От первого лица14 мин.

«Штанга нужна женщинам намного больше, чем мужчинам». История девушки-пауэрлифтера, вернувшейся из Японии в Москву

© Фото: страница Юлии Алексеевой во ВКонтакте

Когда-то Юлия Алексеева бегала по улицам Токио, объяснялась языком жестов с таксистами и танцевала. Но в подростковом возрасте у нее начались проблемы с позвоночником. Врач сказала: в зал. Пятнадцатилетней девочке, пару лет назад вернувшейся из Японии в Москву, казалось, что ее отправляют в пыточную камеру. Но Юлия влюбилась в спорт и тренажеры. В беседе с «Мослентой» она рассказала, почему штанга нужна женщинам больше, чем мужчинам, но совсем не обязательна для всех; как спорт влияет на сознание и почему ограничения иногда освобождают. Ниже — ее монолог.

«Я так и не выучила японский»

Я родилась в Москве, но так вышло, что все свое детство провела под Ростовом-на-Дону у папиных родителей. А когда мне исполнилось семь лет, вместе с мамой и отчимом мы переехали в Токио. Он был спец-корреспондентом на Втором канале. В столицу России из столицы Японии я вернулась только через пять лет, и для меня Москва была поначалу таким же чужим городом, как и для любого приезжего человека.

Я запомнила Токио зеленым, уютным и красивым. Японцы — большие труженики, при этом они очень заботятся о пространстве, которое их окружает. А еще они очень трепетно относятся к своей истории. Когда ты идешь по улице, постоянно видишь, как футуристические небоскребы соседствуют с пагодами какого-нибудь XVIII века. И это смотрится очень органично.

Я училась в школе при российском посольстве. Мы жили в самом центре. Я, конечно, помню, как скучала по друзьям и родным, которые были в России, но Япония осталась для меня удивительной страной, в которой обязательно стоит побывать хотя бы раз в жизни.

К сожалению, я так и не выучила японский. Если рядом не было отчима, который знает этот язык в совершенстве, приходилось общаться жестами со смесью английского и даже русского. Но это мне ничуть не мешало.

Токио

© Фото: Unsplash

«Очень безопасный город»

Японцы очень любят детей. Не имеет значения, какой ты национальности или какого цвета твоя кожа, к тебе все относятся очень позитивно. Они стараются уделить внимание и помочь любому ребенку.

Нам с подружкой было лет семь, и мы убежали гулять по Токио вдвоем. Конечно же, мы очень быстро заблудились. Нам помог один уже пожилой японец, работавший таксистом. Он привез нас в местное отделение полиции. Нам не было страшно, нас никто не пугал. Полицейские быстро нашли русскоговорящего сотрудника, потом связались с отцом моей подруги, и он нас вскоре забрал.

Там, в Токио, даже мысли не возникает, что с ребенком может случиться что-то плохое. Это невозможно. В общем-то там все дети спокойно сами гуляют с довольно раннего возраста, сами же и ходят в школу. Это очень безопасный в этом плане город.

К сожалению, с тех пор, как мы вернулись в Москву, я так ни разу и не была в Японии. Прошло уже почти 20 лет. Иногда я скучаю по ней. Было бы интересно вернуться и посмотреть, как там все изменилось за эти годы.

© Фото: страница Юлии Алексеевой во ВКонтакте

«Плаваю я лучше, чем хожу»

Когда я оказалась в Москве, контраст с Токио был поразительным. Первое время она казалась мне серой, унылой, грязной. К тому же здесь были совершенно другой климат и совсем иная обстановка. Я долгое время не понимала, что происходит. Меня удивляло, что меня больше не отпускают гулять до позднего вечера, как я привыкла. Любви к этому городу первое время не было.

Тогда мне хотелось либо вернуться в Японию, либо уехать в Ростов — на свой любимый Дон, где тоже тепло и зелено, а еще живут мои друзья детства.

Сейчас все изменилось. Я привыкла к Москве и постепенно влюбилась в нее. Мое главное место силы в этом городе — Строгинская пойма, где я купаюсь каждое лето. Держаться на воде меня научили еще в раннем детстве. Иногда мне кажется, что плаваю я значительно лучше, чем хожу.

«Врач посоветовала идти в зал»

В Японии я занималась танцами. У нас был свой ансамбль, и мы ездили с концертами, выступали в разных городах. Я и сейчас люблю танцевать. Это отличный способ высвободить какие-то эмоции, накопившуюся энергию, успокоиться через красивое движение и музыку.

Но когда я вернулась в Москву, у меня начались проблемы со спиной. Думаю, они были связаны с переходным возрастом. В это время организм всегда ведет себя странно — что-то в нем растет быстрее, что-то медленнее, каких-то веществ не хватает, зато есть переизбыток других. Впрочем, витаминов мне действительно не доставало, потому что, как любой подросток, я питалась большей частью фастфудом и еще чем-нибудь в этом роде.

© Фото: страница Юлии Алексеевой во ВКонтакте

Когда спина дала о себе знать, мы отправились в НИИ Бурденко, и там мне поставили диагноз — грыжа в поясничном отделе. Врачи отправили меня на лечебную физкультуру. Женщина, которая проводила занятия, некоторое время понаблюдала за мной, а потом посоветовала идти в тренажерный зал и работать над мышцами, ведь именно они держат позвоночник.

Я послушалась. Так я узнала, что в этом мире есть «железо».

«Пыточная с дыбой»

Мне было 15 лет. У меня были совершенно другие увлечения. Я вообще ничего не хотела знать про эти железки. Зал поначалу мне казался настоящей пыточной.

Я помню, как пришла на первую тренировку. У меня даже не было спортивной формы. Я занималась в чем-то очень напоминающем пижаму. Помню, как вошла, посмотрела направо и увидела кроссовер (вид тренажера — «Мослента»). Потом я узнала, что это очень классное приспособление, но в первый момент он вызвал у меня ассоциации с дыбой.

А потом я увидела ринг. Там в окружении детей стояла моя будущая тренер, которая вела в тот момент секцию дзюдо и секцию самбо. И я подумала: какие красивые здесь женщины. Нужно обязательно остаться и узнать, что же тут происходит.

Мне никогда не хотелось это бросать. У нас наладились отличные отношения с теми, кто тренировался в зале, а еще туда можно было убежать от всех проблем, которые возникают у любого подростка, переключиться, повеселиться и расслабиться. Как раз в то время полным ходом шла подготовка к вступительным экзаменам в вуз, и напряжение было очень сильным.

© Фото: страница Юлии Алексеевой во ВКонтакте

Да, тренировки были непростым испытанием в физическом плане, но в 15 лет все воспринимается совсем иначе, чем в тридцать. Подростки быстрее восстанавливаются. Они более живучие, у них лучше обмен веществ. Я начинала с двух тренировок в неделю, потом перешла на три. И мне было комфортно. Я уставала, конечно, но это была приятная усталость. А самое главное — я приходила домой и спокойно засыпала.

«Влюбилась до бабочек в животе»

Моя первая тренер была именно борцом, и сначала она привела меня в самбо и дзюдо. Это очень красиво и здорово, тем более что дзюдо его создатель придумал как подарок своей жене. Это борьба для изящных, хрупких и легких, чтобы они могли одолеть более сильного противника. С японского «дзюдо» переводится как «гибкий путь». И да, это изначально создано для женщины.

Но я оказалась не особенно талантливой в борьбе. В какой-то момент узнала, что есть такой вид спорта, как силовое троеборье. В него входит присед со штангой на плечах, жим лежа и становая тяга. Конечно, я знала о тяжелой атлетике, олимпийском виде спорта. Но для него нужен был особый тренер, специальный зал, питание. Тогда подобных ресурсов у меня не было.

Зато у нас нашлись люди, которые занимались силовым троеборьем. Мне было 18 или 19 лет, и я впервые влюбилась в спорт до блаженной улыбки и бабочек в животе. Я тогда ходила и радовалась каждому мгновению. Ветерок подул? Прекрасно. Солнышко выглянуло? Восхитительно. Мне просто было очень и очень хорошо.

© Фото: страница Юлии Алексеевой во ВКонтакте

Тогда я поняла, что хотела бы заниматься именно этим всю свою жизнь — сначала как спортсмен, потом как тренер, потом — как угодно. Только бы у меня никто это не отнял.

«Брать еду у других нельзя»

Так я тренировалась около полугода, и меня повезли на мои первые в жизни соревнования, которые проходили в подмосковном Железнодорожном. Я никого не знала, не особенно понимала, что там происходит, и очень волновалась.

Я запомнила один забавный момент. Ко мне подошел какой-то мужчина, стал спрашивать, кто я и откуда. Мы разговорились, и тут он протянул мне термос с кашей. Я не стала отказываться от угощения, но через минуту ко мне подошел мой тренер и отвесил очень запоминающийся подзатыльник.

Оказалось, что брать у других людей еду нам нельзя ни в коем случае. На соревнованиях это запрещено категорически, потому что никогда не знаешь, что может оказаться в таком угощении. Мир спорта — суровая, а иногда и совсем не честная реальность. Так что соблюдать технику безопасности просто необходимо.

К сожалению, я пока не выезжала на международные соревнования, зато выступала на Кубке и Чемпионате России. В прошлом году в первенстве страны я завоевала бронзовую медаль. Можно сказать, теперь — в запасе. Спортсмена, занявшего первое место, отправляют на мировой чемпионат, второе — на чемпионат Европы. Конечно, я надеюсь, что когда-нибудь попаду на международные турниры, но сейчас даже загадывать боюсь.

© Фото: страница Юлии Алексеевой во ВКонтакте

«Профилактика Альцгеймера»

Вообще-то я окончила не факультет физического воспитания, а МГИМО, как и мой папа. У него была мечта, чтобы у дочери было «настоящее высшее образование». Будучи подростком, я не могла предложить никакой альтернативы. С детства я считаю, что, если и говорить «нет» в той или иной ситуации, надо выдвигать встречные предложения. Если их не существует, лучше согласиться с человеком, у которого больше опыта.

Я нисколько не жалею, что в моей жизни есть что-то, кроме спорта, тем более не жалею, что окончила такой вуз. Если честно, мне и сейчас хотелось бы поучиться — пройти какие-нибудь хорошие кулинарные курсы, ведь я очень люблю готовить.

Вообще разнообразная деятельность очень полезна для нашего мозга. Если утром, например, ты пишешь или внимательно вчитываешься в какой-то текст, днем поднимаешь штангу, а вечером готовишь, ты развиваешься, у тебя формируются новые нейронные связи. Это, кстати, профилактика того же Альцгеймера.

© Фото: страница Юлии Алексеевой во ВКонтакте

Я не могу сейчас представить, что в моей жизни есть только спорт и ничего, кроме спорта. При всей моей любви к нему, это слишком ограничило бы меня.

«Это невозможно контролировать»

Тяга к спорту для меня — это, наверное, какой-то первобытный зов. Когда-то мы все — и мужчины, и женщины — должны были быть очень сильными, ловкими, быстрыми и гибкими, чтобы жить и выживать. Другие просто погибали.

Да, мы живем в наше время, где все очень изменилось, но эта потребность, прошитая в нас изначально, иногда еще дает о себе знать. Так появляются спортсмены. И среди них есть женщины, занимающиеся пауэрлифтингом. Они столь же естественны, как мужчины-гимнасты или мужчины-танцоры.

Развитие своих физических возможностей всегда прекрасно. К тому же для меня это, в первую очередь, история про то, к чему меня по-настоящему тянет на подсознательном уровне. Это же невозможно контролировать.

Стремление заниматься любимым спортом сродни ощущению влюбленности — мы не можем объяснить, почему нас зацепил человек, просто испытываем это классное чувство.

Не нужно пытаться найти объяснения и своей тяге к тому или иному виду физической нагрузки. Кому-то нравится бегать, кому-то — плавать, кому-то — танцевать. А я люблю поднимать штангу. Не надо загонять все это в теорию. Надо просто делать и получать от этого кучу позитивных эмоций.

© Фото: страница Юлии Алексеевой во ВКонтакте

«Для кого-то — ограничения, для меня — распорядок дня»

Кстати, многие мужчины не любят «железо», им с ним скучно. И это тоже нормально, хоть им постоянно и рассказывают, что оно необходимо. Но если честно, подобные нагрузки в большей степени нужны как раз женщинам. У нас ниже уровень тестостерона, мы хуже набираем мышечную массу. Если мужчина просто играет с друзьями в футбол или катается на коньках и лыжах, ему этого бывает достаточно, чтобы чувствовать себя хорошо и держать форму. С женщинами все несколько иначе. Нам нужны силовые нагрузки, чтобы мышцы были в тонусе.

В представлении многих жизнь спортсмена полна каких-то жестких ограничений, но, на мой взгляд, это всегда вопрос восприятия. То, что кому-то кажется страшными рамками, для другого — обычный распорядок, который успокаивает, дарит чувство контроля и защищенности. Например, я люблю четко понимать, какие у меня планы на день. Вот сегодня я проснулась, сходила в душ, поговорила с подругой, дальше меня ждет тренировка, а потом — работа. Другой человек, посмотрев на это расписание, придет в ужас. Как так? Проснуться рано, сделать какие-то дела, потом пару часов тягать штангу, а потом еще и работать до позднего вечера? Нет, никогда! Но для меня это норма, которая не требует никаких дополнительных сверхусилий.

© Фото: страница Юлии Алексеевой во ВКонтакте

Каждый, кто постоянно занимается спортом, должен ответить себе на один вопрос: как он вообще это воспринимает? Это пусть и необходимая, но пытка? Это стремление кому-то что-то доказать? Или это просто тот образ жизни, который тебе по-настоящему нравится? Тогда понимаешь, что даже какие-то кажущиеся ограничения в итоге освобождают тебя — приносят хорошее самочувствие и дают душевный покой, что для всех нас очень и очень важно.

«Покажите мне перекачанных женщин»

Иногда, конечно, можно услышать, что женщина с накачанными мышцами не сексуальна. Но это просто смешно. Все люди разные. У всех свой вкус. Говорить, что всем мужчинам нравится один типаж женщин или всем женщинам — один типаж мужчин, очень странно. Если бы это было так, все человечество превратилось бы давно в армию клонов.

Все дело в нашей осознанности и честности перед самими собой. Нам просто нужно послушать себя и понять, кто же нам действительно нравится. Какие люди? И когда ответ найден, лучше на нем и сфокусироваться, чтобы не тратить ни силы, ни время впустую. А остальные — просто люди, с которыми ты так или иначе взаимодействуешь на работе, в магазине, где угодно.

© Фото: страница Юлии Алексеевой во ВКонтакте

Кстати, женщинам перекачаться очень сложно все из-за того же низкого уровня тестостерона. Чтобы у нас появились рельефные мышцы, нам нужно очень много и долго работать. Так что, когда мне рассказывают о каких-то перекачанных женщинах, я каждый раз прошу показать их. Это же счастливицы. Я бы спросила у них рецепт успеха, а то работаю в зале уже больше десяти лет, а никак не могу выйти за пределы своих возможностей. Хотя, да. Наверное, я чуть крупнее, чем среднестатистическая девушка, но не более того.

«Мне было не до мужчин и не до любви»

В моей жизни пока было только две романтических истории, и обе уже закончились. С первым молодым человеком, как и с вторым, я познакомилась на соревнованиях. Причем в одном и том же зале в Кузьминках. Кажется, в обоих случаях это был чемпионат Москвы, я была обмазана магнезией, страшно волновалась и злилась, да и вообще мне было не до знакомств, не до мужчин и не до любви. Но произошло то, что произошло. Именно в этом состоянии я почему-то привлекла к себе двух очень интересных молодых людей. При этом я не стремилась никому понравиться и не хлопала глазками.

У меня нет историй, как кто-то долго добивался моего внимания. Но тут дело в том, что я всегда очень четко выставляю границы. Нет, значит, нет. Не стоит тратить ни мое, ни свое время. Нужно уважать друг друга, а это выражается в том числе и в том, что человек вовремя отходит от тебя, оставляет в покое.

Отношения могут не сложиться. Это печально, но нормально. Надо просто своевременно расставлять все точки над «е» и не мучить другого ложными надеждами.

© Фото: страница Юлии Алексеевой во ВКонтакте

«Позитивная встряска»

Занятия спортом влияют на наше сознание, но сказывается это на всех по-разному. Эффект, во-первых, зависит от центральной нервной системы, которая дана человеку от рождения. Кого-то регулярные нагрузки в зале вгоняют в депрессию, делают угрюмым и мрачным, а кого-то они, наоборот, очень стимулируют. Такие люди выходят с тренировки заряженными, они полны энергии и отлично себя чувствуют.

Очень важно и качество самих тренировок, и качество восстановления после них. Если человек грамотно подбирает для себя комплекс упражнений и четко выполняет его, если после этого он правильно восстанавливается за счет сна, питания, прогулок, массажей, то для организма занятия спортом будут очень полезны. Также способствует и хорошему самочувствию, и развитию смена нагрузок. Можно же не только ходить в зал, но и иногда плавать в бассейне, кататься на коньках или велосипеде, заниматься йогой. Если мы постоянно пробуем что-то новое, наш мозг и наше тело получают позитивную встряску. Это полезный стресс, показывающий нам наши же способности, о которых мы раньше могли не подозревать.

Важно опираться на свои эмоции, понимать, с каким настроением мы идем на тренировку, что чувствуем, пока занимаемся, в каком состоянии выходим из зала. Примерно за месяц становится понятно, какие ощущения от процесса мы испытываем чаще всего. И если что-то не так, не надо бояться спрашивать тренера, искать выходы, а то и менять вид спорта.

© Фото: страница Юлии Алексеевой во ВКонтакте

«С вами все хорошо»

Может случиться так, что тренажерный зал — вообще не ваша история, как не моими оказались в свое время дзюдо и самбо. Чтобы понять, в какую сторону двигаться, иногда нужно просто вспомнить, что нам нравилось в детстве, от чего мы ловили наибольший кайф. Велосипед? Танцы? Бассейн? Прекрасно. Положили штангу на место, и вперед. Сегодня в Москве миллион возможностей. Найти можно все что угодно. Для современного человека любая физнагрузка будет на пользу. Только бы радовала.

Если вы не преуспели в тренажерном зале, это ничего не значит. Нет, вы не слабые. С вами все хорошо. Просто вам нужно что-то другое. Вот я примерила новое платье, а оно мне не подошло. И что? Это говорит о том, что я некрасивая? Нет. Мне просто нужен другой фасон. Со спортом — та же история.

Мы и так в своей жизни делаем слишком много того, что нам не нравится. Многими делами приходится заниматься, когда совсем не хочется или мы вообще плохо себя чувствуем. Зачем множить эти ситуации? Наоборот. Здорово, если какое-то время на неделе мы уделяем тому, что приносит нам удовольствие. Хотя бы для контраста.