Как власть пыталась услышать бизнес
Бизнесмены мечтают о кухне на колесах и налоге с чаевыхВ День предпринимателя более 1500 московских бизнесменов съехались на ВДНХ на форум «Время новых возможностей 15-20». МОСЛЕНТА рассказывает, как это было.
Жара, сияющие на солнце белые шатры, модели в красном мини со значками «Сделано в Москве» раздают карту форума. Посетители стараются тут же нырнуть в один из шатров, где есть кондиционеры. Бойлеры пусты, воды в бутылках не достать. Единственный очаг жизни на улице — стойка с бесплатными коктейлями. Берут по два. Все это напоминало бы средней руки корпоратив в яхт-клубе на Клязьме, если бы не соседство с фонтаном «Дружба народов».
Предпринимательский форум «Время новых возможностей 15-20» правительство Москвы проводило впервые и обещало сделать ежегодным. Далеко идущие планы заявлены уже в самом названии: «15-20» — это первая «пятилетка» близкого взаимодействия городских властей с предпринимателями. Схема коммуникации намечена следующая: по итогам бизнес-сессий участники дискуссий сводят свои решения и тезисы в официальное коммюнике, которое передают в правительство Москвы, где для проработки и включения этих предложений «в стратегию развития отраслей» создана рабочая группа.
Среди ведущих бизнес-тренеров даже затесался человек с профессией под названием стартап-хирург. Вкладывая в выступление всю свою харизму, он бодро рассказывал о том, как правильно оценить свою бизнес-идею и с каких шагов начинать ее воплощение.
Открыла форум заместитель мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. Она поздравила предпринимателей с профессиональным праздником, сорвала аплодисменты, сказав, что «именно предприниматели — наиболее активные и инициативные люди, двигающие нашу экономику вперед», и назвала мероприятие «форумом наоборот», где власть слушает бизнес.
Когда после официальной части дискуссионные группы расселись за круглые столы, услышать бизнес никак не удавалось: микрофоны не включались, и слова каждого спикера в гуле голосов могли разобрать только соседи. Понять, о чем они вели речь, удалось позже, на официальном подведении итогов. Например, Дмитрий Волков, общественный представитель «Агентства стратегических инициатив», выступавший от лица рестораторов, впечатлил собравшихся тем, что долго говорил о необходимости легализации чаевых. «Если, —рассказывал Волков, — как в Европе вносить их в общий счет, это позволит официально отчислять с этих сумм 15 процентов налогов. А чаевые в Москве, между прочим, это рынок в один миллиард рублей в год». Оказалось, предпринимателей от общепита беспокоит вопрос, как начать платить налоги с чаевых. Также Волков поднял вопрос о сложностях с оформлением кухни на колесах (фуд-трака), из-за чего невозможно легально кормить людей с передвижных пунктов питания. По мнению Волкова, в этом отношении существующие законодательные препятствия являются «типичной административной преградой».
Здесь на площадках мы показываем, что каждый москвич, который хочет организовать свой бизнес, может это сделать максимально быстро: прямо здесь и сегодня, либо в подразделениях государственного бюджетного учреждения «Малый бизнес Москвы», которые есть в любом округе.
Александр Колодезный
руководитель сети государственных коворкингов «Делу место»
В соседнем шатре тем временем один за другим проходили открытые лекции по личной эффективности. Среди ведущих бизнес-тренеров даже затесался человек с профессией под названием стартап-хирург. Вкладывая в выступление всю свою харизму, он бодро рассказывал о том, как правильно оценить свою бизнес-идею и с каких шагов начинать ее воплощение. Кондиционеры не справлялись с жарой, но в шатре все же было лучше, чем на улице. Многие сидели в наушниках и читали брошюры из соседнего, самого крупного на форуме шатра «Бизнес МФЦ».
Именно это пространство было организовано с максимальной эффективностью и, похоже, главная работа форума шла именно здесь. Работали площадки «Зарегистрируй компанию», «Открой расчетный счет», «Найди площадь для бизнеса», «Участвуй в торгах», «Инвестируй в Москву», «Пройди обучение», «Подбери персонал», «Получи поддержку», «Защити свой бизнес» и «Получи консультацию». У стенда «Найди площадь для бизнеса» не иссякала очередь к девушке, регистрировавшей компании, которые хотели бы арендовать рабочие места в коворкинг-пространствах. Разобраться в устройстве и работе консультационного шатра помогал Александр Колодезный, руководитель сети государственных коворкингов «Делу место».
«Мы показываем, что каждый москвич, который хочет организовать свой бизнес, может это сделать максимально быстро: прямо здесь и сегодня либо в подразделениях государственного бюджетного учреждения "Малый бизнес Москвы", которые есть в любом округе. Ведь многие просто не знают о том, что мы бесплатно помогаем регистрировать компанию, консультируем по налогообложению, предоставляем пространство для работы и оказываем начинающим предпринимателям еще множество консультационных и практических услуг. Работа вверенной мне сети коворкингов сейчас только набирает популярность, для многих это открытие — узнать, что аренда одного офисного рабочего места у нас стоит 400 рублей в день.
Сеть коворкингов "Делу место" относится к департаменту науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. На данный момент коворкингов у нас шесть, в том числе в Троицке и Зеленограде. Плюс есть еще два проекта, которые относятся напрямую к департаменту: Технопарк "Строгино", где недавно открылся коворкинг на 25 мест, и "Свободное плавание" в Нагатино, где место стоит 5 900 рублей в месяц или 400 рублей в день.
А есть и бесплатные площадки, причем слово "бесплатно" действует на людей магически. Как только мы опубликовали информацию о том, что правительство Москвы поддерживает предпринимателей и уменьшает их издержки на стадии старта бизнеса, а мы в рамках этой программы предоставляем бесплатные коворкинги, у нас моментально возник лист ожидания из 300 человек. Мы стараемся этот лист сократить, открываем новые площадки.
Вторая наша популярная услуга — это бесплатные образовательные программы. Наша разработка — программа "Коворк ап", которая включает ряд таких компетенций как работа в команде, делегирование полномочий, маркетинг, бухгалтерия. Это "курс молодого бойца" для начинающего предпринимателя. Мы вводим понятие "трекеры", еще их называют "бизнес-ангелы" — это люди, которые закрепляют у обучающихся те компетенции, которые преподавались в общем курсе. Обучение проходит в группах от 100 человек, курс длится около месяца, около 600 часов консультаций. За счет образовательного блока мы увеличиваем скорость ротации начинающих бизнесменов: если раньше на то, чтобы правильно организовать свой бизнес, у них уходил год, сейчас на это уходит шесть месяцев. Такие клиенты быстрее покидают коворкинги, что позволяет освободившиеся места предоставить новым предпринимателям».
К пяти часам форум начал пустеть: похоже, бизнесмены отправились готовиться к балу предпринимателей, разговоры о котором велись целый день. В пресс-центре сообщили, что за день форум посетили более 3000 человек. Около тысячи предпринимателей получили бесплатные консультации, а четверо подали заявления на регистрацию своих компаний.