Город

Наив жив

Что посмотреть в московском музее, признанном лучшим в России

© Дмитрий Смирнов / пресс-служба ММОМА

На прошлой неделе Московский музей современного искусства, основанный Зурабом Церетели в 1999 году, был объявлен «Музеем года» по версии издания The Art Newspaper of Russia. Для тех, кто еще не бывал в главном здании ММСИ на Петровке 25, сейчас самое время наведаться туда хотя бы из любопытства: выяснить, что из себя представляет государственный музей, получивший награду от независимого международного издания.

На прошлой неделе Московский музей современного искусства, основанный Зурабом Церетели в 1999 году, был объявлен «Музеем года» по версии издания The Art Newspaper of Russia. Для тех, кто еще не бывал в главном здании ММСИ на Петровке 25, сейчас самое время наведаться туда хотя бы из любопытства: выяснить, что из себя представляет государственный музей, получивший награду от независимого международного издания.

Но и тем, кто бывал в ММСИ неоднократно, стоит найти время и побывать на Петровке 25 до 1 мая. Потому что вряд ли в ближайшие годы подобное повторится на какой-либо из московских площадок: под крышей главного здания ММСИ сейчас собраны все самые известные работы наивного искусства за XX и XXI век – всего более 500 произведений. МОСЛЕНТА выяснила у члена кураторской группы выставки «НАИВ…НО» Нины Лаврищевой, как на протяжении полугода создавалась эта экспозиция, целиком занявшая второй этаж основного здания «Музея года».

Уникальная ситуация

В ММСИ «Фестнаив» проходит во второй раз и это потрясающая ситуация, когда все центральное здание нашего музея занято искусством наивистов и профессионалов, работающих в ключе примитивизма. Зритель может прийти и освоить огромный объем материала: более 500 работ. Для истории музейной деятельности в России и за рубежом это уникальный случай.

В одном пространстве у нас выставляются работы профессиональных художников-примитивистов и наивистов – художников-самоучек. Впервые подобная экспозиция была собрана весной 1913 года на выставке «Мишень» в Художественном салоне на Большой Дмитровке, когда московские художники авангардисты Михаил Ларионов и Наталья Гончарова выставлялись рядом с полотнами Нико Пиросмани, детским творчеством, картинами двух любителей и работами «ар брют» (произведения непрофессиональных мастеров, которые как с общественной, так и с психической точки зрения являются маргиналами, - ред.).

Таким образом, мы принимаем эстафету от тех первых новаторов и исследователей от искусства, которым было интересно рассматривать наивное творчество художников-самоучек в поле профессионального искусства.

Две экспозиции

С точки зрения масштаба проект потрясающий, потому что две выставки, приуроченные к «Фестнаиву», составляют очень целостный и взаимодополняющий объем. Экспозиция второго этажа «Наив…но» знакомит зрителя с историей и основными темами наивного искусства, и на третий этаж он уже приходит подготовленным к тому, чтобы увидеть его современный, актуальный срез, представленный на выставке «Сотворение мира».

Ее кураторами стали сотрудники Музея русского лубка и наивного искусства Мария Артамонова и Срегей Белых. Там экспонируются работы, которые прислали современные коллекционеры и художники со всей России и из десятка стран со всего мира.

© Дмитрий Смирнов / пресс-служба ММОМА

Охват имен в «Наив…но» потрясающий – это более 230 работ как признанных мастеров профессионального искусства: Машкова, Петрова-Водкина, Бурлюка, так и актуальных художников и авторов примитивизма, неизвестных широкой публике. Это произведения Святослава Афанасьева из нашего собрания, Пани Брони и многих представителей «ар брют».

Очень много работ из частных собраний: Кати Медведевой, Елены Волковой, Ивана Генералича. Так что выставка получилась невероятно интересной. На ней становится ясно, что наив – это не только история ярких имен, таких, как Анри Руссо и Иван Генералич, Катя Медведева, Елена Волкова. Наив жив до сих пор, это искусство развивается, приобретая новые формы и рамки.

Полгода на осмысление

Нам, сотрудникам Московского музея современного искусства, потребовалось более полугода, чтобы осмыслить и понять, какое композиционное решение будет смотреться в данном случае органично. Собирая материал, мы отсмотрели более 15 коллекций, более 5.000 работ, чтобы отобрать 300, вошедших в экспозицию «Наив…но».

Для создания оригинального и органичного архитектурного решения выставки к кураторской группе из пяти человек присоединился архитектор Алексей Трегубов. Все вместе мы смогли понять, что из набранного материала совершенно органично выходят темы мистерии жизни каждого конкретного человека: город, рождение, портрет, детство, образование, пир, любовь, труд, общество, дом, смерть, ад и рай. Каждой из них мы посвятили отдельный зал.

Сложно было так сочетать эти работы, чтобы они не входили в диссонанс друг с другом: мы делали несколько концепций экспозиции, и до утверждения она прошла четыре редакции. В результате мы решили поместить работы на такой метафизический, практически отсутствующий белый фон, дополнив общую картину рассеянным, ярким освещением, которое позволяет ощутить колорит каждой работы.

Именно архитектурное решение и организация света позволили сформировать в каждом из залов пространство, в котором каждый объект, каждое произведение выделено и существует отдельно, и при этом все они взаимодействуют. И удивительно, как теперь в залах сочетаются и составляют единую коллекцию модернистские вещи, полотна актуальных художников вместе с работами из коллекции Музея русского лубка и наивного искусства и произведениями аутсайдеров из частных коллекций.

Детское восприятие

И так как наивное искусство заявляет о том, что у художника сохраняется детское восприятие реальности, очень яркое и ничем не замутненное, мы включили в экспозицию творчество детей. Оно у нас представлено в зале «Детство» в формате мультфильмов, выполненных в наивной, примитивной манере. Можно сесть, надеть наушники и посмотреть эти анимированные работы, которые идут вразнобой и дают очень важное расширение той тематики, которую мы выбрали.

От рождения до рая

Замысел экспозиции оригинальный, да его и невозможно было бы откуда-то заимствовать. У нас в распоряжении было определенное количество залов и в экспозицию каждого из них мы заложили определенную последовательность связанных друг с другом тем, которые раскрываются одна за другой.

Какие-то из них более насыщены, какие-то более лаконичны: большим количеством работ представлен зал «Труд», с привезенной из Осетии скульптурой средневекового толка и актуальной современной пластикой. А залы «Ад» и «Смерть» у нас решены очень лаконично. Было достаточно сложно выдержать баланс между работами, материалами, и именами художников, выставленных в залах, но я считаю, нам это удалось.

У широкого зрителя принято разделять: раз наивное искусство, значит, что-то низовое, что-то вне рамок высокого искусства. Но это взгляд поверхностный, ведь наивисты затрагивают очень глубокие темы, близкие к сакральным: смерть, память, любовь, рождение, рай, осознания себя, познание мира. На них мы и построили экспозицию. Несмотря на то, что работы очень разношерстные, и задействован невероятно широкий круг имен, экспозиция смотрится органично и сбалансировано.

Как попасть в экспозицию

Это искусство очень экспрессивное, рассчитанное на широчайший круг зрителей и в первую очередь нацеленное на то, чтобы спровоцировать эмоцию. Поэтому как взрослые, так и дети очень активно реагируют на увиденное.

Приятно наблюдать, как задуманная нами экспозиция работает. Зрители реагируют эмоционально, и пространство выставки «Наив…но» позволяет им это делать. В зале «Портрет» можно нарисовать автопортрет, сев за специально подготовленный мольберт и глядя в выставленное рядом зеркало. Лучшую работу, отобранную по результатам недели, мы планируем выставлять в зале, под это в экспозиции специально оставлено место. Зритель может таким образом встать в ряд с наивными и профессиональными художниками, принявшими примитивную манеру.

В зале «Дом» у нас расположен еще один перевертыш и музей в музее - небольшой деревянный дом, куда может зайти ребенок и посмотреть работы наивного художника Святослава Афанасьева. В зале «Образование», посвященном не только школе, но и Заочному народному университету искусств (ЗНУИ), в котором учились наивисты, мы тоже даем возможность зрителю почувствовать свою руку: сесть за мольберт и нарисовать штудийную работу – яйцо на постановочном подиуме.

В зале «Пир» можно поучаствовать в том роскошном застолье, которое представлено на работах – специально для этого здесь установлен сервированный стол, который позволяет почувствовать себя внутри одной из картин. И такое вовлечение зрителя предполагает практически каждый зал.

Основная цель

У экспозиции «Наив…но» есть еще одна, образовательная функция – максимально широко очертить рамки взаимодействия примитивистов и наивистов, которые представлены в экспозиции. Но основная наша цель – расширить те границы восприятия наивного искусства, которые сложились у искушенного московского зрителя. Мы ставили себе задачей вызвать сильную реакцию на представленный материал: диссонанс, отклик, может быть не всегда положительный. И если нам, организаторам, кураторам, удастся этого достигнуть, нашу миссию можно считать выполненной.

Другая большая задача «Наив…но» - показать новый материал. В экспозиции очень много работ, которые либо выставлялись очень редко, либо не выставлялись вовсе. Это и работы наивистов Юшкевича, Селиванова, Леонова, рисунки Пани Брони из частного собрания, которые представляют фланг «ар брют». Кураторская команда ставила перед собой задачу совместить все эти «редкости» с широко известными именами. Перемешав работы, дезориентировать зрителя и в то же время подчеркнуть, что и творчество наивное и высокое искусство сосуществуют в одном поле.

© пресс-служба ММОМА

Приходите дважды

Как участница кураторской группы, я хотела бы рекомендовать посетить эту выставку зрителям всех возрастов. Любой зритель найдет в этой экспозиции что-то для себя, поскольку у творчества наивистов очень широкий эмоциональный диапазон: они могут быть невероятно глубоки и трагичны, но в то же время радостны и возвышенны. Такой посыл понятен любой публике.

И, увидев экспозицию, дайте себе труд вернуться сюда через некоторое время. Потому что в момент первого знакомства с «Наив…но» и «Сотворением мира» вы, несомненно, откроете для себя что-то новое. Но только вернувшись к этим работам еще раз вы сможете прочувствовать ту глубину, которая в них, несомненно, есть, и откроете для себя еще много-много новых смыслов, скрывшихся от вас в первый раз.