«Крупнейшие города будущего станут районами друг друга»
Новые технологии будут и дальше входить в жизнь мегаполисов, а люди будут стремиться покорять крупные города и активно участвовать в их развитии, уверен преподаватель Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Глеб Витков. А вот развитие Москвы в соответствии с мировыми тенденциями ему кажется чем-то невозможным.
Глеб Витков, преподаватель Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, управляющий партнёр компании «Новая земля»
Москва — довольно необычный мегаполис. Не обращая внимания на количественное и качественное усложнение множества процессов его развития, Москва пытается всё контролировать, преимущественно в ручном режиме, вместо создания условий для естественного развития и регулирования. Чего только стоит отсутствие пространственной стратегии и Правил землепользования и застройки — документа, который позволил бы планировать, публично обсуждать и договариваться о совместном развитии города и параметрах эффективности.
Москва очень хочет быть красивой и ради этого готова принести в жертву подлинность общественных взаимоотношений с их непредсказуемостью и разнообразием жизненных сценариев, в итоге получая очень спорные субъективные эффекты. Поэтому так сложно представить её развитие в соответствии с мировыми тенденциями.
Доступ информации и открытость границ, мобильность, увеличение скорости перемещения сокращает расстояния между городами, что в будущем может сделать крупнейшие города буквально районами друг друга и расширить выбор места проживания. Важнейшим фактором становится среда. Ценность жизни в городе, особенно крупном, и качество среды больше не измеряются исключительно инфраструктурной обеспеченностью. Главные вопросы, которые решают современные мегаполисы в конкуренции за высокие экономические показатели и человеческий потенциал и, как следствие, за высокие места в рейтингах качества жизни — это вопросы экологии и социальной включённости.
Москве предстоит проделать большой путь, прежде чем воздух в городе будет сравним с альпийским, мусор перестанет складироваться и начнёт использоваться в том или ином виде в новом качестве, зелёные зоны станут не просто фрагментами природы, а настоящими экосистемами, общественные пространства станут частью этой экосистемы.
Ещё больше усилий придётся потратить, чтобы город стал чувствительным к реальным потребностям своих обитателей и допустил творчество в свою жизнь.
Не опросы и замеры ожиданий изменят город, а свобода создать новый продукт, формат и выбор собственного стиля жизни. Следом появятся и иные формы пользования городским пространством во всем своём многообразии — районы со смешанным набором функций, жильё не для владения, но для съёма (зачем владеть, если все так быстро меняется, а расстояния ближе). А жители станут заинтересованными горожанами. До этих пор бессмысленно говорить о футуристических образах — они случатся и так, важно, чем мы наполним этот мир умных зданий и больших скоростей.
Новые технологии будут и дальше входить в нашу жизнь и города будут подстраиваться под них — будут ли это умные роботы-тенты, меняющие микро-климат на улице; летающие машины; дроны, выполняющие роль скорой помощи, полиции, доставки грузов и выгула домашних животных; или развитие био-инженерии, которая позволит решить проблему инвалидности и решат проблему инклюзивности городской среды.
Неизменными останутся потребность человека жить в городах и желание по-настоящему участвовать в принятии решений о развитии территории собственного обитания.