Город

Креативная сила Берлина

Куратор фестиваля «Дни берлинского кино в Москве» — о лучших немецких фильмах последних лет

© Изображение: предоставлено Фестивалем берлинского кино

С 13 по 15 марта в Москве пройдут дни берлинского кино. Так как событие приурочено к празднованию 25-летия партнерства столиц России и Германии и открывать его будет сам господин берлинский бургомистр, фильмы для программы немецкого «культурного десанта» отобрали лучшие из лучших. МОСЛЕНТА узнала у куратора фестиваля Юлии Кунис, ради чего стоит идти в центр документального кино и на языке оригинала, с субтитрами, смотреть свежие фестивальные фильмы из Берлина.

С 13 по 15 марта в Москве пройдут дни берлинского кино. Так как событие приурочено к празднованию 25-летия партнерства столиц России и Германии и открывать его будет сам господин берлинский бургомистр, фильмы для программы немецкого «культурного десанта» отобрали лучшие из лучших. МОСЛЕНТА узнала у куратора фестиваля Юлии Кунис, ради чего стоит идти в центр документального кино и на языке оригинала, с субтитрами, смотреть свежие фестивальные фильмы из Берлина.

Юлия Кунис, куратор фестиваля

Второй фестиваль

Это будет уже второй фестиваль берлинского кино в Москве, первый прошел в 2011 году, когда праздновалось 20-летие партнерства наших столиц. Тогда на него пришло очень много зрителей, была масса восторженных откликов, и с тех пор меня не покидала надежда, что этот фестиваль удастся организовать снова. Стало ясно, что есть публика, интерес и внимание, и в идеале хотелось бы сделать такой обмен ежегодным.

Но изменился контекст, время, и второй фестиваль берлинского кино в Москве мы проводим только теперь. При этом я страшно рада, что его вообще удалось сделать, что обмен между Москвой и Берлином опять оживляется. Настроена я очень оптимистично и надеюсь, что фестиваль будет развиваться и дальше.

Дискуссии с режиссерами

Для меня самая интересная часть программы — это дискуссии с режиссерами, которых мы привозим. Отчасти именно ради них фестиваль и организован. В гостях у нас будут Арт Бумиллер — режиссер документального фильма-открытия «Oh yeah, Berlin». То, что именно эта картина открывает фестиваль — наш знак благодарности центру документального кино (ЦДК), в котором пойдут все показы фестиваля. Отдельно отмечу, что программу мы делали совместно с куратором ЦДК. И второй наш гость, Юлиус Шультхайс, представит свой фильм «Лотта». Дискуссии, посвященные фильмам, будут проходить после показов. По опыту я знаю, что этот формат очень интересен, вопросы обычно подолгу не кончаются, и никогда не знаешь, как пойдет разговор, какие всплывут темы.

Титулованные фильмы

Все эти фильмы пользовались очень большим успехом в Германии, на кинофестивале Achtung Berlin, какие-то получили больше призов, каке-то меньше, и, я считаю, это интересно — посмотреть, какие работы пользовались там наибольшей популярностью. Например «Лотта» получил Гран-при и приз зрительских симпатий. Фильм очень берлинский, но в принципе такая история может произойти в наши дни в любом большом городе.

«Oh yeah, Berlin» показывает клубную жизнь, креативный дух города — именно то, чем он привлекателен, ради чего туда приезжает столько людей творческих профессий. Например, режиссер психологического триллера о молодой виолончелистке «Homesick» — австриец, который давно живет и работает в Берлине. «Ночной кошмар» — вообще фильм уникальный, такого раньше в кино не было. Критики и зрители в Германии были от него просто в восторге. Специально для этой картины придумали такое определение жанра, как техно-триллер.

Берлинская реальность

Прежде чем идти на фестиваль, стоит посмотреть трейлеры и выбрать то, что именно вас интересует. Ведь кто-то любит мейнстримосвкое кино, кто-то — Голливуд, а здесь будут представлены совсем другие картины. В программе есть и триллеры, и молодежное кино, и документальная лента, рассказывающая о субкультурах Берлина, его музыкальной и сценической жизни. Моя идея заключалась в том, чтобы подобрать фильмы максимально разнообразные, привлечь как можно больше публики.

Так как мы говорим о фильмах, снятых в большом городе, для московских зрителей там будет много «зеркальных» явлений и тем. И в то же время, в каждом мегаполисе есть множество своих, уникальных измерений, реальностей, по-своему очень характерных и интересных.

С одной стороны все четыре фильма, даже вне зависимости от Берлина — сильные жанровые картины, и интересны они будут не только тем, кто изучает немецкий язык и любит Германию. Например, в них очень много женщин, причем это очень разные и неожиданные портреты. Берлин вообще считается «городом женщин», они там очень активные и самостоятельные.

С другой стороны в Берлине ярко представлен креативный дух, и это тоже по-своему отражено в фильмах. Когда у людей возникает какая-то идея, они начинают постепенно идти к ее осуществлению, независимо от того, есть ли у них на это деньги, например. Они ищут возможности, и постепенно все складывается, потом приходит успех. Отсюда рождается чувство, что в Берлине нет ничего невозможного.