Транспорт

«Все водители перерабатывают»

Что могло спровоцировать ДТП на Новощукинской

Автобус на Новощукинской

© Артем Геодакян / ТАСС

1 июня в Москве в трамвайную остановку врезался рейсовый автобус номер 798. В результате погиб ребенок, а через день в больнице скончалась 63-летняя женщина. Причиной ДТП стал микроинсульт у водителя автобуса. МОСЛЕНТА выяснила, в каких условиях работают водители общественного транспорта в Москве.

1 июня в Москве в трамвайную остановку врезался рейсовый автобус номер 798. В результате погиб ребенок, а через день в больнице скончалась 63-летняя женщина. Причиной ДТП стал микроинсульт у водителя автобуса. МОСЛЕНТА выяснила, в каких условиях работают водители общественного транспорта в Москве.

Как рассказал МОСЛЕНТЕ водитель автобуса Четвертого автобусного парка ГУП «Мосгортранс» Артем Черкасов, переработки для водителей общественного транспорта — дело обычное, причем сами водители просят дать им дополнительные часы.

По его словам, у водителей автобусов норма выработки составляет примерно 160 часов в месяц, но «это около 40 тысяч рублей, в зависимости от стажа и класса водителя, а также от того, на какой машине он ездит — на короткой или с гармошкой».

«За такие деньги, естественно, работать никто не хочет, поэтому почти все перерабатывают. Я лично работаю 200-210 часов в месяц. Обычно это смены по десять часов в графике 4/2, или девять часов в графике 5/2, но это моя личная инициатива. 200 часов в месяц получить сложно, так как переработку просят почти все. Хотя летом, когда многие уходят в отпуска, иногда выходит и 230 часов», — рассказал Черкасов.

Количество часов в смене может быть различным. «Есть двухсменный выход с 6:00 до 20:00 (с двумя обедами) и трехсменный выход — это либо утро с 4:00 до 15:00, либо вечер с 15:00 до 2:00 (с одним обедом). Между сменами обязательно должно быть время на продолжительный сон — 12 часов. Также нельзя работать больше шести дней в неделю. Во время обеденного перерыва можно поесть, отдохнуть или поспать. На конечных остановках предусмотрены комнаты отдыха. Впрочем, водители часто спят в машинах», — признался водитель.

© Артем Коротаев / ТАСС

Он подтвердил, что перед выходом на смену и после нее водителей осматривает врач. Проверяют давление, пульс и тестируют на наличие алкоголя в крови. Если врач видит, что с человеком что-то не так, ему дают медицинский отвод. Также если водитель говорит, что не выспался, его тоже не допускают до смены. В прошлом году, кстати, водителей из всех парков отправляли на диспансеризацию. Проверяли у всех специалистов в обязательном порядке.

Часто барахлят двигатели, резина бывает плохой, двери ломаются. Зимой старые машины не заводятся. На этот случай в парке есть обычно резервные машины. Но вообще, если машина на ходу, начальство старается ее все-таки выгнать на линию, а с неисправностью разбираться уже потом.

Артем Черкасов
водитель автобуса

«У меня по молодости был случай, когда я не выспался и чуть не заснул за рулем. А вообще ситуации, когда водители засыпают за рулем, бывают нечасто», — поделился Черкасов. Комментируя трагедию на Новощукинской улице, он выразил мнение, что наверняка и в самом деле «водителю стало плохо». «Даже если у автобуса лопнуло колесо — он летел еще 50 метров, сбивая ограждения. Если бы водитель был в сознании, он бы, конечно, успел остановить машину. Днем люди все-таки редко засыпают — слишком активное движение в это время», — пояснил он.

По словам другого водителя «Мосгортранса», уснуть за рулем может каждый, но в основном это касается водителей, которые берут большое количество переработок. «Конечно, если каждый день делать по двухсменному выходу, это может произойти. Я знаю людей, которые берут по 200 и больше часов. Лично я работаю 180-190 часов в месяц, то есть шесть дней в неделю по 6,5-7 часов. У меня никаких проблем нет. Я считаю, что условия работы у нас нормальные, я доволен», — сказал он.

В то же время оба водителя отметили, что вопросы вызывает техническое состояние автобусов. «Сейчас в Москве появились новые автобусы, но я лично езжу на машине, которой семь лет. Самая большая проблема заключается в том, что все запчасти мы получаем от компаний, выигравших тендеры. В результате их постоянно приходится ждать. Перед выездом я всегда проверяю техническое состояние моего автобуса, хотя многие из нас не являются технарями», — заявил водитель. Согласился с ним и Черкасов: «Что касается исправности автобусов, то могу сказать, что в основном в Москве автобусы новые, хотя на некоторых линиях все еще работают такие машины, что иногда и не знаешь, доедет ли она. Часто барахлят двигатели, резина бывает плохой, двери ломаются. Зимой старые машины не заводятся. На этот случай в парке есть обычно резервные машины. Но вообще, если машина на ходу, начальство старается ее все-таки выгнать на линию, а с неисправностью разбираться уже потом. Потому что если на линию выходят не все машины, для начальства это плохо. По молодости я мог выйти на линию на неисправном автобусе, сейчас я этого никогда не делаю. Просто отказываюсь и все».

Рабочие в ремонтных мастерских 14 автобусного парка

© Дмитрий Лекай / Коммерсантъ

Как рассказали МОСЛЕНТЕ в пресс-службе «Мосгортранса», согласно существующим нормам, установленным Минтрансом России, при суммированном учете рабочего времени у водителей, работающих на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать десяти часов. Однако рабочая смена может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Кроме этого, продолжительность переработок одного водителя не должна превышать 120 часов в год, что контролируется сотрудниками уровня заместителя директора парка или депо. По словам сотрудника пресс-службы, все водители перед выходом в рейс и после него проходят медосмотр.

Комментируя ДТП на Новощукинской улице, в «Мосгортрансе» отметили, что «автобус вышел на линию в технически исправном состоянии, а водитель прошел медицинский осмотр перед выходом на смену, все показатели были в норме».

По словам представителя Межрегионального транспортного профсоюза Алексея Смирнова, «в "Мосгортрансе" водители работают в гораздо лучших условиях, чем, например, таксисты». «У них все-таки следят за тем, чтобы соблюдались графики и количество часов в смене. Хотя и у них, конечно, переработки бывают», — отметил эксперт в беседе с МОСЛЕНТОЙ.

Вместе с тем, в СМИ регулярно появляется информация о недовольстве сотрудников «Мосгортранса» условиями работы. В 2013 году несколько водителей написали коллективное письмо президенту, в котором жаловались на жесткие штрафы, требования мыть автобусы и покупать запчасти за свой счет. В мае этого же года 40 водителей автобусов и троллейбусов вышли на митинг с требованием улучшить условия труда.

Эксперты считают, что укрепление остановок может обезопасить пешеходов от несчастных случаев

© Антон Белицкий / Коммерсантъ

Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2014 года предприятие было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 тысяч рублей. Материалами проверки было установлено, что в Первом автобусном парке — филиале ГУП «Мосгортранс» — допускаются грубые нарушения режима труда и отдыха водителей транспортных средств. В течение месяца были превышены нормы рабочего времени двух водителей более чем на 68 часов и еще одного — более чем на 23 часа.

По словам председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова, какими бы не оказались причины ДТП на Новощукинской, необходимо усилить контроль за перевозчиками в части соблюдения режима труда и отдыха и добросовестной проверки водителей медработниками. «По сравнению с другими перевозчиками в «Мосгортрансе» все хорошо. Очевидно, что несчастный случай может произойти с любым, даже абсолютно здоровым человеком, но необходимо принять все меры, чтобы эту возможность минимизировать», — уверен эксперт.

Директор центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев заявил МОСЛЕНТЕ, что помимо работы с перевозчиками для обеспечения безопасности пешеходов в городе необходимо оборудовать остановки средствами пассивной безопасности, то есть расположить их в отдельных карманах либо отгородить специальными укреплениями. Он отметил, что эта работа сегодня уже начата мэрией. «В Москве пока плохо уживаются различные электронные системы обеспечения безопасности. Но я считаю, что они и не дадут хорошего результата, так как имеют особенность ломаться и выключаться. А вот "карманы" для остановок и ограждения никуда не денутся. Эту систему необходимо внедрять и совершенствовать», — считает эксперт.

Согласился с ним и депутат Госдумы, лидер Всероссийской политической партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков: «Любые инженерно-технические решения для обеспечения безопасности пешеходов необходимо развивать. Это могут быть как специальные укрепления и ограждения для остановок общественного транспорта, так и виброполосы, при заезде на которые водитель слышит оглушающий гул, заставляющий его затормозить. Все это необходимо внедрять».