«Влюбленные, романтики – все придут сюда»
К весне 2018 года московские власти обещают возродить ВДНХ в качестве лучшего в городе места для прогулок на природе. Концепцию Ландшафтного парка с большой прогулочной аллеей предложил французский ландшафтный архитектор Мишель Пена. Среди самых известных его работ — парк Променад-дю-Пайон в Ницце, парк Баньоле и Атлантический сад на крыше вокзала Монпарнас в Париже. Мишель Пена рассказал МОСЛЕНТЕ о самых интересных объектах возрожденной природной части Выставки и о самых интересных маршрутах, которые позволят увидеть ВДНХ в новом ракурсе.
Мишель Пена, архитектор
Французский взгляд
По количеству сооружений на территории, ВДНХ тянет на мировой рекорд: 500 павильонов! Для меня в этом и заключается «гений места» ВДНХ, его дух. Это пространство настолько неоднородное, где представлены, кажется, все стили, существующие в архитектуре: недалеко от зоны прудов можно даже видеть кирпичный замок, построенный в 1990-е. Оценивать это можно по-разному, например, известный французский ландшафтный архитектор Бернар Лассус считает, что неоднородность гораздо интереснее однородности.
Читайте также
Я часто вспоминал дворцово-парковый ансамбль в Версале, работая с парком ВДНХ, его изначальная композиция, сложившаяся в сталинские годы, произвела на меня очень сильное впечатление. Можно сказать, что здесь использован язык французской ландшафтно-парковой архитектуры XVII века. Но мне бы не хотелось развивать эту уже присутствующую здесь ноту, чтобы на меня не навесили ярлык, не говорили, что вот приехал француз, и все, на что он способен – это воспроизвести в Москве фрагмент Версальского парка.
Во французских ландшафтных школах нас обучают комплексному видению современного архитектора и урбаниста одновременно, глобальному взгляду на объекты, с которыми мы работаем.
Но времена изменились, Россия живет уже в XXI веке, который предполагает гораздо более сложное восприятие мира
И, делая проект ландшафтного парка и большой прогулочной аллеи ВДНХ, я не хотел ограничивать, вгонять себя в какие-то рамки. Так что, если своей работой я и привнесу сюда что-то французское, то это – привычный современному европейскому ландшафтному архитектору подход, выстроенный на глобальном видении, преодолении границ. В проекте для ВДНХ такое преодоление границ помогает шире, по-новому раскрыть эту территорию как для Москвы и москвичей, так и для всего мира.
Симфония советской мифологии
Советские архитекторы, разрабатывавшие планировку территории ВДНХ, не ставили перед собой задачу всю ее сделать доступной для пешеходов. В сталинские годы это пространство задумывалось и было выстроено вокруг Главной аллеи. Это был такой идеологический спецпроект, симфония новой советской мифологии, сценическая площадка для совершенно особенного спектакля. Входя через гигантскую, богато украшенную арку Главного входа посетители оказывались в сакральном по своей сути пространстве утопии. Они как будто попадали в фильм, где от сцены к сцене передвигались к кульминации. И оформлялось все это с определенной долей упрощения и наивности, потому что рассчитано было на самые широкие массы населения страны. Но времена изменились, Россия живет уже в XXI веке, который предполагает гораздо более сложное восприятие мира.
Большая прогулочная аллея
Вначале я думал организовать большую прогулочную аллею так, чтобы она местами выходила на Главную аллею и иногда пересекала ее. Но оказалось, что это невозможно: Главная аллея — один из символов ВДНХ, который должен остаться неприкосновенным. Поэтому был проработан параллельный маршрут.
Читайте также
В результате в проекте появилась большая прогулочная аллея длинной 4,5 километра на базе заасфальтированной Кольцевой дороги, существующей здесь еще с 1950-х годов и предназначавшейся в первую очередь для автомобилей технических служб парка. Она начинается и заканчивается у Главного входа, идет вокруг Центральной аллеи, огибая Каменские пруды в глубине парка.
В композиции ВДНХ существует центральная ось, начинающаяся от Главного входа, визуальная перспектива которой перекрыта павильоном «Центральный».
А в первоначальном плане ВСХВ, подготовленном Вячеславом Олтаржевским, главным был вход, который сейчас называется Северным, и Центральная аллея должна была располагаться иначе. Это изменили другие архитекторы, работавшие над проектом в дальнейшем. Планировка территории формировалась в несколько этапов.
Философы ходят пешком
Советский сценарий после входа в арку Главного входа предлагал нечто вроде симфонии Бетховена, которая, обладая четко выраженным ритмом, вела посетителя по центральной аллее к кульминации композиции: в какой-то момент это была огромная статуя Сталина перед павильоном «Машиностроение» (теперь он называется «Космос», — ред.), потом ее заменили на ракету «Восток». Дойдя до кульминации, оставалось вернуться обратно тем же путем.
Сейчас в Москве живут 15 миллионов человек, им нужно больше пространства, в том числе и для прогулок
На прогулочной аллее ВДНХ все будет сложнее. Я больше люблю современную музыку, не обладающую жесткой структурой симфонии, потому что у нас сегодня более индивидуальные отношения с эстетикой. И посетители ВДНХ, которые будут гулять по созданному мной маршруту со смартфонами, часто в наушниках, будут ориентированы на персональные впечатления.
Сейчас в Москве живут 15 миллионов человек, им нужно больше пространства, в том числе и для прогулок. И в этих условиях расширение пешеходных маршрутов ВДНХ — это вопрос не концептуальный, а чисто практический. Полагаю, что советские архитекторы, создававшие ВДНХ, одобрили бы мою идею, и окажись они сами в сегодняшних условиях, предложили бы аналогичные решения. Среда требует изменений, а мы, архитекторы, в разные эпохи их только оформляем, фиксируем.
Новый прогулочный маршрут ВДНХ будет более разноплановым, поэтичным и менее подавляющим, чем Центральная аллея. Он отлично подойдет для бесед, размышлений. Ведь со времен античности философы ходят пешком, потому что прогулка с хорошим собеседником — лучшее условие для рождения мысли. Уже сейчас понятно, что большая прогулочная аллея откроет доступ к «природной» части ВДНХ, насыщенной растительностью. Как и главная аллея, она будет иметь определенный сценарий, только совсем другого рода.
Обратная сторона пейзажа
Один из лучших кинорежиссеров времен «новой волны», Жан-Люк Годар, любил говорить об обратной стороне пейзажа. Как раз на этой идее выстроена концепция большой прогулочной аллеи ВДНХ.
В этом проекте важно было раскрыть обратную, не парадную сторону декора ВДНХ, предложить новые виды на павильоны с неожиданных ракурсов. Cвоими парадными фасадами они ориентированы на Центральную аллею, а организация удобных точек обзора сбоку и сзади от них, с зоны прудов, открывает нам другую, довольно хаотичную, и от этого очень поэтичную перспективу. Чего стоит один только вид прекрасного купола павильона «Космос», который не видно с Главной аллеи! А гигантская статуя быка, установленная на крыше павильона «Главмясо»! Она подавляет, буквально вдавливает вас в землю, когда вы стоите перед 20-метровым цоколем, на котором она установлена. Но когда вы видите этого быка, проплывающего над кронами деревьев, впечатление совсем другое, наследие сталинской эпохи начинает выглядеть поэтично.
Третья природа
Другая основа концепции Ландшафтного парка – это третья природа. Так как, к сожалению, мы – люди, живущие на этой планете, вынуждены признать, что создаем новую, искусственную природу. И новая концепция позволит посетителям погрузиться в каждый из пяти составляющих ее элементов по отдельности. Создание Ландшафтного парка затронет не всю территорию ВДНХ, а исключительно его природные зоны. Каждую из них я посвятил отдельной теме: природа ботаническая, дикая и культивируемая, природа развлечений, а так же природа наук и искусств.
На ВДНХ пространство так плотно заполнено объектами, павильонами, что ощущается необходимость наладить связи между ними. Дополняя и развивая среду, я не предлагаю революционных преобразований, только эволюцию
В существующих природных зонах выделяется их основная смысловая нагрузка, она дополняется и органично развивается. Уже существующую игровую площадку в районе павильона «Газовая промышленность» мы дополняем новым игровым оборудованием, рядом с мичуринским садом разбиваем поля, чтобы дополнить «картинку», развить этот «сельский пейзаж».
Все самые интересные новые объекты на маршруте будут располагаться в зоне прудов и на территории ландшафтного парка между павильоном Космос и Шереметьевской дубравой. Уже на подходе к зоне прудов будет открываться прекрасный вид на купол павильона «Космос». Благодаря новому маршруту прекрасный пейзаж получит новую сценографию.
Читайте также
В том месте, где у павильона «Кролиководство» дорога огибает пруд, мы устроим понтон, а между ним и берегом создадим сад с водными растениями. Ширина дороги с акватическим садом и понтоном будет составлять 30 метров. Этот размер не я придумал, именно такую ширину аллеи заложили советские архитекторы, создававшие Кольцевую дорогу ВДНХ. Я сам мерил: там, где она проходит между зданиями, расстояние от фасада до фасада — ровно 30 метров.
В той части Запрудной зоны, где находится павильон «Главтабак», появится зона под названием «Природа развлечений». Здесь, на южной части набережной, где много солнца, спроектирован видовой пляж, на котором можно загорать и наслаждаться прекрасными видами.
Все, кто принимал участие в работе над проектом, мечтали, чтобы посетители получали от прогулки в парке максимальное удовольствие: гуляли на свежем воздухе, любовались водной гладью прудов, кронами деревьев
Сейчас все проходят мимо них не замечают, а когда мы создадим площадку, где можно будет с комфортом расположиться, этот пейзаж по-новому раскроется посетителям ВДНХ. Влюбленные, романтики — все придут сюда.
Читайте также
В Шереметьевской дубраве будут организованы прогулочные маршруты: под кронами деревьев появятся мостки на высоких опорах. Второй прогулочный маршрут пройдет по земле, вдоль него будут располагаться зоны отдыха.
В дополнение к пешеходному маршруту на территории ВДНХ будут созданы дополнительные пространства для отдыха и развлечений с лавочками и фонарями. Новые павильоны вдоль маршрута будут носить утилитарный характер, мы их проектируем, чтобы было где расположить велопрокаты, туалеты. Рассчитаны они на круглогодичное использование, как и весь маршрут. Только несколько отдельных элементов «Ландшафтного парка» будут действовать исключительно в теплое время года.
Влюбиться в природу
Все, кто принимал участие в работе над проектом, мечтали, чтобы посетители получали от прогулки в парке максимальное удовольствие: гуляли на свежем воздухе, любовались водной гладью прудов, кронами деревьев. Чтобы к москвичам вернулось ощущение влюбленности в природу, и в отношениях с ней проявилось больше чувственности.
Мы хотим вернуть людям ощущение гармонии с лесом, с природой. Сам я, например, по Парижу передвигаюсь на велосипеде. И над проектом прогулочного маршрута на ВДНХ работал в надежде, что удастся вдохновить москвичей на то, чтобы слезть со здоровенных джипов, потребляющих столько топлива, и хотя бы здесь начать ходить пешком, ездить на велосипедах.
Так что Ландшафтный парк на ВДНХ будет способствовать тому, чтобы москвичи стали чаще задумываться об экологии, чистоте окружающей среды, исходя из того удовольствия, которое эта чистота дает. Получить такой опыт, испытать это удовольствие теперь можно будет, прогуливаясь по ВДНХ. Эта неоднородная территория создавалась, как воплощение мечты, и мечты пустили здесь корни. Так что ВДНХ в наши дни — это макет утопии. И очень хотелось бы надеяться, что своей работой мы сейчас заново открываем ее людям.