Гигантская паучиха и мост над грязью
Главные события Шестой московской биенналеЖивое искусство на глазах у публики, оригинальный образ матери, современный классик из Индии и воображаемое искусство будущего — в Москве открывается биеннале современного искусства. Событийная часть форума продлится до 1 октября, а выставки-документации — до 1 ноября. МОСЛЕНТА собрала все самое интересное.
###Основной проект Шестой московской биеннале
ВДНХ, павильон 1 (Центральный)
22 сентября — 1 октября
Художники займут все залы немаленького павильона «Центральный» на ВДНХ и примутся создавать свои работы прямо на глазах у посетителей. Можно подойти к кому-нибудь из них и вежливо поинтересоваться, что творец имеет в виду. Но лучше, конечно, приберечь такой вопрос для специально запланированных встреч с художниками. Среди будущих авторов выставки — Баби Бадалов, Сергей Братков, Фабрис Ибер, Цю Чжицзе и Константин Звездочетов.
###Аниш Капур. Моя алая родина
Еврейский музей и центр толерантности
22 сентября — 17 января
Уроженец Бомбея, в семидесятых годах прошлого века перебравшийся в Лондон, где получил премию Тернера и стал первым современным художником, удостоившимся персональной выставки в Королевской академии художеств, работает со сталью и воском и чтит яркий, ясный цвет. Его скульптуры невозможно не заметить — в буквальном смысле: размер для него имеет значение, случаются работы размером с трамвай или небольшой дом. Поэтому в Еврейский музей их поместится всего четыре штуки.
###Луиз Буржуа. Структуры бытия. Клетки
Музей современного искусства «Гараж»
25 сентября — 7 февраля
За 98 лет жизни ее носило от сюрреализма к экспрессионизму и от коммунистических идей к идеям феминистским. Работы француженки, которая большую часть жизни прожила в Штатах и стала там одной из важнейших фигур современного искусства, никогда ранее не появлялись в России — а теперь «Гараж» привозит более 80 штук. Главная часть экспозиции — «Клетки» Буржуа. Ближе к финалу своей долгой жизни она увлеклась идеей самодостаточных мини-павильонов, хрупко противостоящих внешней среде. Ну а перед зданием «Гаража» встанет гигантская паучиха Maman — Буржуа посвятила эту работу любимой матушке.
###Фестиваль «Видеть звук»
«Мост над грязью» — ГЦСИ, 24 сентября — 30 сентября
«Диалоги света и звука» — ГЦСИ, 8 октября — 15 ноября
«Оптика звука» — галерея «На Каширке», 24 сентября — 20 октября
«Звуковая петля Мебиуса» — галерея« Беляево», 22 сентября — 18 октября
Фестиваль входит в специальную программу биеннале и добавляет к художникам перформеров. Открывает фест норвежский Verdensteatret («Театр мира») спектаклем «Мост над грязью», который будут играть дважды в день. Представление, созданное под впечатлением от «Сталкера» Тарковского, представит идею жизни как диковатого путешествия и предложит всерьез пообщаться с работающими в нем актерами и художниками. Центральным же событием феста станет выставка «Диалоги света и звука», где авторы из разных стран займутся экспериментами с этим самым светом и звуком.
###Метагеография. Пространство, образ, действие
Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу
25 сентября — 7 февраля
Стоит подняться над Землей на 30 километров, как меняются представления о масштабах, о далеком и близком. Выставка «Метагеография» (вообще-то ученые спорят о значении этого термина, но ему ближе всего — понятие «философия географии») собрала работы тех художников, что могут мысленно отодвинуться от земной суеты и географов, Землю изучающих. Гордостью экспозиции станет огромная живописная карта азиатской части России, созданная студентами МИИГАиКа в начале шестидесятых; ныне она хранится в Центре подготовки космонавтов.
###Будущее. Изобразительное искусство в воображаемом будущем
МВЦ «Рабочий и колхозница»
26 сентября — 28 октября
Творцы фантастики — писатели и кинематографисты — азартно придумывают архитектуру будущего, гаджеты и оружие. Но мало кто из них пытается вообразить, как может в будущем выглядеть изобразительное искусство. В выставочном центре «Рабочий и колхозница» молодые художники (многие из них еще студенты) попробуют сочинить историю искусства с 2020 до 143029 года.
###Надежда. Российские промышленные города глазами художников
Трехгорная мануфактура
22 сентября — 31 октября
Австрийский культурный центр позвал две дюжины художников в путешествие по семи промышленным городам (Выкса, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Магнитогорск, Нижний Новгород, Норильск). Российских художников (среди них Дмитрий Каварга, Давид Тер-Оганьян, группа «Куда бегут собаки») отбирал директор Австрийского культурного центра Симон Мраз, иностранными (Цецилия Браун, Фабиан Бехтле, Леон Айзерманн и другие) занимался директор Кунстхалле (Вена), куда выставка и отправится в будущем году. Название выставки — «Надежда» — это не только название промзоны в Норильске, это утверждение надежды на сотрудничество в нынешние сложные времена. Кроме того, «Надежда» интересна тем, что открывает новое выставочное пространство в Москве на Трехгорной мануфактуре.
###Наизнанку
Встреча у павильона «Центральный» в 15:00
23 — 30 сентября
Ольга Ганжа и Маша Ру сейчас живут в Амстердаме, но оглядываются, всматриваются в оставленную страну, перебирают ее мифы и истории. В проекте «Наизнанку» они поведут собравшихся на ВДНХ людей по восьми московским квартирам, адреса которых заранее неизвестны. Эта бродилка обещает быть путешествием не только в пространстве, но и во времени.
###Рембрандт. Другой ракурс
ГМИИ им. Пушкина
8 сентября — 11 октября
Дмитрий Гутов создает вариации на темы знаменитых картин, работая с металлом, а не с холстом и красками, и металл в его руках обретает хрупкость и решительность кисти. Специально для биеннале Гутов сделал композицию по рисунку Рембрандта «Молодая женщина с ребенком на руках», на выставке также можно увидеть другие его работы на темы картин великого голландца, в том числе «Девушку» и «Старика». Рядом с ними — офорты самого Рембрандта и его полотно «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» из постоянной экспозиции Пушкинского музея. Возможно, по ночам персонажи Рембрандта всматриваются в работы Гутова, пытаясь узнать если не себя, то своих знакомых.
###Восток. Деконструкция
ВДНХ, павильон 13 («Здоровье»)
18 сентября — 25 октября
Молодые московские художницы восприняли тему биеннале «Жизнь вместе» как повод поговорить о том, как Запад воспринимает, принимает и не принимает Восток. Их выставка — про зыбкость границ западной и восточной художественных традиций. Мария Полуэктова снимает российских рыбаков, напяливших снежной зимой вьетнамские конические шляпы, Анастасия Качалова посвящает свою композицию Ground Zero хрупкости западной цивилизации, что кажется такой прочной, а Ольга Карягина занята тем, чтобы убедить зрителя в нелепости идеи выстраивать восточное искусство в европейском порядке. Сотни пиал и колонны из раскрашенных китайских ваз, видео, фотографии и перформансы. Взгляните: соседи совсем рядом, и мы влияем на жизнь друг друга.
Анна Гордеева