Любители самого высокого
На крыше расставлены 10 мощных телескопов для наблюдения за ночным небом. Вокруг каждого толпятся и те, кому далеко за 50, и ребята, ещё школьники. Накануне NASA и «Роскосмос» предупредили всех жителей Северного полушария Земли, что в течение двух ночей, с 11 по 13 августа, над нашей планетой пролился метеорный дождь Персеиды - по 150 метеоров в час! МОСЛЕНТА тоже решила залезть на крышу, чтобы узнать, как проходят встречи любителей астрономии.
- Не, вот в огороде небо наблюдать – самое оно – два часа пролетят, не заметишь. Хоп, уже светает, — тоскливо говорит дама своей подруге.
Пока Персеиды не спешат проливаться на Землю потоком, астрономы и любители рассматривают Луну, которая находится в фазе первой четверти — самый интересный период для её наблюдения, когда освещена половина видимой части.
Конфликт поколений
Крайне сосредоточенный мужчина в шортах хаки и простой серой футболке, которого все зовут Дядя Игорь, с разных сторон рассматривает свой крутой прибор для небесных наблюдений. Кажется, он тут один из самых опытных и бывалых астрономов. Рядом с ним топчется девушка в розовой накидке, фиолетовых туфельках и с красным лаком на ногтях.
- А мне тоже можно? А каким глазом надо?
- Можно, конечно. Садись, смотри любым.
- Блин, как круто. А как там отличить моря от кратеров на Луне?
- Моря — тёмные. А кратеры как впадины.
- А Персеиды мы увидим?
Особа, делающая по 10 кадров Луны в секунду для Instagram, видимо, хочет туда же отправить и Персеиды. Дядя Игорь проявляет снисхождение:
- Лучше фотографируй Луну и облака, я вот их обычно разглядываю. В Москве Персеиды тяжеловато смотреть, почти ничего не видно. Ну, подождем.
Астрономическая тусовка продолжает задаваться вопросом «а будут ли Персеиды».
Молодые романтики, прилипшие к пузатым телескопам за пару сотен тысяч рублей, уже нашли решение для всех томящихся ожиданием и предлагают разделить радость с ними.
- Давайте пока на высотки посмотрим. Вот на Москву-Сити можно. Там не то, что люди, — царапины на стёклах видны.
Охотник на метеориты
Астрономам постарше тайны московских окон не особенно интересны — они рассматривают метеорит в руках Тимура Крячко, первооткрывателя сверхновых звёзд и десятков астероидов, лектора Политеха. Он почти сразу собирает вокруг себя толпу: на Персеиды решено любоваться позже, тем более их всё равно пока не видно, а охотник на метеориты - вот он, рядом.
- В моём случае поиск метеоритов — это 35 километров по пустыни. Многие считают, что метеориты радиоактивны — ошибочка. В Москве перед Большим театром есть граниты, которые так круто фонят! Круче, чем базальт, из которого состоят метеориты.
Тимур достает из кармана хондрит – самый распространённый вид метеорита.
- Этот вот — с Аравийского полуострова. Состоит из шариков — капелек первозданного вещества, из которого планеты формировались 4,5 миллиарда лет назад.
В толпе начинают интересоваться стоимостью камушка. Охотник уклончиво отвечает, что цена «научная», и пытается перевести разговор на магнетические свойства камня, показывая, как к нему липнут металлические палочки. Даже молодёжь от своего шоу «Окна» оторвалась.
- Нашли мы его с другом, который приехал ко мне в Египет, и решил сходить вместе в пустыню. Поднимаю один камень: бамс, прилипает, магнитится. Посылаем в лабораторию Владивостока. Оказывается, что у одного — почти марсианская изотопия. Теперь с международным комитетом думаем, может, этот космический гость связан с рождением Деймоса и Фобоса (спутники Марса — ред.).
Занимательная эсхатология окончательно отвлекла общественность от вопроса цены. Всё-таки люди здесь собрались не простые — любители самого высокого на свете.
И без Персеид неплохо смотрится
- А не подскажете, что там видно?
- Хотел навести на двойную звезду — Альбирео, но сам посмотреть не смогу. Тут надо изгибаться, чтобы увидеть, а я же не Кабаева.
Один солидный телескоп оккупировали двое молодых астрономов. Судя по страшным словам, которые они друг другу говорят, - специалисты. Может, студенты. К ним аккуратно подбираются улыбчивые девушки, которые просто горят желанием эти самые двойные звёзды разглядеть со всех сторон. Ну как им можно отказать?
- Ой, какая красивая двойная звезда! Синяя с желтым. А внутри дырочки, — восхищается одна из барышень.
- Там не просто «дырочки», это такие две звёздочки. Они вращаются, каждая сама по себе. Но оборот каждой приходится около нескольких сотен тысяч лет, поэтому мы их видим практически в одном положении, — терпеливо объясняет молодой человек.
- Очень классно! А Персеиды увидим?
- Ой, я сомневаюсь даже. Облаками так все затянуто.
Девушка как-то даже не попыталась изобразить огорчение и уступила подруге место у «окна во Вселенную». Ну, нет Персеид — и ладно. Вон там по соседству что-то про Эпсилон говорят, и про созвездие Лебедя. Тоже ведь хорошо.