Изгрызенные шприцы, дело о растрате миллиардов и долги по зарплате
МОСЛЕНТА смогла разобраться в ситуации с приютом в ВешнякахХорошая новость: к вечеру пятницы, 29 апреля, всех животных из приюта «Эко Вешняки» удалось раздать в надежные руки. Плохая новость: волонтеры обнаружили на территории приюта десятки изгрызенных шприцев - кошки и собаки пытались отбиваться от своих убийц. Также стало известно, что на владелицу приюта в 2014 году завели уголовное дело. Спасти животных помог озлобленный сотрудник приюта, которому не платили зарплату. Корреспондент МОСЛЕНТЫ разбирался в ситуации.
Сдал своих
Информация о том, что в приюте убивают животных, поступила от одного из его сотрудников. По словам члена экспертного совета при комиссии по экологической политике Мосгордумы Елены Ивановой, присутствовавшей на месте событий, работник приюта позвонил вечером в четверг одному из волонтеров и сообщил, что готов рассказать об убийствах животных за вознаграждение. Свое желание он объяснил тем, что ему не платят зарплату, и он хочет таким образом отомстить начальству.
В тот же час к приюту, расположенному на территории гаражного кооператива на аллее Первой Маёвки, начали приезжать волонтеры и сотрудники зоозащитных организаций. Прибыв на место, они попытались проникнуть на территорию, но сотрудники не пускали их внутрь.
«Скорее всего, они [собаки] кусали шприцы, потому что им вводили какой-то яд, могли съесть вместе с иголкой»
Обычно, говорят зоозащитники, приюты сами заинтересованы в том, чтобы у них работали волонтеры, так как людей не хватает, и своими силами работники домов для беспризорных животных не справляются. Но в «Эко Вешняках» ситуация обратная – волонтеров не пускают, потому что боятся, что они увидят, в каких условиях там содержат животных.
Нескольким активистам в ночь на пятницу все же удалось пробраться на территорию приюта и даже сделать фотографии мертвых животных.
Одного из волонтеров задержали охранники и, как он утверждает, избили. На место вызвали полицейских, которые приняли заявление от волонтера. Первые сообщения в прессе о ситуации в приюте появились именно после избиения активиста.
Волонтеры дежурили возле приюта до утра и следили за тем, чтобы сотрудники не смогли скрытно вынести трупы животных и увезти их. Следующим утром зоозащитники обнаружили мертвую кошку, закопанную неподалеку от приюта.
Позже, обойдя приют по периметру, они найдут совсем «свежие» ямы, одна из которых помечена красными флажками, кости животных, множество погрызенных собаками шприцев, упаковок от лекарств без этикеток и небольшую кучку рассыпанной соды.
«Скорее всего, они [собаки] кусали шприцы, потому что им вводили какой-то яд, могли съесть вместе с иголкой. Содой, скорее всего, посыпали зарытые трупы животных», - поясняет один из волонтеров.
Экспертиза и проверки
Утром в пятницу приют оцепили полицейские, на въезде на аллею Первой Маёвки образовалась пробка. Волонтеры предпринимают еще одну попытку пробраться на территорию приюта. Одного из активистов сотрудник ЧОП зажал дверью. Приехавшие на место врачи Скорой помощи диагностировали у него подозрение на перелом руки и сотрясение мозга.
Сотрудники полиции никак не реагировали на столкновения с охранниками, за что волонтеры написали на них заявление в Службу собственной безопасности МВД.
Прибывшие в приют следователи и сотрудники прокуратуры обследовали территорию и насчитали 41 труп животных, в том числе кошек и собак. Мертвых животных в сопровождении волонтеров отвезли на экспертизу в московскую станцию по борьбе с болезнями животных. Именно там врачи возьмут анализы и определят, умерли ли собаки и кошки собственной смертью или были убиты.
Сейчас служебные проверки проводят следователи полиции и прокуратуры. Кроме того, дело об убийстве животных в приюте «Эко Вешняки» находится на контроле у председателя центрального совета политической партии «Альянс Зеленых - Народная партия» Олега Митволя и депутата Госдумы от ЛДПР Александра Старовойтова. Оба они приезжали на место событий в Вешняки.
«Здрасьте, я от власти»
Разрешить ситуацию с приютом в Вешняках волонтерам удалось при помощи сотрудников префектуры ВАО. По словам активистов, ситуация привлекла большое внимание общественности и журналистов, поэтому местные власти пошли навстречу. Днем в пятницу волонтерам все-таки удается получить разрешение, чтобы забрать оставшихся в приюте животных.
«Здрасте, я от власти», - сообщает с улыбкой о своем прибытии дежурящим у входа в приют полицейским мужчина в костюме. Оказывается, что это заместитель префекта ВАО. С его помощью, а также при участии Митволя, который, выступая перед журналистами, похвастался «оставшимся во власти авторитетом», волонтерам удается начать процедуру выдачи животных всех желающим.
Собак, кошек, а также крыс, черепах и даже одного хорька отдают по паспорту. Для этого, необходимо составить специальный договор. Большинство животных распределят по приютам.
Ближе к вечеру пятницы у въезда в приют сотрудники МЧС организовали штаб, где будущие владельцы бездомных животных заполняют договора. Все собаки, которых выводят из приюта, очень худые. Невооруженным взглядом видно, что животные больные, многие плохо видят, но очень радуются встречи с людьми.
Зачем убивали животных
«БАНО «Эко» - единственная благотворительная зоозащитная организация, которая с 2001 года участвует в городской программе по гуманному регулированию численности бездомных животных», - говорится на официальном сайте организации.
По словам волонтеров, сообщивших о «концлагере для животных» - так зоозащитники называют приют «Эко Вешняки» - именно тот факт, что хозяева получают бюджетные деньги на содержание отловленных бездомных животных, и стал причиной катастрофы, которая случилась в приюте.
Эксперт Мосгордумы Елена Иванова объяснила МОСЛЕНТЕ, откуда у «БАНО Эко» появлялись собаки. По ее словам, животных помещали в муниципальные приюты по мошеннической схеме.
«Эта трагедия должна была случиться, потому что в этой отрасли нет четкого руководства, контроля, она вообще не выстроена» - считает она.
По словам Ивановой, с 2011 по 2016 годы эта компания освоила около 1 миллиарда бюджетных рублей. Деньги выделяются на содержание бездомных животных, которых поймали в Центральном, Северо-Западном и Зеленоградском округах, где нет приютов.
По контракту, животные поступают в «БАНО Эко», которая должна их содержать. Однако животных перераспределяли в муниципальные приюты. В частности, раньше организация курировала шесть таких приютов. Согласно данным открытых источников, под опекой «БАНО Эко» были два частных приюта - в Вешняках и Царицыно, а также четыре муниципальных в Бирюлево, Щербинке, Печатниках и Некрасовка.
«Это чистое мошенничество, потому что при заключении коммерческого контракта надо иметь свою землю, хотя бы арендовать. На них [животных] выделяются деньги из бюджета, согласно количеству собак» - отмечает Иванова.
По словам эксперта, весь март в приюты в Печатниках и Некрасовке приезжали представители проверяющих органов, но префектура приняла решение не пускать их. В дирекции Центрального округа Ивановой не смогли рассказать, где собаки, отловленные на его территории.
«Картотеки нет, поэтому понять, где какие животные, нельзя. Заместитель префекта ЮВАО сказал, что будет содержать всех собак. Но она [«БАНО Эко»] получает за них деньги, но не содержит должным образом, потому что нет никакого централизованного контроля», - говорит она.
По мнению Ивановой, из-за того, что «БАНО Эко» потеряла контроль над муниципальными приютами, она начала распределять животных по своим частным приютам, а их осталось всего два, и они небольшие. Заявки на отлов по контактам по-прежнему поступают.
«Я думаю, эти трупы [которые нашли на территории «Эко Вешняки»], - это те пойманные собаки, которых стало некуда везти», - считает эксперт. Иванова пояснила, что борьба с «БАНО Эко» идет уже восемь лет, но, чтобы внести организацию в списки неблагонадежных поставщиков, надо расторгнуть хотя бы один контракт.
Она считает, что это должны сделать префектуры Центрального, Северо-западного или Зеленоградского округов, так как собаки, помещенные в приют в Вешняках, отлавливались именно там. Но она надеется, что фирма будет полностью ликвидирована. По ее словам, решением проблемы бездомных животных станет возврат к программе стерилизации в сочетании с приютами. Также она выступает за ужесточение контроля за приютами.
История с приютом в Вешняках не первая
Владелица приюта «Эко Вешняки» Вера Петросьян уже не первый раз становится героем историй о нарушениях содержания животных. В 2014 году на нее завели уголовное дело о растрате миллиарда бюджетных средств, предназначенных на приют для животных. Спустя год Петросьян пошла на сделку со следствием, признала свою вину и была амнистирована.
За последние два года, согласно данным с сайта госзакупок, компания «Эко» получила еще около 300 миллионов рублей на содержание отловленных животных в приютах. Волонтеры уверены, что у Петросьян есть «хорошие связи» во власти, в том числе префектурах, полиции и департаменте ЖКХ. Именно благодаря им, ей удалось не только избежать уголовного преследования, но и выиграть еще два тендера на содержание животных и получить многомилионные контракты от московской мэрии.