, служащими и ремесленниками: сапожниками, портными и скорняками. Они были крайне бедны, подвергались издевательствам со стороны московской администрации и содержались на правах преступников. Обер-полицмейстеру было велено объявлять всем евреям, которые приезжают в Москву, что они могут останавливаться только в Глебовском подворье, куда их с заставы отправляли в сопровождении конвойных. Вплоть до 1870 года в Москве не было ни синагог, ни раввинов.
Евреи жили в Москве без жен — только мужчины. Им привозили невест из местечек, они играли свадьбы в Глебовском подворье, и потом этих жен увозили
Сохранилось прошение на имя московского генерал-губернатора князя Щербатова с просьбой поставить в городе раввина. Оно было написано после того, как приехавшие жены солдат — еврейки, были поражены, увидев, что их мужья не молятся и, заходя в помещения, снимают шапки, что делать нельзя, потому что голова еврея должна быть покрыта кипой.
Щербатов официально разрешил евреям выбрать раввина из своей среды. Только после этого в Москве появились первые синагоги. Изначально они находились в частных домах, первая — Аракчеевская — располагалась в Знаменском переулке на территории Зарядья. Еще одна, так называемая Межевая синагога, была на Сретенке.
Городская перепись в Москве зарегистрировала 5 800 евреев в 1871 году, около 18 тысяч евреев в 1882 году и 35 тысяч евреев в 1891 году.
Центр еврейской общины в Старосадском переулке
Еще один адрес, важный для истории еврейской общины Москвы, — это доходный дом Красногоровой — Блиновых в Старосадском переулке, 10, где жил брат Осипа Мандельштама Александр. Здание расположено в пяти минутах ходьбы от хоральной синагоги, сейчас через дорогу от него находится памятник Осипу Мандельштаму.
В этом доме селились люди, связанные с общиной. Там находилась публичная еврейская библиотека-читальня, в которой было более тысячи томов на еврейских языках. И там же в разных квартирах находились «Общество еврейского языка» и «Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев России».
В 1881 году эхо еврейских погромов с юга России перенеслось в Москву. Здесь погромов не было, но в то время в городе появлялось много антисемитских публикаций. На этом фоне в 1883 году открылась синагога на Большой Бронной
Во время погромов московские евреи собирали и отправляли все необходимое в помощь пострадавшим на адрес: Старосадский, дом 10. Очень многие тогда остались инвалидами, лишились имущества, и им передавали не только деньги, но и еду, вещи. В этом же доме беженцам помогали с трудоустройством.
Строительство и открытие хоральной синагоги
В конце XIX века очень важной фигурой в жизни общины был глава Московского еврейского общества, купец первой гильдии Лазарь Соломонович Поляков. Он обратился к генерал-губернатору Москвы князю Владимиру Долгорукому с просьбой разрешить строительство молельного дома. Для этого Поляков купил территорию в бывшей Гончарной слободе.
Сейчас это Спасоглинищевский переулок, а в советские годы — улица Архипова. Во все времена это место называли Горкой — от Маросейки она идет резко вниз к Солянке, зимой ходить и ездить там надо очень аккуратно. Место под синагогу было выкуплено еврейской общиной в 1886 году, но не по реальной, а по огромной, многократно завышенной цене. Для городского хозяйства в этом была большая выгода — община не только выкупила участок, но и взяла на себя все долги по этому владению, которые прежде лежали на Московском кредитном обществе, то есть на муниципальном банке.
Из-за огромной суммы долга и непредвиденных расходов, связанных со строительством синагоги, еврейская община продолжала выплачивать эту сумму и при советской власти, когда царской России уже не существовало.
Близость синагоги к Зарядью неслучайна. Когда Лазарь Поляков выбирал место для покупки земли, у него было техническое ограничение. В праздники и в шаббат мы не можем нарушать границы эрува и жить можем только рядом с синагогой.
Эрув — «смешение дворов» — это действие, установленное мудрецами, чтобы дать возможность переносить предметы в субботу в общем дворе, вносить их со двора в частные дома и выносить из домов во двор. Существует 39 запрещенных в субботу вида работ. Одна из них, «оцаа» (буквально «вынесение») включает внесение предметов из частного владения («ршут а-яхид») в общественное («ршут а-рабим»), вынесение их из общественного владения в частное, а также перемещение их внутри общественного владения. Все это запрещено, только если общественное владение не огорожено
Таким образом, место в Спасоглинищевском переулке подошло для строительства синагоги, потому что от Зарядья, где жили евреи, туда можно дойти минут за пять-семь.
Московская хоральная синагога должна была открыться в 1891 году, однако произошло это только 15 лет спустя. По легенде, причиной тому стал инцидент, связанный с братом царя Александра III, великим князем Сергеем Романовым, сменившим Владимира Долгорукова на посту генерал-губернатора Москвы. Однажды он проезжал мимо синагоги, которая тогда еще не была открыта, остановил карету и вышел. Рассмотреть звезду Давида на шпиле с того места было невозможно, он решил, что это церковь и перекрестился на большой золоченый купол. Когда ошибка вскрылась, то по личному распоряжению Великого князя купол был снят, а синагога не была открыта....
Это легенда. На самом деле строительство приостановили в 1888 году после жалобы прокурора Синода Константина Победоносцева, в которой он указал, что синагога с куполом оскорбляет чувства православных христиан. По предписанию властей с фронтона здания убрали изображения Скрижалей Завета, а купол разобрали. Реставраторы восстановили его только спустя 113 лет.
Когда в 1891 году строительство синагоги было закончено, московские власти запретили открытие молельного дома, а Александр III подписал высочайшее повеление о выселении большей части евреев из Москвы и Московской губернии. После ремесленников из города выгнали и солдат, а евреям, которые были мещанами, в Москве разрешили пребывать только временно. В первый заход выселили около 20 тысяч человек, многих посадили в тюрьмы вместе с уголовниками. Тех, у кого не было денег на существование, на то, чтобы уехать, держали в камерах наравне с преступниками.
По специальному приказу в 1892 году синагога была переоформлена в училище-приют, и такой статус она сохраняла до 1897 года
Ситуация в корне переменилась только после революции 1905 года, когда Николай II выпустил царский манифест о свободе вероисповедания. После этого восстановлением интерьеров в синагоге занимался архитектор Роман Клейн. Первого июня 1906 года здание было открыто для верующих. Поэтому, когда мы говорим, что старейшая синагога Москвы была открыта в 1891 году, надо учитывать, что фактически она начала функционировать только с 1906 года.
Ассимиляция после 1905 года
Известно много еврейских семей, которые до манифеста о свободе вероисповедания принимали христианство (в подавляющем большинстве случаев православие), чтобы остаться в Москве. Это так называемые выкресты. Например, семья Рубинштейн, состоявшая из 35 человек, приехала из Бердичева. Антон и Николай Рубинштейны, как известно, открыли первые консерватории в России — московскую и санкт-петербургскую. Их дед принял православие, и после этого они получили право жить в Москве.
Сестры Гнесины были дочерьми раввина, приняли православие и остались в Москве. Чтобы получить возможность поступить в петербургский университет, Осип Мандельштам крестился у методистского пастора.
Читайте также
Ситуация изменилась после выхода манифеста о свободе вероисповедания в 1905 году. Суровые гонения остались в прошлом, евреи из местечек двинулись в Москву и Санкт-Петербург. Межнациональные браки стали почти обычным делом. Евреи фактически "дорвались" до возможности учиться и массово стали получать образование. Одновременно это привело к ослаблению религиозности и отрыву нового поколения от традиций иудаизма, от законов, кашрута и Торы. Нас стало меньше в ремесленном деле и больше среди ученых, музыкантов, медиков и инженеров. Евреи стали стремительно ассимилироваться.
Московская Хоральная синагога приглашает вас на проект «Авторские тематические экскурсии по Москве с Ксенией Альтерман». Темы прогулок разнообразны: от еврейской Москвы до Москвы Булгакова и Высоцкого, дома Ардовых на Ордынке и его гостей, среди которых были Ахматова, Мандельштам, Бродский, Пастернак, Солженицын, до дома Цветаевой в Борисоглебском переулке. От острова Балчуг со страшной историей Дома на Набережной и Берсеневских подземелий Малюты Скуратова до Москвы Врубеля.
Ксения Альтерман-Полтева выпускница телеолимпиады «Умницы и Умники» на «Первом Канале», МГИМО, член Российского философского общества. Занимается москвоведением, целый год жила в «Нехорошей квартире» Булгакова на Большой Садовой в период становления Музея писателя.
Запись на экскурсии в WhatsApp: +7 977 740 74 00. Группа, где публикуются анонсы и темы будущих экскурсиий здесь. Наш канал в телеграмм здесь.