Прогулки по Старому Арбату: самые интересные достопримечательности главной пешеходной улицы Москвы
Кинотеатр «Художественный»
Адрес: Арбатская площадь, 14
Главная особенность кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади — его более чем солидный возраст. В 2024 году ему исполнится 115 лет. Он стал одним из первых общественных кинозалов не только в России, но и во всем мире, а теперь входит в довольно краткий список кинотеатров, беспрерывно работающих более века.
Здание изначально было построено для размещения в нем синематографа. Первый сеанс состоялся 11 ноября 1909 года. Тогда он мог вместить только 400 зрителей. Но уже в 1912 году был перестроен по проекту архитектора Федора Шехтеля, который увеличил количество мест в зале до 925. До революции 1917 года будущий «Художественный» был одним из самых фешенебельных заведений города. Среди его зрителей были самые известные люди того времени. К примеру, в год открытия его посетил Лев Толстой.
я выбрал вместо рекламы.
Кинотеатр не утратил своего значения и в советский период. Здесь проходили премьеры самых знаковых фильмов того периода. Так, впервые зрители увидели на экране «Броненосец “Потемкин”», первую звуковую картину «Путевка в жизнь» и первый цветной фильм «Груня Корнакова» именно в «Художественном». Стоил билет в кинотеатр тогда от одного до трех с половиной рублей в зависимости от сеанса. Работал кинотеатр даже во время Великой Отечественной войны. А вот уже после нее с него сняли богатое убранство, сделали более строгим и скромным, зато он стал первым широкоэкранным кинотеатром в Советском Союзе.
До 2014 года продолжал свою работу. При этом в здании кинотеатра появилось казино, исчезнувшее оттуда после решения закрыть игорные дома в столице. В 90-е годы и в начале 2000-х здесь часто проводились ночные показы, которые были особенно популярны у молодых москвичей. Иногда на них приходили актеры, чтобы побеседовать со зрителями или провести мастер-класс.
В 2014 году «Художественный» был закрыт на реконструкцию, которая продолжалась до 2020 года. В результате работ кинотеатр вернул себе многие исторические элементы — таблички, вывески, барельефы и другие элементы еще дореволюционного декора. Так, в главном зале новый балкон был украшен отреставрированным историческим ограждением, а поддерживающие его столбы были украшены барельефами с изображением бога Диониса, как это и было век назад. Потолок под балконом также вернул себе утраченный при советской власти лепной декор. В зале была воссоздана лестница, от которой оставались только две ступени. Чертежи Шехтеля позволили реставраторам вернуть кинотеатру большой витраж и другие элементы оформления.
я выбрал вместо рекламы.
Сходить в «Художественный» необходимо не только и, возможно, не столько для того, чтобы увидеть современные фильмы на его экране. Здесь история переплелась с современностью, так что этот кинотеатр — отличное место, чтобы прочувствовать движение времени, скорость, с которой пронесся ХХ век над Россией, несколько раз перевернув сами основы жизни в стране.
Сегодня «Художественный» открыт для свободного посещения. Часто он становится одной из главных площадок кинофестивалей, регулярно проходящих в Москве.
Доходный дом Филатова или «Дом с рыцарями»
Адрес: Арбат, 35
Строительство доходного дома на этом месте началось с покупки участка купцом Яковом Филатовым у прежних владельцев — семьи Толстых. К тому моменту один доходный дом у него уже был — это еще одна столичная достопримечательность, метко названная «Домом под рюмкой» и находящаяся на Остоженке.
Проектом «Дома с рыцарями» занимался архитектор Валентин Дубовский. Он решил построить здание в неоготическом стиле, украсить его витражами и скульптурами. Поставить на стены рыцарей — его идея. Двух стражей было видно издалека. Одно время семиэтажный жилой дом был не только самым высоким на Арбате, но и вообще одним из главных столичных небоскребов.
Жилье здесь предназначалось не для простых людей. Квартиры в этом доме считались одними из самых престижных. Интерьеры отличались оригинальностью и богатством, сами помещения были очень просторными, в каждой квартире были комнаты для прислуги, лестницы были отделаны мрамором, а в лифте можно было ехать, сидя на кожаных сиденьях и глядя в зеркала. Помещения на первом этаже были отданы женской гимназии и детскому саду.
Сразу после революции жильцами дома стали ее участники, герои и чиновники. Квартиры, правда, были уплотнены. Сам дом приобрел широкую известность благодаря театру имени Вахтангова, расположенному напротив. В начале советской истории, да и на всем ее протяжении, он был очень популярен как у москвичей, так и у гостей города, так что публика постоянно приходила сюда на спектакли. Запомнился людям и доходный дом Филатова с его рыцарями на фасадах. Есть версия, что герой романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Коровьев-Фагот, появляющийся в финале истории как раз в образе рыцаря, получил это свое воплощение благодаря знаменитому арбатскому зданию. Автор просто вписал в свое произведение одного из филатовских стражников.
С 1975 года дом перестал быть жилым — его передали Министерству культуры СССР. С 1991 года здесь расположен Центральный дом актера. Внутри оборудовано сразу пять театральных сцен, постоянно проходят представления и творческие встречи. Правда, внутреннее убранство дома из-за постоянных перестроек и перепланировок было утрачено безвозвратно.
Храм Спаса Преображения на Песках
Адрес: Спасопесковский переулок, 4а
Если пройти несколько шагов от Театра имени Вахтангова в сторону Смоленской площади и свернуть направо в Спасопесковский переулок, вы попадете к одной из главных достопримечательностей Арбата — храму Спаса Преображения на Песках. Он был построен здесь в начале XVIII века на месте деревянной церкви.
Во время войны 1812 года храм сильно пострадал — частично сгорела его кровля, а убранство было разграблено. Но потребовалось всего два года, чтобы он был восстановлен. Художник Василий Поленов запечатлел храм в 1878 году на своей знаменитой картине «Московский дворик». А в начале ХХ века широкую известность ему принес звонарь-виртуоз Константин Сараджев.
Советская власть обошлась с храмом без особой щепетильности. В 1932 году службы здесь прекратились, а само здание стало переходить от ведомства к ведомству, которые перекраивали его под собственные нужды. Внутреннее пространство было разделено на два этажа, появились лишние перегородки и перекрытия, что серьезно повредило храмовое убранство.
Храм Спаса Преображения на Песках был признан памятником архитектуры только после Великой Отечественной войны. При этом с 1956 года здесь находилась одна из студий «Союзмультфильма». Реставрация храма началась только в 60-х, а Русской Православной церкви его вернули только после 1991 года. Первая служба во вновь открывшемся храме прошла в 1993 году, после этого он был отреставрирован повторно уже как религиозное сооружение.
Сейчас в храме хранятся, помимо прочего, десять колоколов взорванного во время гонений на церковь Страстного монастыря. Они были переданы в дар Музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко.
Музей оптических иллюзий
Адрес: Малый Николопесковский переулок, 4
Одно из лучших мест на Арбате, куда можно отправиться с детьми. Скучно точно не будет, ведь, войдя в музей, вы попадете в пространство, где не стоит сразу же верить своим глазам. В конце прогулки можно запросто начать путать иллюзию с реальностью, благо этот эффект быстро проходит.
Музей оптических иллюзий был открыт в районе Арбата в 2014 году. Он занимает огромную площадь — больше тысячи квадратных метров. Над его экспозицией трудилась группа из 25 художников и бутафоров. Они создали удивительное пространство, в котором посетители становятся не просто зрителями, а участниками удивительных превращений.
Авторы взяли за основу чувства и переживания, знакомые каждому из нас, — страх, радость, любовь, жизнь, смерть.
По сути, весь музей — огромная фотозона, где можно сделать яркие снимки в окружении объемных рисунков. Если смотреть на фотографии, не всегда можно понять, что эти изображения нанесены на плоскость. В музей рекомендуется приходить компанией от трех человек — взаимодействовать с некоторыми картинами в одиночку бывает довольно сложно.
Также здесь можно понаблюдать, как создаются рисунки в формате 3D. Художники, специализирующиеся на такой живописи, — настоящие мастера в обращении с тенью и светом.
Рядом с каждым экспонатом есть подсказки — указатели, где лучше всего остановиться посетителю, чтобы на фото иллюзия смотрелась максимально реалистично.
Квартира Пушкина на Арбате
Адрес: Арбат, 53
В 1831 году накануне венчания с Натальей Гончаровой поэт Александр Сергеевич Пушкин снял весь второй этаж этого дома сразу на шесть месяцев. Удовольствие оказалось не дешевым — пришлось заплатить за аренду две тысячи рублей ассигнациями.
Здесь прошел традиционный предсвадебный «мальчишник», сюда же молодожены вернулись после венчания в церкви Большого Вознесения, а через десять дней после свадьбы дали свой первый бал.
Прожил Пушкин с супругой в этом доме совсем недолго — около трех месяцев, после чего пара уехала в Царское село.
Уже при советской власти, во время политики уплотнения бывшую гостиную Пушкина поделили на два уровня — высота потолков позволяла. В здании были организованы коммунальные квартиры.
Музей появился здесь только в 1972 году. Тогда же особняк попал в список памятников государственного значения. Но до момента, когда его двери открылись для посетителей, оставались еще годы реставрации. В итоге полноценно для москвичей и гостей города музей заработал только с 1986 года, когда все работы были закончены.
Постоянная экспозиция занимает два этажа. На первом собраны экспонаты, рассказывающие историю пребывания Пушкина в столице, его рождения здесь. Второй — мемориальные комнаты его семьи. Их интерьеры были восстановлены по воспоминаниям друзей, которые часто бывали в гостях у Александра Сергеевича и Натальи.
В музее хранится множество вещей, когда-то принадлежавших поэту и его супруге, есть изображения их близких друзей, даже копия памятника Екатерине II, которым когда-то владел Пушкин.
Памятник же ему самому и Наталье Гончаровой установлен прямо на Арбате напротив мемориального музея. Скульптура представляет их только вышедшими их храма после венчания.
Дом-музей Марины Цветаевой
Адрес: Борисоглебский переулок, дом 6, строение 1
В этом доме поэтесса Марина Цветаева жила вместе со совей семьей с 1914-го по 1922 год. Она поселилась здесь с мужем Сергеем Эфроном и дочерью Ариадной. Они снимали полутораэтажную квартиру под номером 3. Именно здесь впервые поэтесса почувствовала себя хозяйкой своего собственного дома. Планировка и окружающая обстановка ассоциировались одновременно и со старыми московскими особняками, и со средневековыми замками.
Первые годы жизнь поэтессы проходила в покое и достатке — средств хватало даже на содержание прислуги. Но после революции 1917 года ситуация резко изменилась. Муж Цветаевой записался в добровольческую армию и временно покинул ее и дочь, а сама поэтесса столкнулась с тяжелым финансовым положением, потому что банки были национализированы. Сохранились воспоминания о том, что ей пришлось порубить на дрова мебель из красного дерева, которая раньше украшала их с супругом квартиру.
За время, что она жила в этом доме, Цветаева успела написать более 100 стихов, шесть пьес, четыре поэмы. Здесь она работала над переводами и своими эссе.
Музей был создан здесь в 1990 году. Для посетителей он открылся в 1992 году. Открытие было приурочено к столетию со дня рождения поэтессы. Сегодня здесь хранятся многие вещи, принадлежавшие самой Цветаевой и ее мужу, которые были переданы коллекционерами в дар музею, их автографы и другие ценные экспонаты.
Дом Мельникова или «Дом-улей»
Адрес: Кривоарбатский переулок, 10
Экспериментальный одноквартирный дом архитектора Константина Мельникова был построен на этом месте в 1929 году. Он считается главным его творением, созданным при этом для него самого и его семьи. Для того времени это была настоящая роскошь, вызывавшая у москвичей изумление.
Мельников работал над проектом своего дома около десяти лет. Сама идея преследовала его еще со студенческих времен, и одно время он даже думал о перестройке под свои нужды одного из столичных особняков. В 1927 году проект цилиндрического здания был утвержден.
Власти увидели в задумке Мельникова возможности, которые потом можно было бы использовать для более масштабного жилого строительства. Отчасти по этой причине в те времена, когда по всему городу шло повальное уплотнение, архитектору позволили построить для себя частный дом.
Поскольку дом-мастерская был признан опытно-показательным зданием, довольно быстро Мельников перестал платить за него налоги. Также помогла ему и его слава, которую он заработал на Международной выставке в Париже. К тому же он располагал большими средствами — заказы постоянно поступали, так что архитектор практически полностью оплатил строительство из своего кармана, а оставшиеся средства были переданы ему в кредит местной администрацией.
Основа дома — два врезанных друг в друга цилиндра с одинаковым радиусом, но разной высотой. Единственный вход расположен со стороны Кривоарбатского переулка и является частью малого цилиндра. Верхняя часть фасада представляет собой сплошное панорамное окно.
я выбрал вместо рекламы.
Дом известен своими многочисленными шестиугольными окнами, что делает его похожим на улей. Увидеть Дом Мельникова нужно каждому, кто увлечен архитектурой советского авангарда, любит нестандартные решения в строительстве и хочет прикоснуться к истории человека, который стал во многом первопроходцем и визионером, предсказавшим множество решений будущего, но так и оставшегося неоцененным собственной эпохой.
Сегодня Дом Мельникова нуждается в масштабной реставрации, чтобы спасти этот объект культурного наследия. К сожалению, процесс тормозят правовые вопросы. Но власти пытаются как можно скорее решить их и начать работы. На сегодняшний день дом освободили от всех лишних находившихся внутри предметов. Он готов к началу реставрации.