«Мы вполне циничны»
В Восточном Лондоне нам удалось убедить местные власти профинансировать строительство здания, в котором 12 художникам и их семьям будет предложено жилье хорошего качества.
Запросы местного сообщества
Давайте обсудим, как ваш опыт создания арт-кластеров в Восточном Лондоне можно применить к Москве?
Адриан: Проще будет рассказать о нашем опыте, а вы уже решите, как именно его можно применить здесь.
Хорошо, начнем. Как вы выбираете места для своих проектов? Это должны быть какие-то конкретные точки на карте города: места по соседству с крупными торговыми центрами, неподалеку от метро?
Если художник полдня в неделю будет работать в центре, он получит скидку в 35 процентов на аренду жилья
Диана: Часто мы отталкиваемся от необходимости, запроса. Само помещение приходится искать или создавать, и в первую очередь оно должно соответствовать запросам местного сообщества или города. К тому же мы думаем о том, чтобы предоставить доступное жилье художникам.
А: В Лондоне художники, как правило, стараются жить поближе к центру,при этом - в той части города, где аренда жилья обходиться дешевле. В Нью-Йорке и Берлине все так же: вначале в этих районах находились производства, которые потом выехали, оставив свободные помещения. Обычно они какое-то время пустуют, потом приходят девелоперы, и начинают их сдавать.
Читайте также
Так и сложилось, что Восточный Лондон в последние 50-60 лет стал той частью города, где много художников, арт-кластеров. Но сегодня мы наблюдаем следующую проблему: цены на аренду жилья поднялись настолько, что художники больше не в состоянии платить так дорого ни за рабочее, ни за жизненное пространство.
Так что сейчас мы наблюдаем, как одни из них переезжают еще дальше на восток, в пригород Лондона. Там существует очень ограниченная «культурная» инфраструктура – очень слабый уровень доступа к библиотекам, театрам, галереям. Другие вообще уезжают из города – в британскую провинцию: Бирмингем, Глазго, - либо за границу: в Афины, например. С одной стороны такой процесс вполне предсказуем, это нормально для большого города.
Но мы считаем, что если все возрастающее количество молодых художников будет покидать Лондон, то он перестанет быть интересным городом, если говорить о культурной составляющей. Опыт последних 30 лет это подтверждает. Так что в данный момент мы ищем возможности убедить местные власти предложить пространства художникам и таким образом улучшить ситуацию в прилегающем районе.
Проект на 12 апартаментов
А: Проект, который мы делаем сейчас, очень маленький: 12 апартаментов. Мы нашли под него место в восточном Лондоне, в Баркинге, это в 25 минутах на поезде от Оксфорд-стрит и Ист-Энда. Нам удалось убедить местные власти финансировать строительство здания, в котором художникам и их семьям будет предложено жилье хорошего качества, всего человек на 30.
И как же вам удается убедить город платить за это?
Д: Мы предложили комплексный подход к старой проблеме. Чтобы ответить, надо описать проект в деталях.
В здании в Баркинге, о котором мы сейчас говорим, апартаменты в основном с двумя спальнями, есть с тремя, есть и с одной. Все они спроектированы так, что могут расширяться и количество кроватей может в них увеличиваться: там, как в студиях много свободного пространства. А это значит, что художники могут многие годы жить там со своими семьями, растить детей.
Мы строим центр сообщества: всего три этажа, первый будет общественным. И нам хотелось бы рассматривать это здание, как прототип, в том числе и для более крупных подобных зданий. Будет здорово, если такая инфраструктура будет создаваться городом и дальше, может быть в других формах и масштабах.
Четыре студии на первом этаже будут делить между собой 12 проживающих в здании художников. Также там будет большая комната-холл, которая, как и внутренний двор, предназначены для публики, открываясь и закрываясь в соответствии с часами работы. Там будут осуществляться художественные программы для горожан, сформированные в соответствии с запросами местных жителей и с тем, что хотят предложить сами художники.
Все это будет возможно благодаря двум моментам, которые обычно в большом современном городе отсутствуют. Первое – доступное жилье для художников, и второе – общая проблема социальных центров в том, что они часто стоят пустыми, так как не в состоянии оплачивать работу персонала. Из-за этого, как правило, такие пространства отдают в управление девелоперу, который сначала отдает их под библиотеку, но и это не приносит денег, и тогда такой первый этаж продается под какому-нибудь супермаркет.
Эти проблемы возникают не оттого, что пространство слишком дорогое. А потому что в современном большом городе невозможно вести образовательные, художественные, социальные программы до тех пор, пока на них нет спроса у представителей местной власти. У которых на это обычно нет денег.
Мы изобрели новый взгляд на оба эти вопроса, предложив следующее: если художник полдня в неделю будет работать в центре, вести одну из его программ или выполнять другие обязанности, он получит скидку в 35 процентов на аренду жилья. Таким образом, художники получают дешевые квартиры на долгий срок, а центр на всю неделю обеспечен преподавателями.
Вы планируете запустить по сути такую арт-фабрику. И как это все будет работать на практике?
А: Мы уже отобрали 12 претендентов на проживание на основе тех предложений, которые нам присылали художники. Некоторые из них отметили, что заинтересованы работать с молодежью и детьми, и у них есть уже такой опыт. Других не планируется привлекать к художественным активностям, они три дня в неделю будут готовить завтрак для детей, живущих по соседству, чтобы те могли зайти поесть перед школой. Отдельные люди будут вести киноклуб субботними вечерами, потому что в окрестностях нет кинотеатра.
Центр как общественный ресурс
До момента, когда здание будет закончено, осталось 18 месяцев, и за это время мы проведем встречи с представителями власти и сообществ, организаций, которые делают арт-проекты по соседству. В результате мы выясним у местных жителей, какие активности они хотели бы видеть в строящемся центре.
Мы не хотим ничего навязывать людям, мы хотим воплотить их пожелания. Чтобы разобраться в проекте и глубоко понять суть места, бывает нужно около двух лет. И вот мы отобрали художников, которые готовы слушать людей, хотят работать с местными жителями, с детьми. Ясно, что не все нами задуманное получится, жизнь внесет свои поправки. Но мы делаем проект, по-настоящему интегрированный в жизнь местных сообществ.
Художники – люди непростые. Вы не боитесь, что они у вас заиграются в коммуну творцов и не будут приняты местным сообществом?
А: Это общественный проект, мы подотчетны местным властям, и наши возможности импровизировать весьма ограничены. У нас подписаны соглашения, этот центр должен стать общественным ресурсом. Молодежные центры в Лондоне закрываются, людям старшего возраста также нужны места для встреч, - людей, которые испытывают потребность в подобной площадке, достаточно. И именно им мы хотим адресовать центр.
Для нас важнее возродить и продолжить атмосферу общественных центров, которые раньше строили в жилых кварталах Лондона. Люди там собирались, общались, - вот что для нас важно. Ударяться в арт-эксперименты с привлечением общественности мы не собираемся.
И еще мы заинтересованы в том, чтобы поддерживать практикующих художников, которые делают карьеру и этим зарабатывают себе на жизнь. Потому что это важно для развития Лондона в целом. При этом мы вполне циничны. До сих пор в Восточном Лондоне художники позиционировали себя следующим образом: мы – особенные, дайте нам дешевое жилье, где мы сможем посвятить себя творческим экспериментам. И пускай никто не понимает того, что мы делаем, - ведь мы такие особенные. Но это в итоге не сработало: при такой расстановке акцентов именно художники становились теми, кого проще всего согнать с насиженных мест, ведь они не стали частью местного сообщества.
Девелоперы часто предоставляют художникам месте под проживание и мастерские, ждали, когда квартал станет модным, недвижимость там поднимется в цене, а потом указывали художникам на дверь. А мы своим проектом пытаемся предложить новый подход, при котором художники пустят корни, став частью сообщества, и останутся в городе.