«Все хотят увидеть, что получилось»
Джунья Ишигами, вообще, видел реализацию собственного проекта, доработанного Wowhaus? И если да, то как отреагировал? Джунья Ишигами приезжал в прошлом году, когда амфитеатр и озеленение уже можно было видеть. Нам удалось ему все показать, обсудить. Возражений и негативных комментариев мы не услышали. До этого он несколько раз приезжал к нам в бюро, мы регулярно созванивались по Скайпу, объясняли, почему именно такие решения были приняты. Так что он был в курсе того, как меняется его проект.
Около трети бюджета ушло на переукладку сетей и коммуникаций. Никому незаметная деталь, а объем работ за ней стоит колоссальный.
По факту да, и это добавило много сложностей. Изначально Джунья Ишигами предлагал сформировать пологий живописный склон c разнотравьем, ведущий к Музею, срыв Соловецкий сквер. У него была красивая, поэтичная, и довольно дерзкая идея взять и откопать целый этаж исторического здания, и запустить под него два парка: с одной стороны это сквер у Соловецкого камня, с другой – Ильинский сквер. По его идее, эти два парка плавно затекают под пространство Музея и прорастают во внутренних дворах. Нам эта концепция нравилась - красивая идея. Но, когда в 2015 году мы взялись ее адаптировать, стало понятно, что именно такой пологий склон у нас сделать не получится.
Во-первых, потому что город не готов был уничтожить сквер у Соловецкого камня, планировочная структура которого является памятником архитектуры. Во-вторых, в это время был принят закон о защите зеленых насаждений, которых там также было много. Плюс ко всему, под сквером находится коллектор размером два на два метра, внутри которого проходит огромное количество сетей.
Поэтому начало склона переместилось гораздо ближе к Музею, и склон стал более крутым. Таким образом, кроме приема террасирования у нас не было другого способа «спуститься» к площади перед главным входом в Музей. Появилась идея амфитеатра, опоясывающего площадь.
Тогда вы и придумали сделать площадь перед входом?
Практически у любого известного мирового музея есть входная площадь, где люди встречаются, ждут друг друга, общаются. Часто на таких площадях проходят временные выставки. Мы вместе с руководством Политеха подумали, что будет хорошо, если у Музея появится дополнительная площадка – лекторий под открытым небом. К тому же она стилистически перекликается со знаменитой Большой аудиторией Политеха.
После амфитеатра пришло решение с плавными переходами озелененных террас, превративших пространство в Парк. Таким образом, нам удалось сохранить идею Джунья Ишигами и не заниматься невероятно сложными для города перекладками сетей. При том, что даже переноска оставшихся сетей обошлась в треть бюджета проекта. Это, вообще, нормально?
Да, в большинстве проектов благоустройства так дела и обстоят: вынос сетей – это затратная большая часть проектов. А так как это место непосредственно в самом центре города, все прекрасно понимают, насколько там плотная инфраструктура инженерных коммуникаций. Спинной мозг империи, трогать нельзя. Точно. Сетки со здания сняты, амфитеатр открыт, хотя стоял сделанным с прошлого года. Похоже, активной жизнью это пространство заживет в следующем году, когда откроют Музей. А что можно сказать уже сейчас, пока здесь все полупустое: что получилось, что надо доработать?
Мне кажется, у нас получилось уникальное место. Пространство изолировано от трафика и напоминает кусочек Сингапура. При этом несмотря на свою кажущуюся нездешность, все решения адаптированы под наш климат. Это мы знаем точно, потому что, на самом деле, абсолютно готовый Парк со всеми высаженными растениями почти год простоял за забором (его закончили строить в 2018 году, но велись фасадные работы музея, поэтому Парк для публики не открывали). Растения прижились, мы увидели, как они перезимовали. Несмотря на пыль и грязь они цвели весь строительный период. В будущем это пространство станет местом непосредственного взаимодействия с Музеем, интерьерами которого также сейчас занимается наше бюро. А пока у нас есть время протестировать пространство.
Что можете сказать о том, как пространство уже обживается горожанами? Сейчас середина сентября, и пока стояла хорошая погода, там собиралось много людей. Они уже активно используют это пространство, как транзитное, при переходе между Китай-Городом и Лубянкой. Это удобно, и все хотят посмотреть на пространство, пока оно новое, увидеть, что получилось. Как показала себя усиленная система ливневой канализации? Она уже работала в прошлом сезоне? В этом сезоне? Да, она работала в прошлом году, когда все кроме фасадов было готово. Никого не затопило, система прекрасно справилась. Когда начнут подключать подогреваемую брусчатку?
Надеюсь, что уже этой зимой мы увидим подогрев в действии. Он находится как в пространстве открытой галереи, так и в самом Музейном парке. Скоро его будут тестировать, надеюсь, все будет хорошо работать. В итоге проведенных работ дорожная ситуация у Музея осложнилась? Как вы это оцениваете?
Это работа Департамента транспорта Москвы.
Но если я попрошу вас оценить со стороны?
Раньше движение на Новой и Лубянской площадях осуществлялось по 10 полосам. Сейчас их стало 5, при этом появилась двойная выделенная полоса для автобусов и широкая пешеходная зона на двух уровнях.
За счет чего сохранилось 5 полос? Вы столько всего перечислили, что кажется, вообще ни одной полосы там не должно было остаться.
Раньше, по нормативам, полосы движения были довольно широкие. После пересчета их под новые нормативы, стало ясно, что по 20-30 сантиметров мы с каждой из них выигрываем. Лично я - активный пользователь и личного, и городского транспорта. Из бюро на Курской я часто езжу в Политех и обратно на электробусе, и могу сказать, - новая развязка очень удобная.
И я вижу, насколько активно сейчас люди пользуются новыми маршрутами. На утренние совещания я, бывает, приезжаю на машине. Теперь, когда, наконец, убрали все заборы и ограждения, дорога функционирует в своем стандартном режиме. И проезд абсолютно нормальный. Думаю, ситуация улучшилась в целом с точки зрения транспорта, а не только автомобильного транспорта, потому что появились выделенные полосы для общественного транспорта. Политех собирается использовать амфитеатр, как часть собственных пространств. Как думаете, это спасет пространство от того, чтобы стать Ямой-2? Я имею ввиду: уличный алкоголизм, рейды активистов «Лев против», постоянные жалобы жителей квартала и все в этом духе.
Сравнивать эти пространства невозможно. Даже независимо от того, проходят там лекции, концерты и программы или нет.
Почему? Мы сравниваем две типологии, но они непохожи. Если бы мы сравнивали два разных амфитеатра, или две площади перед музеями, тогда аналогии, наверное, могли бы быть уместны. А здесь – совершенно разные объекты. Если мы посмотрим на изначальную идею проекта Хохловской площади, проектировавшие ее архитекторы говорили о том, что это пространство, которое не наполнено каким-то специальным смыслом, что место наполнят контекст и люди. Самоопределяющееся.
Да, а в нашем случае место не может самоопределяться: у него есть свои функции, заданная типология. Это главный вход в Музей и его главная площадь. К тому же, это открытый лекторий не только Политеха, но и города, которые на равных правах смогут его использовать под свои мероприятия. И вообще – это охраняемое, освещенное пространство. В принципе, этого достаточно для того, чтобы там не повторился сценарий амфитеатра на Хохловской площади. И, конечно, важен контекст. Который задает окружение, квартал. Разумеется. Кроме того, любое пространство будет хорошо развиваться и правильно жить, когда есть люди, которые за ним присматривают. Это пространство Политеха, который просто не даст месту деградировать.
Есть планы сделать это место узнаваемым? Чтобы, например, московские записи конференций TED здесь делались? Здесь заложены электровыводы под свет и звук, и временную сцену там можно собрать. Но не уверен, что такие серьезные лекции можно проводить под открытым небом, на площади. Могу сказать одно – у Политеха очень серьезные амбиции на все пространства, которыми он будет оперировать. Внутри Музея будет новый Северный двор, который проектируем тоже мы. И это будет крытая многофункциональная площадка, полностью приспособленная под проведение таких мероприятий. Вообще, такой открытый амфитеатр – это вызов городу, испытание для него. Ведь, чтобы наполнить такое пространство, чтобы сделать его живым, нужна определенная уличная культура. Когда вы делали проект, то думали об этом, размышляли, приживется-не приживется, как будет использоваться? Сейчас подобный амфитеатр есть уже в Парке «Зарядье», «Яму» мы уже обсудили. Но когда вы делали проект, этих пространств в городе не было. Главное, что когда мы только придумывали это пространство, мы уже знали, что оно будет в надежных руках. А это очень важно – понимать, кто будет оперировать местом. Как я уже говорил, без понятной типологии использования пространство не будет жить само, оно будет мутировать, и превратится во что угодно, только не в то, чем должно являться. И в этом смысле у амфитеатра напротив Политеха все хорошо, и все здесь должно получиться.