На стену Цоя снова покушаются
На стену Цоя снова покушаются, на сей раз из самых благих побуждений. Активисты снова предлагают сохранить надписи поклонников Виктора Цоя на одной части стены, а на другой — где больше всего нецензурных надписей и рекламы — нарисовать граффити-портрет музыканта, сообщает m24.ru.
Читайте также
По словам главы муниципального образования Арбат Евгения Бабенко, предложения инициативной группы планируется рассмотреть на одном из ближайших заседаний Мосгордумы, посвящённому вопросу стены Цоя. «У инициативной группы есть свои предложения, их рассмотрят на комиссии по культуре», — уточнил Бабенко.
Народный памятник музыканту чуть ли не с самого появления в 1990 году вызывает ожесточённые дискуссии поклонников музыканта и противников шумных неформальных сборищ. Но этой весной они наконец приняли какую-то конструктивную направленность.
Идея не новая
В начале апреля местные активисты уже предлагали нарисовать на стене портрет музыканта. Они создали некоммерческий проект «Спасём стену Цоя!», собирались до 15 апреля провести публичное обсуждение будущего стены, выбрать композицию, эскиз и автора изображения.
«Основная идея: сохранить стену и обновить её облик — из обшарпанной и полуразрушенной превратить её в произведение искусства путем реставрации и изображения на верхней части стены, свободной от надписей, профессионального граффити, в том числе с портретом Цоя, а снизу оставить место для записей и оформить это как единую композицию!», — говорится в сообщении на странице проекта в Facebook.
Реализовать свой замысел активисты хотели к 21 июня — ко дню рождения музыканта, но, похоже, силы покинули их раньше. Закончилось всё на обсуждении проекта в Мосгордуме, где была названа примерная стоимость реставрации — 850 тысяч рублей. Также участники договорились привлечь к обсуждению всех заинтересованных лиц — и «хранителей стены», и представителей Московского окружного военного суда, частью здания которого и стала стеной Цоя.
Суд против непотребства
В Московском окружном военном суде стену не любят и были бы не против избавиться от такого соседства. Проблема даже не столько в народном искусстве, сколько в поведении народных художников — многие перед рисованием перебирают с допингом, а потом не успевают добежать до туалетов.
«Теоретически, коль скоро эта стена наша, все действия должны согласовываться с нами. Мы бы были рады, если бы эту стену закрасили, потому что там творится непотребство. Но, поскольку это некое культовое место, почему-то решение предыдущим руководством так и не принималось. Мы официальное государственное учреждение, и у нас должен быть определенный вид», — говорила 19 апреля журналистам пресс-секретарь суда Ирина Жирнова.
Примерно тогда же муниципальный депутат округа Арбат Евгений Бабенко (о котором мы уже упоминали сегодня) заявлял, что местные жители тоже не в восторге от буйных и пьяных поклонников музыканта, так что стену могут закрасить или перенести в другой район.
Новый уровень дискуссии
Уже в конце апреля депутат Госдумы Александр Агеев («Справедливая Россия») попросил власти Москвы сохранить стену Цоя. Он направил обращение к мэру столицы с просьбой рассмотреть возможность присвоения ей статуса памятника.
Читайте также
«Стена памяти Виктора Цоя является народным мемориалом великому музыканту эпохи «перестройки» и ежегодно привлекает тысячи туристов. Подобные мемориалы Виктору Цою есть в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Минске», — писал он и приводил в пример Стену Леннона в Праге и могилу Джима Моррисона в Париже, которые никто не трогает.
Агеев утверждал, что аргументы муниципальных депутатов Арбата, которые просят закрасить стену из-за постоянных шумных сборищ под ней, не состоятельны. Он подчеркивает, что за соблюдение общественного порядка на любой городской территории отвечают органы правопорядка.
Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме пообещала поддержать инициативу присвоить статус памятника стене Цоя в Москве, если получит на это средства от частных инвесторов или общественности. И всё должно быть тогда оформлено правильно и содержаться в порядке.
«Если она финансово будет обеспечена, я ничего против не имею. Или частный инвестор, или же деньги с народа соберут и представят соответствующий документ, а так мы даже рассматривать не будем, если поступит, потому что мы рассматриваем то, что финансово обеспечено», — говорил член комиссии Лев Лавренов.
Не видать вам памятника
Точку в этом споре поставило Мосгорнаследие уже в начале мая — стена Цоя памятником стать не может. Во всяком случае, пока.
«В соответствии с пунктом 12 статьи 18 ФЗ от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации включение Стены памяти Виктора Цоя в реестр объектов культурного наследия невозможно, так как с даты исторического события, с которым этот объект связан, прошло менее сорока лет», — говорилось в сообщении.
Так что, похоже, придётся активистам довести свой замысел до конца, если они хотят привести народный мемориал в порядок.