«Отдам картины за молоко»: как коронавирус заставляет россиян менять профессию
Они остались без денег и вынуждены искать новые источники заработка«Я сама – актриса, работающая в антрепризных и в цирковых проектах. Но дело даже не в этом. Лучше начну вот так: когда в Москве началась вся эта история с пандемией и самоизоляцией, я листала ленту фейсбука и увидела, как одна моя знакомая – невероятно талантливая скрипачка и очень хороший художник – выложила пост о том, что из-за отсутствия работы она продает картины. Точнее, даже не продает, а готова обменять на долгоиграющее молоко для своего ребенка. Вот такой вот бартер…Эта история тронула меня настолько, что, во-первых, я сразу же купила у нее картину, а, во-вторых, написала об этой женщине двум своим подругам-актрисам. И сказала им, что у меня появилась идея: «вскрыть» у наших творческих людей их, так сказать, запасное дно, чтобы помочь им предлагать свои услуги миру в наше непростое время».
«Большинство из тех, чьи объявления мы размешаем на странице нашего проекта – актеры независимые, то есть не получающие зарплату от государства. Но есть и те, кто работает в федеральных и городских театрах. Да, эти люди получают там зарплату. Но, вы сами понимаете, что театральная зарплата без премии – мягко говоря, не очень большая. А людям нужно как-тио выживать, кормить семьи и сейчас, и после карантина, когда ситуация вряд ли быстро выправится…»
«К нам обращаются люди самых разных профессий: танцовщицы, актрисы, певцы, канатоходцы. Мы стараемся помочь им всем, поэтому публикуем все их объявления совершенно бесплатно.
Как все они о нас узнают? Пока – с трудом, потому что все мы – создатели проекта – актрисы и по жизни занимались только этим, а сейчас нам приходится постигать мир социальных сетей, рекламы, фоторедакторов и всего такого прочего. Мы просим рассказать о нас разным медийным звездам, телеграм-каналам. Кто-то нам помогает. Кто-то – просит денег: мол, если хотите, чтобы я про вас написал, дайте мне столько-то. Но у нас денег нет, поэтому мы стараемся обходиться своими силами».
«Большинство представлений участников нашего проекта очень лаконичные. Но это ни какая-то там принципиальная позиция: мы сами понимаем, что нужно сильнее раскрывать персонажей, что вызовет у читателей страницы больше сочувствия к ним. Но, во-первых, мы это делать элементарно не успеваем – нас всего трое, а людей к нам обращается с каждым днем все больше и больше. А, во-вторых, многие артисты рассказывать о себе подробно очень стесняются. Особенно – мужчины, которым всегда сложнее признавать, что они попали в сложную ситуацию. Мы не лезем, не настаиваем. Поэтому объявлений от них во «Втором дне» вообще очень мало».
«Я в курсе практически всех историй обратившихся к нам актеров. И знаю, что всеми ними стоит какое-то бездонное количество страха. Да, конечно, есть те, кому полегче: у кого-то работает супруг или супруга, у кого-то капает хотя бы какая-то денежка, но всем им страшно, потому что совершенно не ясно, когда у них появится хоть какая-то стабильность – особенно у участников независимых проектов... Когда выделятся финансы? Когда возобновятся фестивали? Ответов нет. А теперь представьте, что среди этих артистов есть те, у кого на руках маленькие дети. И ведь таких – почти половина. А еще есть матери-одиночки, которым вообще тяжелее всего. Если женщина меняет свои картины на молоко, то это как? Это же уже практически полный крах жизни! А актеры еще и в принципе по своему складу очень ранимые натуры, поэтому у многих из них сейчас самое настоящее депрессивное состояние. Я боюсь думать, к чему это может привести…»
«Каждый актер в рамках нашего проекта предлагает читателям ту или иную услугу. Но, увы, пока большинство из них не особо востребованы. Мы регулярно спрашиваем у ребят, кто что продал, и вот что оказалось: спросом, как правило, пользуются картины для интерьера, вязаные кофточки для детей, брошки, то есть что-то осязаемое и конкретное. А, скажем, онлайн курсы актерского мастерства, услуги дубляжа и написание стихов «на тему» сейчас продвигаются очень тяжело. Но все надеются. Все надеются…»
«Конечно, вся нынешняя ситуация – она про ту самую фразу, которую нам часто говорили наши мамы и бабушки: «Ты сначала получи нормально образование, а потом иди в артисты, художники и писатели!» Так ведь и есть… В наше время любой, кто идет профессионально заниматься творчеством, должен понимать, что у него может ничего не получиться, а, значит, он должен иметь второе дно, которое, случись что, будет его подушкой безопасности. И оно у многих есть. Другое дело, что актеры, как и прочие люди, не всегда умеют быстро подстраиваться под стремительно меняющуюся ситуацию. Они боятся, поэтому не могут себя найти вне профессии. И получается какой-то замкнутый круг. Мы пытаемся их из этого круга вырвать, показать, что жизнь – куда шире актерства».
«Нам пишут многие – официанты, парикмахеры. Но, к сожалению, мы не можем помочь всем, поэтому выделили для себя направление – людей, связанных с творчеством – и стараемся все сделать для них. «А вы знаете, что парикмахер – тоже очень творческая профессия!», - получила я недавно сообщение. Конечно, знаю! Но наши возможности не безграничны, так что, может, парикмахерам и официантам поможет кто-то еще? Это было бы здорово!»