Город

Царство Пушкинского музея

К 2022 году ГМИИ вырастет в настоящий город на Волхонке

© Изображение: «Проект Меганом» / пресс-служба ГМИИ имени Пушкина

Заместитель директора ГМИИ имени Пушкина — о том, как разрозненные дворы между Кропоткинской и Боровицкой превратятся в Музейный городок с подземным гипостильным залом, Галереей искусств старых мастеров, Домом текста, Депозитарно-реставрационным и выставочным центром.

К 2022 году разрозненные дворы между «Кропоткинской» и «Боровицкой» превратятся в целый Музейный городок с Галереей искусств старых мастеров, Домом текста, Депозитарно-реставрационным и выставочным центром и подземным Гипостильным залом. И объединит это всё ГМИИ им. Пушкина. Работы уже вовсю идут, и МОСЛЕНТА попросила заместителя директора музея Анну Трапкову подробно рассказать о том, как это будет происходить и что для этого уже сделано.

Но для начала — пара слов об истории замысла. Ещё основатель Пушкинского музея Иван Цветаев мечтал о создании вокруг его главного здания квартала художественных галерей, которые будут заполняться экспонатами после того, как их перестанет вмещать основное здание. В советские годы этот процесс шёл постепенно: в зданиях на Волхонке открылись относящиеся к ГМИИ «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков», и «Отдел личных коллекций», а на Малом Знаменском переулке, напротив 57-ой школы — центр эстетического воспитания «Мусейон».

После того, как в 1980-х и 1990-х государство передало ГМИИ имени Пушкина в общей сложности 28 зданий, всерьёз стал обсуждаться проект создания музейного городка на Волхонке и прилегающих к ней Колымажном, Большом и Малом Знаменскоих переулках. Настоящая работа по созданию Музейного городка началась в конце 2000-х годов и была приурочена к празднованию 100-летия Музея. И в 2008 году правительство РФ наконец-то выделило средства на реализацию этого масштабного проекта.

Анна Трапкова, заместитель директора ГМИИ имени Пушкина

Совокупность дворов

Пространство Музейного городка ГМИИ имени Пушкина — это почти 30 зданий и сооружений на площади шесть гектаров. Музей расширялся с 1961 года, наиболее активно — в 1980-е и 1990-е. За более чем столетнюю историю у нас так и не появилось просторного хранилища для нашей коллекции, не хватало экспозиционных площадей, места для архива и библиотеки, аудиторий для детских занятий и лектория.

На протяжении десятилетий мы постоянно жили в ситуации отсутствия площадей, необходимых для полноценного существования музея мирового уровня. Но уже через четыре года будут открыты четыре новых музейных здания, которые позволят это сделать, а пространство между ними получит новое, стилистически единое оформление.

Сейчас же пространство будущего Музейного городка — это совокупность дворов, которые отделены от города многочисленными оградами. Заходя вглубь квартала с Волхонки в Малый Знаменский переулок, вы практически никого не встретите на своём пути, кроме сотрудников музея (благо нас больше 600 человек), учеников 57-ой школы или сотрудников Минобороны, сидящих неподалеку. А в последнее время всё чаще можно встретить строителей, работающих на наших объектах. Праздных прохожих здесь не встретишь, эта территория сейчас для города практически закрыта. Цель нашего проекта — вернуть кварталы Волхонки городу и горожанам.

Новое — плохо забытое старое

Когда в 2014 году мы проводили конкурс на архитектурную концепцию музейного картала, самый важный вызов, с которым столкнулись её разработчики, — как объединить эти исторические пространства в единое целое?

Победившая концепция Юрия Григоряна, возглавляющего бюро «Проект Меганом», называется «Ризосфера». Он воспользовался в данном случае биологической метафорой, ризосфера — это тонкий слой почвы, который питает растения. Для Музейного городка такой «ризосферой» должно стать общественное пространство, соединенное единым дизайн-кодом.

Почти все новые музейные здания — памятники, которые реставрируются и приспособляются под музейные нужды. У каждого своя история, свой стиль. Все они появятся к 2020 году.

Четыре корпуса

Первое из новых зданий — Галерея искусства старых мастеров — разместится в здании бывшей усадьбы Вяземских-Долгоруковых, которая находится в Малом Знаменском переулке, за главным корпусом музея.

Бывший доходный дом братьев Стуловых станет Домом Текста: здесь разместится научная библиотека, архив, выставочные пространства, посвящённые книге, книжной иллюстрации и любым формам визуализации текста.

Депозитарно-реставрационный и выставочный центр — единственное здание, которое будет строиться с нуля — позволит обеспечить современные условия для хранения наших коллекций и одновременно познакомить с ней широкую публику. Существенная часть хранения будет открытой, чтобы посетители больше узнали о наших фондах и работе хранителей.

Четвертое здание — новая Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Усадьбе Голицыных. До марта следующего года, когда начнётся его реконструкция, это здание открыто для публики. 28 сентября в нём стартует выставка «Дом впечатлений. Прогулки с трубадурами».

План работ по годам

Благодаря подпрограмме «Моя улица» Правительства Москвы уже в следующем году мы сделаем первый шаг к созданию музейного квартала — реконструируем улицу Волхонка от метро Кропоткинская до метро Боровицкая, расширив её пешеходную часть. Транспортная загруженность Волхонки сейчас невысокая, но вместе с тем она не очень комфортна для пешеходов.

Создание в 2017 году новой пешеходной зоны на Волхонке даст возможность воспринимать это пространство как единое целое. В 2017 году мы также завершим строительство инженерных сетей и сооружений для Музейного городка в Колымажном переулке. В конце 2018 — начале 2019 года откроется первое из новых зданий — Галерея искусства старых мастеров.

В 2019 году посетители смогут познакомиться с Домом Текста. И в 2020 году мы достроим здание Депозитарно-реставрационного и выставочного центра, где будет организовано новое современное пространство для выставок, которыми знаменит наш музей. Вход в выставочный центр находится в глубине квартала: для нас важно, чтобы всё пространство музейного городка было проницаемым. Одновременно воссоздаётся контур старинной улицы, которая шла параллельно Волхонке и использование которой было прекращено в XVIII веке. Так, творчески переосмысляется городская среда, повышается её открытость.

Музейный двор приобретает в наши дни новое значение: музей уже не может существовать только внутри своих стен. Публичное пространство дает возможность принципиально иного типа отношений с аудиторией. Наша территория сохранит свою музейность, станет пространством искусства, там будут экспонироваться скульптуры и объекты паблик-арта. Таким образом, мы сможем «завлекать» даже случайного прохожего в мир искусства. Сам того не замечая, человек попадёт в музей.

Приятный бонус — подземный зал

Зимы в Москве холодные и длинные, поэтому подземное публичное пространство, соединяющее все здания музея — насущная необходимость. Под главным зданием, реконструкцию которого планируется начать в 2020-м, будет создан большой Гипостильный зал, который повторит структуру исторического здания Клейна.

Фактически это новая типология музейного двора, доступного как с центрального входа, так и с заднего фасада музея, в котором концентрируются основные музейные функции: открытое хранение, многофункциональная аудитория, музейные магазины и кафе.

Всё будет нацелено на то, чтобы в музее посетитель мог провести целый день.