От первого лица11 мин.

«Евгения Миронова мы ждали два года». Как оживают воспоминания тех, кто жил за век до нас, и почему это важно увидеть

© Фото: предоставлено героями материала

Кто я? Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый. По мнению Ирины и Михаила Разумовских, авторов проекта «Живые мемории», ответ нужно искать в историях тех, кто жил до нас, будь то известные режиссеры или простые крестьяне. Осенью этого года стартовали съемки третьего сезона этого киноальманаха, в котором приняли участие Евгений Миронов, Евгений Ткачук и другие известные артисты. Почему прошлое намного страшнее настоящего, закончились ли войны прошлого в наших головах и почему важна история каждого человека — об этом и многом другом Ирина и Михаил рассказали «Мосленте».

Про самое важное

Для документально-анимационного альманаха «Живые мемории» этот сезон уже третий. И впервые его авторы — создатели платформы национального самопознания ktomy.media, Ирина и Михаил Разумовские — решили объединить новые серии единой темой. Ею стала тема отцов и детей.

«Это разговор о преемственности поколений в самом широком смысле, — говорит Михаил. — Отцовство, материнство, детство, родной дом, родина. В последние два года все эти темы не просто снова стали особенно актуальными — так или иначе, каждый из нас сильно их переосмыслил».

Для нового сезона авторы отобрали восемь героев, восемь историй, и каждая — целая жизнь. Так, одна из них — история Марины Цветаевой и ее отца, Ивана Цветаева, основателя Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Другая — рассказ об Арсении и Андрее Тарковских, отце и сыне, поэте и режиссере.

Весна 1914 г. Российская империя. Таврическая губерния. Феодосия. Русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева

© Фото: ТАСС

«Например, для Марины Цветаевой все детство — это наблюдение за большим и важным делом, за тем, что создавал ее отец, — объясняет Ирина. — И мы можем посмотреть на этот крупнейший национальный проект глазами маленькой девочки, чтобы увидеть: в этой истории много по-настоящему горьких поворотов».

Про судьбу одной княгини

Отправной точкой нового сезона стали воспоминания княгини Натальи Урусовой, описанные в ее книге «Материнский плач Святой Руси». История этой женщины и ее семьи проходит на фоне трагических событий первой половины ХХ века. Этот рассказ начинается с 1917 года, когда княгиня Урусова и ее близкие находятся в Ярославле, куда врывается советская власть.

«Это самый серьезный и мощный текст из всех, что мы прочли, — признается Ирина. — Воспоминания княгини Урусовой — история матери семи детей. И ей было суждено потерять их всех. Каждого унесла та или иная трагедия прошлого столетия».

Про Тарковских и мост сквозь время

Для финального эпизода сезона Ирина и Михаил выбрали «Мартиролог» — дневники режиссера Андрея Тарковского.

Кинорежиссер Андрей Тарковский.

© Фото: Сергей Соловьев / РИА Новости

«Впервые мы решили взяться за историю, которая так близка к нам по времени, — рассказывает Михаил. — Это 1970-1980-е годы. И для нас это очень важный материал. Андрей и его отец, Арсений, Тарковские — своеобразный мост от дореволюционных событий и историй о начале ХХ века к нам сегодняшним».

Для создателей проекта связующие линии между героями — одна из самых важных вещей. Цель «Живых меморий» и всех проектов команды ktomy.media — помочь каждому, кто с ними соприкоснулся, увидеть и осознать, откуда вообще появились мы — сегодняшние жители нашей страны, те, кто сейчас живет в ее актуальной истории, проживает ее, становится ее частью.

Про очень непростой выбор и самые теплые воспоминания

Искать героев для нового сезона его авторам пришлось особенно тщательно. По их собственным словам, чтобы отобрать только восемь историй, прочитать пришлось в десятки раз больше. Каждый из выбранных рассказов оказался не только насыщен смыслами и историческими подробностями. Все они очень кинематографичны, ведь одна из сверхзадач проекта — привлечь внимание к самому жанру мемуаров, где каждый из нас может найти очень многое, чтобы понять самого себя.

Евгений Миронов с Ириной и Михаилом Разумовскими

© Фото: предоставлено героями материала

«Прежде всего мы старались взять людей из разных социальных слоев и эпох, — говорит Ирина Разумовская. — В третьем сезоне наши временные рамки — от середины XIX века, который мы решили показать через воспоминания художника Василия Петрова, до 1980-х, до Андрея Тарковского».

Кроме деятелей культуры — режиссера, поэтессы, художника — в новых сериях зрители встретятся и с менее известными героями.

«Невозможно было отобрать для проекта только тяжелые истории, которые держали бы зрителя в напряжении на протяжении всех восьми серий, — говорит Ирина. — Это стало бы непомерной нагрузкой. У нас была очень сложная задача — найти равносильные, равноценные по смыслу и содержанию, но теплые, радостные, жизнеутверждающие тексты».

В этот раз самой светлой и трогательной историей оказались воспоминания философа и богослова Сергея Дурылина.

Религиозный деятель, педагог, литературовед Сергей Николаевич Дурылин, 1953 год

© Фото: Александр Лесс / ТАСС

«Он неизвестен в широких кругах, — продолжает Ирина, — но для нас его рассказ стал центром всего сезона. Он посвящен детям и детству, материнству, а еще фигуре няни и той роли, которая ей отводилась в прошлом и которую она играла в жизни ребенка. И от этой истории тоже на глаза наворачиваются слезы, но они уже совсем другого качества».

Брать не только воспоминания известных людей, но и рассказы тех, чьи имена на слуху далеко не у всех, — принципиальная позиция авторов проекта. Так они хотят показать, что внимания заслуживают любые мемуары. Все они важны.

Про родину, сложные вопросы и трезвый взгляд

Тема отцов и детей тесно переплетена с вопросом о взаимоотношениях человека и его родины. И у героев «Живых меморий» отношения эти никогда не были простыми. Для каждого из них это была сложная, многогранная, а иногда и очень запутанная история.

«У нас последнее время есть такая тенденция — требовать и ожидать простых и конкретных ответов на очень сложные вопросы, — говорит Ирина. — Но так не получается. Книги воспоминаний дают нам понять, что в реальной жизни сложно делить все и всех на красных и белых, белое и черное».

Максим Матвеев с книгой воспоминаний Александра Вертинского во время съемок проекта

© Фото: предоставлено героями материала

Авторы проекта подчеркивают: не было в этой стране такого времени, когда бы вопросы об отношениях с ней были понятными и простыми. Именно поэтому в каждом сезоне «Живых меморий» обязательно есть истории эмигрантов.

«Мы должны сами перед собой поставить вопрос: что происходило в нашей стране, если важные, а то и ключевые для нее люди оказывались за ее пределами, — продолжает Михаил. — Но при этом мы точно не хотим, чтобы это выглядело каким-то укором. Для нас важно способствовать формированию трезвого отношения к истории. И воспоминания героев нашего проекта способны помочь осознать что-то важное, чтобы мы сегодня могли ответить себе на вопрос уже о наших отношениях с родиной, в том числе и для того, чтобы здесь остаться».

Про страшные времена, выбор княгини и странные сравнения

Для Ирины и Михаила Разумовских прямые параллели сегодняшней реальности с действительностью исторической не близки. Глядя на истории их героев, становится понятно: эти люди жили в обстоятельствах, которые были несравнимо страшнее того, что нас окружает сейчас.

Ирина и Михаил Разумовские

© Фото: предоставлено героями материала

«Довольно странно видеть, как люди сравнивают волну эмиграции последних двух лет с тем, что происходило в 1917 году и сразу после, — говорит Михаил. — Если обратиться к историям людей, которые покинули Россию в революционные годы, можно осознать: сравнивать себя с ними, значит, быть о себе очень хорошего мнения».

Так, воспоминания княгини Натальи Урусовой заканчиваются 1941 годом. К этому моменту она потеряла всех своих детей. Княгиня — под Москвой, в Можайске. В финале она уходит вместе с половиной города и отступающими немцами.

«Конечно, если просто сказать сейчас людям, какой выбор сделала Урусова, никто бы не стал разбираться — женщину бы просто обвинили в предательстве, — продолжает Михаил. — Вот только ее решение было основано на всей ее предыдущей жизни, на событиях, которые произошли и с ней, и с множеством других людей в 1920-1930-е годы. И когда читаешь ее воспоминания, сложно, честно говоря, кинуть в нее камень за то, что она сделала».

Про белого офицера и войну в комментариях

Ирина и Михаил уже сталкивались с попытками однозначно осудить и героя одного из выпусков прошлого, второго сезона, и их самих за выбор его истории. Тогда они приняли решение одну из серий посвятить воспоминаниям Антона Васильевича Туркула, белого офицера, который во время Великой Отечественной войны стал коллаборационистом — выступил на стороне генерала Власова и принял на себя командование корпусом Русской освободительной армии.

Туркул Антон Васильевич (1892—1957)

© Фото: Public Domain / Wikimedia

«Его воспоминания — невероятный, пронзительный и очень важный текст, — говорит Ирина. — Но в комментариях под этой серией развернулась настоящая война мнений. И эта реакция очень хорошо показывает, что внутри сознания людей, в их душах не утихла еще война Гражданская».

Подобные истории — наследие, безусловно, тяжелое. Есть люди, которым сложно даже прикоснуться к нему. Это пугает, потому что старая картина мира, черно-белая, простая и однозначная, может треснуть, сломаться, и придется пересобирать ее заново. Но иначе вряд ли возможно хотя бы приблизиться к объективному восприятию реальности.

«К такому наследию нужно приобщаться, — добавляет Михаил. — Его нужно переживать, осмыслять, анализировать, если мы не хотим оказаться в ситуации, где нами можно манипулировать, исходя из того, что кому-то другому удобно сегодня».

Про Евгения Миронова и Евгения Ткачука

Первые два сезона проекта «Живые мемории» — это 21 серия, 21 история, озвученная одними из самых известных актеров нашей страны. В создании сериала принимали участие Инна Чурикова, Елизавета Боярская, Виктория Исакова, Кирилл Пирогов, Евгений Князев и другие. По словам Ирины и Михаила, каждый раз это каст мечты, пазл, у которого не так много шансов сложиться, но он складывается.

«В этот раз одного из наших героев представляет Евгений Миронов, — говорит Ирина. — Два года мы ждали и надеялись, что он сможет принять участие в нашем проекте, и дождались. А воспоминания Тарковского озвучивает Евгений Ткачук, и в нашем представлении эта роль могла достаться только ему. Несколько месяцев мы пытались достучаться, дозвониться до него, и в итоге все получилось».

Ирина и Михаил проделывают большую работу, чтобы история каждого героя нашла по-настоящему своего актера. Авторы проекта уверены: воспоминания, которые представляют артисты, должны быть созвучны им, их мировоззрениям, а порой и их биографиям. Так каждое слово становится особенно сильным, особенно искренним.

Евгений Ткачук

© Фото: предоставлено героями материала

«Например, лицом и голосом книги Тамары Петкевич "Жизнь — сапожок непарный" (один из ярких примеров лагерных мемуаров — прим. “Мосленты”) стала Евгения Симонова, — рассказывает Ирина. — Важно то, что ее дед оказался в точно такой же ситуации, как отец Тамары. И Евгению Павловну, когда мы предложили ей этот материал, поразила точность такого попадания. Мы честно признались: так и было задумано».

Про простого крестьянина и непростого скульптора

Первые два сезона проекта получили множество положительных отзывов от зрителей, и создатели верят: в этот раз ситуация не изменится.

«Мы всегда прислушиваемся к нашим зрителям, когда они предлагают так или иначе скорректировать материал, который мы берем, — говорит Ирина. — Так, после первого сезона они обратили наше внимание на то, что мы не использовали воспоминания, грубо говоря, простых людей. Надо сказать, что такие мемуары очень сложно найти. Но мы это сделали. Такие истории есть и во втором, и в третьем сезонах».

В прошлый раз Ирине и Михаилу удалось найти воспоминания Павла Зайцева, обычного крестьянина, жившего в Молого-Шекснинском междуречье. Это место было навсегда утеряно при строительстве Рыбинского водохранилища.

«Эти записки он оставил просто в тетради в клеточку, — рассказывают создатели проекта. — И они попали в руки писателю, главному редактору журнала "Новый мир". И он опубликовал их».

Павел Зайцев жил уже в советское время. Он описывал ту действительность, ту бытовую культуру, в которой в то время жило и формировалось крестьянство. И эта грань исторической реальности настолько же важна, как и все прочие.

Народный художник СССР скульптор Сергей Коненков.

© Фото: Юрий Иванов / РИА Новости

В третьем сезоне авторы обратились к воспоминаниям известного российского и советского скульптора Сергея Коненкова. Биография этого человека может запросто соперничать со сценариями самых известных фильмов. Но 22-летнее путешествие по Европе и Америке, знакомство с Горьким и Эйнштейном, персональные выставки в Нью-Йорке и Риме, а потом и высланный за ним лично Сталиным пароход — все это будет потом. А в самом начале было детство в крестьянской семье, о котором и пойдет речь в рамках проекта.

Про новые форматы и большой концерт

Проект «Живые мемории» также запускает новый формат «Живые мемории. Гала». Это театрально-музыкальный вечер, который пройдет 24 марта на сцене Театра Эстрады. В нем примут участие десять артистов из всех трех сезонов. Они прочтут отрывки из десяти книг воспоминаний в сопровождении живой музыки на фоне проекции из анимации, созданной художниками для киноальманаха.

Еще один новый формат — «Живые мемории Lab». Это серия подкастов и мастер-классов, задача которых погрузить зрителей в исторический контекст каждой серии, а также показать, как создается сам альманах.

«Мы видим запрос на то, чтобы рассказать, почему важен каждый наш герой, а также описать исторические реалии времени, в котором он жил, — объясняет Ирина Разумовская. — К тому же зрителям интересно понять, как создается проект и кто входит в его команду».

Про наследство и мурашки памяти

«Однажды нам написали, что то, что мы делаем, вызывает мурашки памяти, — говорят Ирина и Михаил. — Это очень красивый образ. Но важно, что для многих наш альманах стал чем-то вроде настольной книги, к которой обращаются и в минуты радости, и в минуты скорби. Пусть его серии довольно короткие, но они придают людям сил, чтобы просто завтра пойти на работу и делать свое дело хорошо. И, кажется, это отличный результат».

Ирина Разумовская и Николай Чиндяйкин

© Фото: предоставлено героями материала

Вопросы об отцах и детях, о стране и ее жителях, о прошлом, настоящем и будущем в последние пару лет снова напомнили — они самые важные в нашей жизни. И хотя несколько лет назад открыто говорилось о тенденции отбросить их в сторону, как нечто устаревшее и не актуальное, практика показала: не получится.

«Это наша основа, которую просто невозможно подорвать, — уверен Михаил Разумовский. — И бывает так, что только за нее и остается держаться, только она и может удержать. В последней серии третьего сезона есть фраза Андрея Тарковского: "Если бы не Андрюшка, мысль о смерти была бы единственно возможной"».

Как говорят Ирина и Михаил, все мы — наследники историй, о которых они рассказывают в своем альманахе.

И вот через осознание, что мы не можем отказаться от родителей, детей и земли, на которой живем, мне кажется, многие прошли. Каждая из них — часть нас, которую ни забыть, ни удалить невозможно. И только встреча с этим прошлым помогает понять, кто мы, что нам нужно, что дорого и где та опора, что необходима каждому из нас.