«Художники и скульпторы – санитары города»
Московский скульптор Владимир Суровцев несказанно горд исполнять возложенную на него миссию — обустраивать своими работами столицу. Вместе с семьёй он создал 12 монументальных композиций, которые теперь украшают Москву. Но это о настоящем. А абстрактный мир будущего наш герой видит именно таким, каким его изображают писатели в своих утопических романах.
Владимир Суровцев, народный художник России, скульптор
Наш народ, не побоюсь этого слова, привык ныть о том, что у нас всё плохо, а если философски и выпукло взглянуть на то, что происходит в Москве, то, при всех сложностях, — перемены колоссальные. Город не узнать. Он стал фантастически хорош.
Я родился 65 лет назад на Сретенке и помню Москву послевоенную, с коммунальными квартирами, подвальчиками, где ютились люди. Теперь ни центр, ни многие окраинные районы не узнать. Появилось столько великолепных парков, велосипедные дорожки. Я от своей мастерской на Пятницкой с удовольствием доезжаю на велосипеде до Парка Горького и Киевского вокзала.
Сохраняем память и преемственность поколений.
Я горжусь тем, что мы всей семьей приложили силы для благоустройства Москвы. Вы будете смеяться, но, на мой взгляд, художники и скульпторы — санитары города. Мы приходим на неухоженное место, а по-русски говоря — на помойку, и обустраиваем этот пятачок своими работами. Сохраняем память и преемственность поколений. Мы с женой, сыном и дочкой вместе создали 12 монументальных композиций. Среди них — 17-метровый обелиск пограничникам Отечества, памятник Твардовскому на Страстном бульваре, памятный знак канцлеру Горчакову на здании Дипломатической Академии, на котором есть его замечательные слова, отлитые в бронзе: «Будущность России огромна, но путь нелёгок» — то, что мы ощущаем по сей день.
Через 10 лет коэффициент благоустройства будет только наращиваться. Буквально на днях Сергей Семёнович Собянин говорил о том, что станет больше парков. Потрясающие изменения коснутся транспорта. Уже сейчас запущено МЦК, появились колоссальные развязки.
Город должен быть гуманным по отношению к человеку.
Но мне кажется, наша страна и Москва в частности, нуждается в законе о меценатах. Он нужен, как воздух, как хлеб. Если он появится, построят новые стадионы, музыкальные и конно-спортивные комплексы и даже элементарные скамейки. Помню, в Центральном парке Нью-Йорка меня удивили медные таблички на некоторых скамейках, и мой друг-дипломат пояснил, что это дар одной госпожи городу. Даже такая маленькая акция там приветствуется. Если закон о меценатах появится, он будет поддерживать тех, кто готов тратить деньги не на очередную яхту или мерседес, или самолёт, а на город.
Абстрактный город будущего должен иметь всё то, о чём мечтали на протяжении многих веков писатели в своих книгах-утопиях. Достаточно вспомнить знаменитый «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Город должен быть гуманным по отношению к человеку. Нужно, чтобы художественно-эстетическая среда включала в себя возможность реализации самых многообразных человеческих пристрастий, куда можно отнести и спорт, и хобби. И, конечно, хотелось бы, чтобы каждый человек имел у своего дома благоустроенный участок, замечательно организованный водоём, парк.
Пусть у каждого будет возможность посещать разнообразные музеи, исторические, современные, художественные, научные. Меня восхищают связанные с наукой музеи Америки. Мы, к сожалению, в этом плане отстаем. Вот скоро откроется после реконструкции Политехнический музей, и таких музеев должно быть много, чтобы всё время настраивать людей на работу и души, и интеллекта. Мы к идем к тому, чтобы таких музеев становилось больше, но, поскольку мы стали такими торопыгами, хочется, чтобы это было более интенсивно, динамично.
Благоустройство города — это не какая-то, непонятно кем выдуманная задача, а мудрый посыл в будущее. Бездушный город рождает и бездушное отношение к жизни, а благоустроенный город, насыщенный скульптурами, фонтанами, художественными решётками, декоративными композициями, приобретает иной смысл. Давайте созидать вместе.